25 апреля 2024 года
Версия для печати 4728 Материалы по теме
Одним из важнейших условий успешной реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является активизация процессов реформирования финансовой системы на уровне муниципальных образований края, создание стимулов для органов местного самоуправления к проведению этих мероприятий.
Владимир ШАПОВАЛОВ, министр финансов Ставропольского края

Ставропольский край – один из победителей конкурса по реформированию региональных финансов. Участие в этом конкурсе позволило со стороны взглянуть на исходное состояние региональных финансов, наметить четкий план мероприятий по их реформированию, а также осознать необходимость вовлечения муниципалитетов в этот процесс. Мы полагали, что эффект окажется наибольшим в том случае, если необходимость проведения реформ на муниципальном уровне будет понята и руководителями муниципальных образований. Так было принято решение о проведении среди глав муниципалитетов соответствующего опроса. В итоге 92% руководителей поселений и 100% глав муниципальных районов (городских округов) выступили за проведение указанных мероприятий. Главный вывод, сделанный по итогам проведения опросов, – осознание участниками собственной ответственности и реальной возможности существенно повысить качество управления муниципальными финансами. Опыт организации конкурсных процедур, полученные результаты по реформированию региональных финансов мы перенесли на уровень муниципальных образований края. По инициативе правительства края совершенствование управления финансами на уровне муниципальных образований связано с разработкой программ реформирования местных финансов, отобранных на конкурсной основе. Для этих целей в 2004 г. был образован краевой Фонд реформирования муниципальных финансов в размере 10 млн руб., сформирована конкурсная комиссия по выделению субсидий из ФРМФ, разработаны необходимые нормативные правовые акты.
ставрополь-орел
Провозглашенные цели: повышение качества управления муниципальными финансами, стимулирование экономического роста в муниципальных образованиях, усиление роли органов местного самоуправления в реформировании общественных финансов – привлекли значительную часть муниципалитетов края. В результате были отобраны пять из представленных заявок. Программы реформирования выполнялись в течение двух лет, с 2003 по 2005 г. К финишу подошли город Буденновск, Минераловодское территориальное муниципальное образование и два поселения – Незлобненский сельсовет Георгиевского района и Летнеставочный сельсовет Туркменского района.
Во время проведения конкурса участники поэтапно реализовывали намеченные мероприятия в области реформирования бюджетного процесса, увеличения налоговой базы муниципалитетов, повышения эффективности расходов бюджета, долговой политики, управления муниципальной собственностью. Другим немаловажным аспектом проведенных преобразований является повышение квалификации и уровня компетентности специалистов в области управления и финансов. Ведь позитивное развитие местного самоуправления невозможно при отсутствии подготовленных кадров. Материальное стимулирование победителей конкурса позволило им поднять на новый технический уровень оснащенность всех муниципальных служб, повысить квалификацию муниципальных служащих. Нужно сказать, что программные требования по каждому из направлений реформирования были достаточно высокими даже для районного уровня, не говоря о сельских поселениях. Для успешного выполнения программы требовались не только высококвалифицированные кадры, готовые к новаторству, но и софинансирование за счет средств местных бюджетов.
Экспертный опрос показал, что условия первого конкурса программ оказались сложными для 91% поселений, 77% городских округов, муниципальных районов, что свидетельствует о необходимости их упрощения. Основными причинами, по которым муниципальные образования не приняли участия в первом конкурсе, являлись наличие дисквалификационных критериев, отсутствие квалифицированных специалистов, необходимость софинансирования мероприятий за счет собственных средств. Однако руководители городских округов и муниципальных районов при опросе подтвердили свою готовность (71%) участвовать в сложных конкурсных процедурах с разработкой программ реформирования.
снежная лесница
Появление определенного опыта по итогам проведения первого конкурса реформирования местных финансов, а также проведенные среди участников конкурса опросы выявили ряд недостатков в его организации: в частности, то, что крупные города и малочисленные сельские поселения нельзя оценивать на одних и тех же конкурсных условиях. Более половины руководителей поселений справедливо сочли эту форму соперничества неприемлемой.
Кроме того, в крае муниципальные районы были созданы позже, чем городские округа или поселения, что не позволило создать единый перечень мероприятий, оцениваемых в динамике, например за последние три года. Необходимо было учитывать и различный уровень компетентности специалистов городских округов, муниципальных районов и поселений.
Все названные причины подтолкнули к принятию решения о создании трех фондов реформирования муниципальных финансов: городских округов, муниципальных районов и поселений. Для каждого типа муниципалитетов были определены свои условия, требования и, конечно, свой механизм стимулирования. Например, поселения освободили от обязанностей написания программ. В целях стимулирования поселений, достигших лучших результатов в сфере качества управления финансами, разработана формализованная система оценки показателей. Основой для анализа здесь являются ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета муниципального образования и данные налоговой службы о поступлении налогов во все уровни бюджета, а также о сокращении недоимки.
Для стимулирования поселений в бюджете Ставропольского края на 2006 г. запланировано 6 млн руб. В текущем году 10 лучших поселений края дважды (по состоянию на 1 апреля и 1 июля) получили дотации из краевого Фонда реформирования муниципальных финансов поселений. Предусматривается поэтапное прогрессирующее изменение минимальных требований к муниципалитетам, то есть пошаговое усложнение задачи. Например, муниципалитетам-победителям для очередного получения денежных средств необходимо соблюдать единые краевые стандарты казначейского исполнения местных бюджетов, создать и вести долговую книгу поселения, не предоставлять налоговых льгот. На очередную отчетную дату перед поселением, которое вновь оказалось в числе победителей, будут поставлены задачи иного уровня: разработка среднесрочного плана социально-экономического развития поселения, проведение опроса населения о качестве предоставления бюджетных услуг, соблюдение рекомендуемых нормативов штатной численности сотрудников в органах местного самоуправления и др.
В 2006 г. также завершается реализация второго этапа конкурса по реформированию финансов среди городских округов. По его итогам между двумя победителями – городами Георгиевск и Лермонтов – будут распределены средства в размере 20 млн руб. Муниципальные районы в свою очередь отчитываются о проведении мероприятий первого этапа. Здесь уже претендентов на получение грантовой поддержки из краевого бюджета три: Георгиевский, Апанасенковский и Петровский муниципальные районы. Учитывая активность, проявленную муниципальными районами после объявления конкурса на реформирование муниципальных финансов, в текущем году для них объявлен еще один конкурс. Среди претендентов – Благодарненский, Нефтекумский, Шпаковский муниципальные районы.
В ходе реализации программ реформирования муниципальных финансов получены результаты, демонстрирующие успешное решение ряда стратегических проблем в области управления финансами и развития муниципальных образований. Выполнение предусмотренных мероприятий способствовало улучшению экономического климата в территориях, получению комплексной оценки формирования и использования финансовых ресурсов, выработке стратегий развития муниципальных образований и в конечном итоге повышению эффективности и качества управления общественными финансами.

Справка «Бюджета»
шаповалов
Владимир Гаврилович ШАПОВАЛОВ, министр финансов Ставропольского края
Родился в 1952 г. в с. Елизаветинское Благодарненского района Ставропольского края.
В 1978 г. окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт, специальность «Экономика и организация сельского хозяйства», в 1992 г. – Российскую академию управления, специальность «Теория социально-политических отношений». Кандидат экономических наук.
В период с 1972 по 1991 г. работал на разных должностях в комсомольских и партийных органах края.
1991–1995 гг. – управляющий отделением № 1860 Сберегательного Банка РСФСР в г. Благодарном.
1995–2004 гг. – первый заместитель председателя правления Северокавказского банка Сбербанка России.
2004–2005 гг. – вице-президент – управляющий филиалом ОАО «Московский индустриальный банк» в Ставрополе.
С 2006 г. по настоящее время – министр финансов Ставропольского края.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно