Версия для печати 1719 Материалы по теме
Михаил Антропов: «Готовимся к началу инвестиционного бума»
инвестиции
Основанный в центре Кольского полуострова в 1966 году, сегодня город строителей, ученых, обогатителей, энергетиков, железнодорожников и работников сельского хозяйства Апатиты борется за статус наукограда. Глава муниципального образования Михаил Антропов в интервью корреспонденту «Губернского делового журнала» рассказал о том, как обеспечивается устойчивая работа городского хозяйства, создаются условия для удовлетворения потребностей населения в образовательных, медицинских и других услугах, в реализации творческого потенциала:

- Апатиты - самый молодой город на Кольском полуострове: ему недавно исполнилось 43 года. История его началась с освоения этого края в 20-х годах прошлого столетия, когда были обнаружены гигантские месторождения минеральных ресурсов. В советское время железнодорожный разъезд «Белый» (впоследствии станция «Апатиты») стал пунктом, куда приходили грузы для предстоящей стройки. В этом месте было решено развивать и аграрную науку - организовать за полярным кругом (первое в мире!) крупное аграрное хозяйство, которое и в настоящее время успешно работает, - ОАО «Агрофирма «Индустрия», которое дает 20 процентов от всей сельхозпродукции Мурманской области. В настоящее время на территории города находятся также крупнейшая обогатительная фабрика, хлебозавод, молокозавод и многие другие предприятия.

- Апатиты называют центром науки и образования Кольского полуострова. Михаил Васильевич, как развивается научно-образовательный комплекс города?

- В конце прошлого века у нас созданы три крупных филиала высших учебных заведений (до этого не было ни одного). Шесть с половиной тысяч студентов - это самый большой контингент в Мурманской области! Будущее нашего города, которое определено стратегией его развития на ближайшее десятилетие, - это развитие малого и среднего бизнеса, связанное с наукоемкими технологиями, внедрением современных научных достижений.

За последние годы сделано немало в сфере инновационного предпринимательства. Так, в Кольском научном центре РАН создан Центр трансферттехнологий. Организовано некоммерческое партнерство при участии городской власти «Технопарк города Апатиты». Недавно организованный бизнес-инкубатор, каких не более десятка в стране, уже приступил к работе. Не случайно одной из визитных карточек нашего города стал месячник предпринимательства в форме народно-хозяйственной выставки достижений малого и среднего бизнеса всей Мурманской области, который проходит ежегодно в нашем Дворце культуры.

В городе работает ОАО «Северные кристаллы», с крупнейшей в России производственной базой и научным потенциалом для выращивания оксидных монокристаллов и выпуска на их основе изделий. В Апатитах расположены также ОАО «Мурманская геологоразведочная экспедиция», ОАО «Кольский геолого-информационный лабораторный центр», Кольский филиал Учреждения Российской академии наук Геофизической службы РАН и Кольский научный центр имени С.М. Кирова Российской академии наук. Кольский научный центр РАН включает девять институтов, восемь из которых находятся в Апатитах.

- Как сейчас, в период кризиса, вам удается поддерживать малый и средний бизнес?

- Мы в 2005 году придумали свою «балльную» систему, в которой обязательными были следующие условия: кредитная история предприятия, наличие у него необходимых кадров, ресурсов, как он себя зарекомендовал раньше, выполняя подобные работы. Комиссия выставляла баллы по каждому критерию из расчета от 0 до 10. Ну невозможно было при этой системе «купить» всю комиссию. И нам кажется, что она позволяла отдавать предпочтение тем, кто реально мог качественно выполнить работы.

В прошлом году в форме открытых торгов заключено контрактов на 215 миллионов рублей. Часто мы ничего не можем сказать о тех, кто пришел со стороны: смогут ли выполнить поставленные перед ними задачи? А если это питание детей? Как контролировать, чтобы поставляли продукты необходимого качества в данной ценовой зоне? Нам говорят, что нужно заключить контракт, а потом судиться. Ну а если дети пострадают? Мы же на местном уровне видим и знаем, кто реально может это сделать и с кого можно спросить! Главное - четко понимать, кто и с какой целью расходует наши муниципальные средства, сможет ли этот участник качественно выполнить работу.

- Вы были в первый раз избраны главой муниципального образования город Апатиты в апреле 2004 года. Трудно решать накопившиеся за прошедшие годы проблемы?

- Конечно, главный инструмент решения задач - бюджет. Произошел значительный рост поступающих в него собственных доходов, связанных, прежде всего, с администрированием в рамках использования муниципального имущества, а также платежей за использование земли на территории города. В 2008 году более чем на 60 процентов увеличилось поступление в городскую казну от использования муниципального имущества, 80,6 процента составило увеличение поступлений от арендной платы за земельные участки. Область увеличила перечисление средств из регионального в городской бюджет. Хотя в целом тенденция последних лет - в рамках выполнения 131-го Закона - уменьшение доли собственных доходов, когда-то эта часть, регулируемая налогами, составляла 50 процентов, а сейчас - 38 процентов. Все остальное - областные субвенции, субсидии и дотации. Но это, я думаю, проблема всей страны.

Муниципалитетам хотелось бы больше полномочий в решении вопросов местного значения - того, что непосредственно определяет социальное благополучие любого человека. Мы постоянно сталкиваемся с нехваткой средств для обеспечения горожанам возможности заниматься спортом, участвовать в культурных мероприятиях. Поэтому нередко приходится обращаться за поддержкой к бизнесу, и надо сказать, что у нас на территории есть взаимопонимание по этому вопросу. Крупнейшее предприятие ОАО «Апатит» реализовало за последние годы несколько проектов на территории города, в том числе - реконструировало привокзальную площадь и городской стадион, где недавно уложено поле с искусственным газоном.

За последние пять лет мы значительно увеличили объемы финансирования спорта. Только за три года - в 2,5 раза, хотя и этих средств по-прежнему мало. Несколько лет потратили на подготовку проектно-сметной документации и экспертизы достройки большого важного спортивного объекта - Ледового дворца, который с советских времен стоял в центре города недостроенным, и это при острой нехватке площадей для занятий спортом! Мы успели подготовить проект, но вмешался кризис, дворец вновь выпал из областной инвестиционной программы, пришлось - во второй раз - заморозить начало строительства. Такая же ситуация и с рядом других объектов, к примеру с недостроенным хирургическим корпусом нашей больницы.

Удалось нарастить объемы капитального ремонта дорог, жилфонда, мы также вкладываем средства в ремонт школ и детских садов. Одним из инструментов эффективного использования бюджетных средств стало создание городских целевых программ, сегодня их уже 14, по самым разным направлениям - от безопасности дорожного движения и борьбы с наркотиками до общей программы социально-экономического развития города.

Если обратиться к статистике, то за последние годы капитальные вложения в основные средства за счет городского бюджета опережали инвестиции частного сектора в нашем городе, причем значительно. В этом году вложения в основной капитал за счет бюджета увеличиваются на 23 процента по сравнению с 2008 годом и достигают 150 миллионов рублей. В период кризиса особенно важно эффективно обеспечить управление нашими скудными ресурсами. В целом опыт, который мы наработали, позволяет нам в этом году не снижать запланированные объемы капремонтов, затрат на подготовку школ, детских садов к началу учебного года и отопительного сезона.

- Что вы можете сказать о процессе реформирования ЖКХ?

- Принятым 185-м Федеральным законом четко определено: федеральная поддержка будет только тем, кто заменит муниципальные предприятия в сфере управления и обслуживания жилищно-коммунального сектора на частные, при одновременном создании ТСЖ. Мы идем этим трудным путем. К сожалению, эти ресурсы - не панацея, их выделено на всю страну примерно в десять раз меньше, чем необходимо сфере ЖКХ для приведения ее в нормальное состояние. Даже если Мурманская область в этом году все же получит средства из фонда, то за три года мы сможем отремонтировать всего 10-15 процентов домов. С завершением работы фонда проблемы не исчезнут, они, скорее всего, лишь усугубятся.

Жилищно-коммунальный сектор - это треть всех основных фондов страны, он требует больших вложений. Только по нашему городу мы вкладываем в него ежегодно почти 100 миллионов рублей. Но фактически устраняем только самые кричащие проблемы. В этом году сняли с других источников средства и выделили 5,5 миллиона рублей на решение проблем одного из микрорайонов, дома и инфраструктура которого достались нам в наследство от железной дороги и где сети не ремонтировались в течение 15 лет. Это, конечно, была катастрофическая ситуация, которую удалось решить, - но завтра возникнет не менее кричащая, уже в другом месте.

- Кризисные явления сегодня ощущаются в экономике любого города. Каковы, на ваш взгляд, основные пути выхода из сложившейся ситуации?

- В соответствии с указом Президента РФ, каждое муниципальное образование теперь отчитывается - и впервые в этом году мы подготовили доклад об исполнении почти 70 показателей эффективности работы муниципального образования, сделали оценку предыдущего периода и наметили перспективы. Надеюсь, что сравнение этих показателей по нашему региону и по всей стране фактически подтвердит мои слова о том, что мы стараемся в интересах людей, используем любую возможность для улучшения социальных и бытовых условий горожан. Мы прилагаем много сил к формированию благоприятного инвестиционного климата, чтобы выйти из кризиса подготовленными к началу инвестиционного бума. Мы с уверенностью и оптимизмом смотрим в будущее.

Источник: "Губернский деловой журнал"
Поделиться