25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 11954 Материалы по теме
Полтора года назад итальянский бизнесмен с русскими корнями Никола Саворетти (отец которого в 1968 году стоял у истоков создания автозавода ВАЗ в Тольятти) организовал в Москве Club Italia- структуру, которая помогает итальянским коммерсантам находить надежных партнеров в России, а российским – в Италии для развития бизнеса. За небольшой период существования клуб расширил свою деятельность, доказав актуальность идеи.

 - Никола, расскажите о Вашей организации…
- Я считаю, что итальянская бизнес-модель экономики наиболее приемлема на сегодняшний день для России, поскольку гиганты советского производства, – крупные заводы, не имеют больше смысла, а Италия, будучи страной мелкого бизнеса, маленьких семейных высокотехнологических компаний, наиболее подходит для помощи в развитии российского будущего. В России есть миллионы людей, которые могли бы заняться своим бизнесом, собственными разработками, получая небольшие кредиты и помощь от итальянских производителей, могли бы образовать собой средний класс, который является основой богатства каждой страны. В этой связи Club Italia выполняет роль переводчика менталитета итальянских производителей при переговорах с русскими инвесторами или предпринимателями. Когда профессионалы между собой договариваются, мы вместе составляем бизнес-план, предоставляем его государственным или частным итальянским фондам, заинтересованным в финансировании этого бизнеса. Одна из функций Club Italia – поиск партнеров для расширения бизнеса.

- Сегодня российские регионы видят в зарубежных инвестициях один из источников экономического роста, поступлений в бюджет, создания новых рабочих мест. Вы сотрудничаете с администрациями российских субъектов? В какой форме?
 - Россия, к счастью, очень хорошо организована с точки зрения административного деления, а те департаменты и сотрудники, которые в регионе ведут работу по привлечению зарубежных инвестиций, хорошо знают всех местных бизнесменов, проблематику, хорошо понимают, что нужно региону. Поэтому мы обязательно организуем первую встречу с правительством субъекта РФ и выясняем потребности этого региона, а также выясняем и некоторые негативные моменты, например, численность населения в регионе. Потому что начинать серьезные проекты в малочисленном регионе, где физически нет людей, которые могли бы работать на этих предприятиях, не имеет смысла. Увы, это очень печально, но такие проблемы всегда во всех странах существуют. Поэтому, сначала мы встречаемся с администрацией региона, получаем от неё рекомендации – какие итальянские предприятия могут быть интересны тому или иному предпринимателю, тому или иному району.

- Приведите пример взаимодействия с регионами РФ.
- В Краснодарском крае ведутся переговоры по поводу создания «маленькой Италии» - «little Italy» - вокруг уникально красивого озера, который напоминает Тоскану. Местная администрация, предприниматели уже вложили деньги, чтобы привлечь итальянские компании, которые могли бы построить настоящую деревню, shopping mall, создав атмосферу, напоминающую жизнь в Италии. Для итальянцев это очень важно! В Красноярском крае ведутся переговоры по проведению совместных мероприятий в выставочных залах, которые могли бы предоставлять свои площади итальянским предпринимателям. И соответственно, в Италии – проведение выставок – в главных городах – Болонье, Милане, Вероне, Риме. Также ведутся переговоры с Псковской, Ленинградской и Московской областями. Во Владивостоке мы ведем некоторые проекты по фэшн-индустрии – всему, что касается моды – итальянские фирмы с местными партнерами открывают магазины модной одежды.

- Администрации регионов готовы самостоятельно привлекать инвесторов во многие проекты. На Ваш взгляд, каким критериям должны соответствовать проекты, которые могли бы заинтересовать итальянских инвесторов?
- К счастью, Россия велика, но не использует еще все свои возможности, и поэтому можно говорить обо всем. В туризме, например, можно быть первыми: есть уникальной красоты места – Алтай, Байкал – и это только самые известные места, но, к сожалению, вокруг них нет инфраструктуры для привлечения туристов. Представьте себе, к примеру, в США стоит в пустыне дерево, сразу открывается ресторанчик – «ресторан- «Дерево», потом открывается заправка-«Дерево», затем гостиница-«Дерево», shopping mall - «Дерево». И возле этого дерева создается целый бизнес. И люди туда едут, потому что они об этом слышали. К сожалению, в России до такого еще очень далеко, хотя есть уникальные места – реки, озера, леса. Туризм – это сектор, который будет развиваться последующие 50-100 лет и приносить большие деньги, просто надо создать условия для инвесторов. Например, в Москве 1800 поваров, зарегистрированных в итальянском посольстве. Это люди, которые поняли, что в России есть любители итальянской кухни, и почему бы не поработать в гостиницах ресторанах, или у кого-то дома? Некоторые из них выезжают в Тольятти, Самару, Екатеринбург, Новосибирск. Все, что касается индустрии моды, – в России кладезь идей! Девушки одеваются более смело, чем в старой Европе, поэтому итальянские дизайнеры могут найти то, что в Европе им недоступно. В России рамки еще не сформированы, в хорошем смысле слова, поэтому надо использовать идеи, возможности для творчества, создавать новые направления
.
- На месте главы российского региона или города, какие действия Вы бы предприняли, для презентации проектов итальянцам, как лучше обратить внимание на себя?
- Недавно Борис Титов, председатель «Деловой России» попросил Club Italia организовать поездку в Италию для своих членов на 2 рабочих дня. В делегации с российской стороны было 15 человек – с итальянской стороны пришло больше 120-ти, это 78 предприятий – организовывались встречи с итальянскими главами компаний. Успех был громадный: итальянцы в этом смысле активны. Министерство экономического развития, с которым мы работаем каждый день, ежемесячно организует делегации итальянцев в различные регионы, часто в страны бывшего Советского Союза. В прошлом году были поездки в Белоруссию, Азербайджан, Украину, Монголию. Если б я был на месте регионального руководителя, то организовал бы делегации российских бизнесменов, чиновников в Милан, Венецию, Верону, Неаполь не для просмотра достопримечательностей, а для встречи с посольством, с местными ассоциациями, специалистами, которые могли бы презентовать не только свои изделия, но и ноу-хау. Все это необходимо для образования среднего класса, которого в России практически еще нет. Я считаю, что Россия может стать самой великой державой в мире за несколько поколений без политических действий, просто дав возможность предпринимателям зарабатывать деньги, убрав бюрократические стены. К сожалению, многие люди пока еще не видят разницы между предпринимательством и спекуляцией и поэтому стараются ставить как можно больше палок в колеса тем, кто начинает вкладывать в бизнес. Поэтому чиновникам было бы полезно проходить курсы по менеджменту. Может быть, следующие поколения войдут в ту часть бизнеса, которая сделает страну богатой.

- На что стоит обратить внимание в отношении инвестиций из Италии? В чем плюсы взаимодействия именно с этой страной?
- Италия разделена на 21 регион и в каждом – своя специализация, что обусловлено географически: есть горы, море, поля, леса, реки, озера. И в России есть регионы, которые имеют доступ к горам, озерам, полям, лесам, чернозему, где можно создавать индивидуальные бизнес-модели. В Италии каждый год только в регионе Милана, открываются 25 тысяч мелких предприятий. Из них около 5 тысяч выживают. Сегодня это миллионы маленьких предприятий. Чтобы России опять не стать страной, полностью зависящей от государственного аппарата, от природных богатств, итальянская модель ведения бизнеса, на мой взгляд, самая подходящая. Во Франции, Германии - большие конгломераты - громадные предприятия государственной или олигархической системы, по которым, кстати сказать, кризис ударил сильнее всего, что, собственно, произошло и в России.
Италию этот экономический кризис почти не задел, так как там - преимущественно маленькие предприятия, работающие с маленькими местными банками. Итальянский бизнес лишь позже столкнулся с влиянием кризиса, когда соседний рынок Франции, Англии и Германии не смог купить то, что Италия произвела, но это не сразу сказалось на итальянской экономике. Все кризисные ситуации цикличны, уходят и возвращаются. Защитить себя от них можно по итальянской модели, открывая большое количество маленьких предприятий. Конечно, некоторые предприятия вырастают - это зависит от менталитета предпринимателя: кто-кто мечтает ходить на своем 50-метровом корабле или ездить на Феррари и иметь сотни тысяч сотрудников. А кто-то мечтает о своем маленьком ресторанчике, который будет знаменит на всю Россию или всю Москву, и чтобы туда попасть, надо будет записываться за 4 месяца. Именно второй вариант особенно развит в Италии, да и во всей Европе. Россияне любят ездить в Италию и потом рассказывать о маленьком ресторанчике, в котором познакомились, или о небольшом предприятии, выпускающем лампочки, которые светят ярче других. В этом и есть прелесть Италии, которую она готова передать России по тысяче и одной причине, начиная с того, что московский Кремль частично построили итальянцы.

- Никола, Вы наполовину итальянец, наполовину русский, какова Ваша позиция по отношению к России?
- Я не могу спасти всю страну, но со своей стороны я хотел бы помочь, передать свои ноу-хау, свои знакомства. У меня очень много знакомых, друзей, которые могут помочь подняться экономике России, как это они сделали в Италии. Во многом благодаря моему отцу, который довольно известен в Италии, у меня сотни друзей, которые готовы передать информацию и вложить деньги в Россию. Именно поэтому я лично взял флаг в руки и создал Club Italia - клуб друзей России - Россинвесторов, банкиров, которые помогают своим партнерам. Это не просто ассоциация, дружба в бизнесе очень важна. Когда итальянец чувствует, что садится за стол переговоров с человеком одного мышления, который не просто хочет продать или купить оборудование, а хочет с ним вместе что-то построить, возникает дружба, возможно, и на всю жизнь. Поэтому название этой организации не Банк Италия, а Club Italia. Насколько возможно, я стараюсь внести свою лепту в стабильность России, чтобы мои дети и внуки могли гордиться тем, что они наполовину итальянцы, а наполовину русские.
 
Анна Самуленкова, Дмитрий Кожевников

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно