25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4171 Материалы по теме
грачева
По данным Минфина России, в 2009 году кредитные организации предоставили субъектам Федерации кредитов на сумму 304,6 млрд руб. Большинство кредитов было направлено на финансирование дефицитов региональных  и муниципальных бюджетов. В 2010 году объем средств  и число направлений сотрудничества банков с субъектами Федерации и муниципальными образованиями должно увеличиться. О перспективах сотрудничества региональных и муниципальных администраций с коммерческими банками в нынешнем году рассказывает вице-президент Промсвязьбанка Надежда ГРАЧЕВА.

— Надежда Юрьевна, какова ситуация в банковской системе на начало года и каким образом она может отразиться на роли кредитных организаций в бюджетном процессе в нынешнем году?
— В начале прошлого года банковская система благодаря оперативной поддержке регулятора и большой внутренней работе кредитных организаций справилась с первым ударом кризиса, выстояла. Главным приоритетом для банков стало повышение качества портфелей, снижение рисков при кредитовании, привлечение пассивов для обеспечения собственной устойчивости. Объем кредитования юридических лиц частными коммерческими банками снизился на 6,1 процента, у банков с государственным участием этот показатель продемонстрировал рост на 7,5 процента, однако источником роста во многом стали меры по выполнению поручений Правительства Российской Федерации. К началу 2010 года ведущие российские банки — государственные и частные — сформировали солидную, а возможно и избыточно масштабную, «подушку ликвидности».
Для кредитных организаций сегодня вопрос номер один — размещение накопленной ликвидности в активы с минимальным уровнем риска и приемлемым уровнем процентного дохода. Реальный сектор, к сожалению, восстанавливается невысокими темпами, а по уровню кредитного качества уступает государственным заемщикам. Поэтому в первой половине года мы ожидаем существенного притока средств кредитных организаций на рынок государственного долга — в первую очередь регионального и муниципального. Роль банков в бюджетном процессе в 2010 году будет однозначно возрастать.

— Означает ли это, что банковские кредиты призваны заменить бюджетные кредиты и безвозмездные поступления, которые в прошлом году так помогли регионам удержать финансовую ситуацию под контролем?
— Несмотря на избыток ликвидности в банковской системе, такой сценарий маловероятен. В прошлом году Правительство РФ выделило субъектам Федерации в виде безвозмездной помощи на порядок больше средств, чем банки — около 1,5 триллиона рублей. Замещение хотя бы половины этого объема кредитами коммерческих банков поставит вопрос об увеличении расходов региональных бюджетов на обслуживание долговых обязательств.

— Но процентные ставки по кредитам продолжают снижаться…
— Снижение ставок носит временный характер, связанный с давлением избытка ликвидности, низким числом качественных заемщиков в корпоративном секторе и необходимостью обслуживать короткие пассивы. Ставки по кредитам для бюджетной сферы (см. график 1) будут снижаться в первом полугодии 2010 года, однако уже в третьем квартале мы можем увидеть изменение тренда.
график

— В чем причина столь пессимистичных ожиданий?
— Банковское сообщество ожидает дальнейшего ухудшения качества активов, роста резервов и усиления давления на капитал. Нужно отдавать себе отчет в том, что целый ряд проблем в 2008–2009 годах удалось отсрочить, но не решить. Во многом решения будут зависеть от макроэкономических условий и темпов восстановления реального сектора. А надежды на его быстрое восстановление пока оправдываются не в полной мере. Мы не исключаем, что во втором полугодии вырастут ставки по кредитам, и те заемщики, которые в первом полугодии смогут привлечь дешевые кредитные ресурсы, окажутся в более комфортном положении.

— Сможет ли размещение облигаций стать альтернативным источником привлечения средств в бюджеты субъектов Федерации во втором полугодии 2010 года?
— Размещение облигаций не столько альтернатива, сколько дополнительный инструмент, который могут использовать региональные и муниципальные финансисты для балансировки своих бюджетов. Дюрация облигационных выпусков субфедеральных и муниципальных заемщиков в среднем вдвое продолжительней сроков, на которые эти же заемщики могут привлечь кредитные ресурсы. При этом доходность размещаемых выпусков на сегодняшний день сопоставима со средней процентной ставкой по кредитам в силу того, что долговая нагрузка регионов невысока. Однако важно понимать, что откладывать использование этого инструмента на второе полугодие рискованно: как показал опыт 2008 года, любая дестабилизация в банковской сфере негативно отражается на всех сегментах финансового рынка, не исключая рынок облигаций.

— Региональные администрации разделяют негативные ожидания банков? Насколько велик в январе-феврале спрос региональных и муниципальных администраций на банковские кредиты?
— По данным на 16 февраля 2010 года состоялись или частично состоялись более 50 конкурсов по привлечению средств кредитных организаций для финансирования расходов бюджетов регионов и муниципальных образований. Для сравнения, за первые два месяца 2009 года состоявшихся или частично состоявшихся конкурсов было всего 14. Это соотношение характеризует текущую потребность регионов и муниципальных образований в кредитных ресурсах. С другой стороны, это и характеристика того, что региональные финансисты рассматривают банковское кредитование в качестве эффективной альтернативы пополнения доходной части бюджета в условиях «платежной паузы» и сжатия налогооблагаемой базы.

