Версия для печати 1715 Материалы по теме
Россия, Беларусь и Казахстан обретут единое экономическое пространство
руки
"Мы последовательно будем продвигать идею общего экономического пространства единой Европы от Атлантики до Тихого океана". Такую амбициозную глобальную цель озвучил вчера на Международной конференции "Техрегулирование-2012" первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов.

На конференции, которая собрала сразу трех вице-премьеров стран - участниц Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, был аншлаг. Во-первых, участникам надо было сверить часы по запуску с 1 июля 2010 года Таможенного союза в полном объеме в классической форме. То есть с одним таможенным кодексом и с единым таможенным контролем на внешних границах трех стран, а также с одним наднациональным органом, принимающим решения по пошлинам и тарифам от имени правительств трех стран. Во-вторых, надо уточнить, какими темпами и решая какие узловые вопросы идти в 2012 год, теперь уже в единое экономическое пространство стран Таможенного союза. Говоря об этих интеграционных процессах, Игорь Шувалов для начала опроверг отдельных высокопоставленных экспертов, которые, как он сказал, до сих пор "высокомерно" относятся к объединению в Таможенном союзе трех "не очень развитых экономик", мол, Таможенный союз будет только ослаблять их. "Это ошибочная точка зрения", - подчеркнул вице-премьер. По словам Шувалова, сегодня, к примеру, Казахстан в сфере банковской системы, налоговых новаций, а Белоруссия в сфере технического законодательства имеют значительно более развитые экономические институты, точно так же как в России есть свои преимущества. "Это позволит создать мощную базу для рывка вперед", - отметил Шувалов. И добавил, что три экономики и народы трех государств от этого только выиграют.

А вот создание к 1 января 2012 года единого экономического пространства (ЕЭП), по мнению российского вице-премьера, - еще более сложный проект. "Понадобится заключить двадцать базовых соглашений, касающихся единых правил конкуренции, принципов субсидирования промышленных предприятий и сельскохозяйственного сектора, допуска к энергетической и транспортной инфраструктуре, унифицировать законодательство", - пояснил он. При этом, по словам Игоря Шувалова, странам Таможенного союза придется адаптировать цивилизованные нормы ВТО и Евросоюза на своей экономической площадке. И без наднациональных органов управления в ЕЭП уже не обойтись. Чуть позже, на пресс-конференции, отвечая на вопросы корреспондента "РГ", сколько примерно таких наднациональных органов и в каких сферах будет создано, Шувалов сказал: "Это станет предметом отдельных договоренностей всех трех государств". Сам российский вице-премьер предположил, что, по-видимому, такие органы понадобятся в сфере антимонопольного регулирования, доступа к инфраструктуре естественных монополий. "Смысл деятельности наднациональных органов - не допускать дискриминации со стороны национальных правительств, максимально обеспечивать свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы", - пояснил Шувалов. По его словам, выстраивая наднациональные органы управления, участники ЕЭП будут обращаться к опыту Евросоюза, модифицируя его. "Можно ли утверждать, что с введением единых норм, технических законов, стандартов в ЕЭП уже невозможны будут торговые войны, как это было, например, в случае с белорусским молоком?" - задал неудобный вопрос один из журналистов. В ответ Шувалов заметил, что никаких торговых войн не было, а были разногласия, которые цивилизованно решались. Более того, по мнению Шувалова, разногласия надо воспринимать как норму жизни. Острую тему тем не менее продолжили казахстанский и белорусский вице-премьеры. По словам заместителя премьер-министра Республики Беларусь Андрея Кобякова, если, к примеру, в рамках единого экономического пространства какое-либо государство нарушит базовое соглашение по тем же государственным субсидиям в пользу собственных производителей, то разрешать такие торговые споры будут по единым процедурам. "Например, в Экономическом или Таможенном суде", - сказал первый заместитель премьер-министра Республики Казахстан Умирзак Шукеев. Все эти макроэкономические и судебные институты предстоит создать за оставшиеся полтора года. На повестке дня стоит также еще один острый вопрос - создание единого органа по аккредитации сертификационных компаний, которые на начальном этапе отслеживают безопасность товаров, поступающих в оборот. По предложению белорусской стороны, этот компетентный орган по аккредитации должен иметь жесткий реестр, попасть в который смогут только серьезные компании, имеющие испытательные лаборатории, а не только "стол, стул и компьютер". Игорь Шувалов, кстати, поддержал белорусского коллегу. А кроме того, сообщил о ближайшей реформе российской системы аккредитации, насчитывающей сегодня 11 федеральных структур, которые выполняют функции по аккредитации. Вскоре в России появится единый уполномоченный орган по аккредитации при минэкономразвития, регулирующий единые правила по аккредитации органов по сертификации продукции. Участие в работе конференции главы представительства Европейского союза в России Фернандо Валенсуэлы свидетельствовало о том, что глобальная цель создания общего экономического пространства единой Европы - тоже отнюдь не утопия и в перспективе достижима. То, что Евросоюз в этом заинтересован, глава его представительства подтвердил сообщением о том, что в настоящее время и до 2011 года ЕС финансирует проект стоимостью 2,5 миллиарда евро по сближению европейской системы техрегулирования стандартов сертификации ЕС - Россия.

Между тем

Как вчера сообщил первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов, Россия, председательствующая в этом году в странах СНГ, готовит базовое соглашение о зоне свободной торговли. Один из главных пунктов еще одного интеграционного соглашения - повышение статуса трудовых мигрантов на территории бывшего СССР.

Источник: "Российская газета"
Поделиться