— В предыдущем интервью вы подчеркивали стабильность бюджетного процесса, достигнутую благодаря проведенным бюджетным реформам 2000-х годов. В настоящее время Минфин готовит среднесрочную программу повышения эффективности бюджетных расходов. Какие ее положения наиболее интересны с точки зрения участия в их реализации кредитных организаций?
— Детальный анализ предложенной Министерством финансов РФ программы еще впереди — в течение нынешнего года ее контуры будут формироваться с учетом различных факторов, поэтому какие-то конкретные выводы об участии банков в процессе реализации программы пока преждевременны. Однако уже сейчас обращает на себя внимание тот факт, что в число задач бюджетной реформы вошел тезис о необходимости повышения качества управления бюджетным процессом «путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента». В решении этой задачи кредитные организации, имеющие компетенцию в сфере государственных финансов, могут принять самое непосредственное участие. Более того, могу сказать, что процесс обмена опытом между корпоративным и государственным сектором в части финансового управления уже реализуется в рамках соглашений о сотрудничестве, заключаемых кредитными организациями и субъектами Федерации, а также в ходе дискуссий в рамках профессиональных объединений — таких, как Сообщество финансистов России,

— Ожидаете, что этот обмен опытом теперь активизируется?
— Обмен опытом возможен и эффективен, когда он происходит на базе долгосрочного, стратегического сотрудничества и партнерства. Мы, безусловно, будем помогать адаптироваться к новым условиям реформирования бюджетного процесса нашим партнерам из числа субъектов Федерации и муниципальных образований.

— Каковы ваши прогнозы развития ситуации с формированием доходной части региональных и муниципальных бюджетов? Способны ли коммерческие банки предложить свои решения в этой составляющей бюджетного процесса?
— Пока прогнозы неутешительные: ситуация с собственными налоговыми и неналоговыми доходами субъектов Федерации в 2010 году будет оставаться напряженной. Бюджетные ограничения в части капитальных расходов этому будут только способствовать, потому что, с одной стороны, регионы вынуждены усиливать режим жесткой экономии, а с другой — сокращаются возможности для формирования долгосрочного тренда восстановления реального сектора экономики.
Коммерческие банки готовы совместно с региональными администрациями осуществлять поиск точек роста, участвовать в софинансировании инвестиционных программ в реальном секторе, работать с предприятиями бюджетной сферы, подрядчиками государственных и муниципальных заказов. У нас есть достаточно ресурсов и опыта для того, чтобы найти баланс интересов регионов и кредитных организаций и помочь субъектам Федерации реализовать их экономический потенциал в различных направлениях: от инфраструктурных проектов до экономии расходов на осуществление расчетов с предприятиями бюджетной сферы, от поддержки программ модернизации и повышении энергоэффективности ключевых предприятий региона до развития кредитования малого бизнеса. Решений и возможностей у коммерческих банков достаточно. Важно, чтобы финансисты в регионах были готовы их использовать, подняли головы, чтобы увидеть свет в конце тоннеля.

—Изменятся ли приоритеты Промсвязьбанка в сфере государственных финансов в 2010 году?
— Если говорить о качестве нашей работы, о стремлении к комплексному подходу к сотрудничеству с администрациями субъектов Федерации и муниципальных образований, о предложении инновационных банковских продуктов, то эти приоритеты останутся неизменными, поскольку они — неотъемлемая часть стратегии Промсвязьбанка. Тактические изменения в 2010 году будут связаны с улучшением наших предложений в части выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций, расширением количества и размера программ кредитования. В нынешнем году мы планируем наполнить реальным содержанием наши соглашения о сотрудничестве с региональными администрациями и правительствами, а также расширить географию такого сотрудничества путем заключения новых соглашений.

Справка «Бюджета»

Надежда Грачева, вице-президент ОАО «Промсвязьбанк», к. э. н.
Родилась в 1977 г. в Казахстане.
В 1999 г. окончила экономический факультет Томского государственного университета.
1999 г. — специалист по проектному финансированию КБ «Движение».
1999–2003 гг. — аналитик Департамента недвижимости администрации города Томска.
2003–2006 гг. — советник заместителя мэра, директора Департамента финансов администрации города Томска.
С 2007 г. — руководитель бизнес-направления «Государственные финансы» инвестиционного департамента АКБ «Промсвязьбанк».
С 2008 г. — руководитель департамента государственных финансов ОАО «Промсвязьбанк»
С 2009 г. — вице-президент ОАО «Промсвязьбанк».
Автор ряда книг, брошюр, статей о собственности, бюджетной системе, инвестициях, законодательстве о закупках, рынке ценных бумаг и т. п.

Материал подготовил Владимир КРАВЧЕНКО, Журнал "Бюджет, март 2010 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно