Версия для печати 5513 Материалы по теме
Поддержка  населения –  одна из основных  антикризисных мер
Вячеслав Павлович Кузин
Выживать в кризис Владимирской области пришлось особенно тяжело. Машиностроение, стекольная, легкая, текстильная промышленность области и раньше находились в сложной ситуации, а кризис усугубил имеющиеся проблемы. Тем не менее принятые социальные обязательства в 2009 году были выполнены. Об основных антикризисных мерах, характеристиках и приоритетах бюджета-2010 рассказал Вячеслав Павлович КУЗИН, первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области

— Вячеслав Павлович, как повлияли принятые руководством области антикризисные меры на исполнение бюджета в 2009 году?
— Прошедший год был сложным для области с точки зрения приведения регионального бюджета в соответствие изменившимся макроэкономическим условиям. Первоначально областной бюджет на 2009–2011 годы был сформирован на основе докризисного прогноза социально-экономического развития Владимирской области. Но на фоне сокращения производства в ноябре-декабре 2008 года резко снизились финансовые результаты организаций, по итогам представленных перерасчетов ряд налогоплательщиков заявили к возврату значительные суммы налога на прибыль. Это негативным образом отразилось на доходных возможностях региона и потребовало в начале прошлого года корректировки параметров областного бюджета на 2009 год в сторону уменьшения более чем на 20 процентов.
Были сокращены расходы, не влияющие на бесперебойное обеспечение деятельности бюджетных учреждений, не носящие обязательного характера для исполнения полномочий региона, а также управленческие расходы на содержание органов государственной власти области. В результате в 2009 году средствами регионального бюджета были обеспечены все ранее принятые социальные обязательства Владимирской области. Расходы на выполнение социальных обязательств перед гражданами и оплату труда работников бюджетной сферы заняли в объеме бюджета более 55 процентов.
Что касается антикризисных мер, то повышенное внимание было уделено стимулированию деловой активности в среднем и малом бизнесе. В соответствии с областной программой на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в прошлом году из областного бюджета направлено 304 миллиона рублей. Создано государственное автономное учреждение «Фонд гарантий и развития малого и среднего предпринимательства», которым в 2009 году предоставлено поручительств по заимствованиям субъектами малого и среднего бизнеса на сумму 84 миллиона рублей.
Также были приняты меры по поддержанию необходимого объема кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей области. Общий объем привлеченных в отрасль кредитных ресурсов составил почти 10,7 миллиарда рублей, в том числе в 2009 году около 2,9 миллиарда рублей. Субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным сельхозпроизводителями области в 2009 году, составило 931 миллион рублей.
В результате реализации еще целого ряда антикризисных мер, в том числе по поддержке реального сектора экономики, в 2009 году произошло увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет области на 0,3 процента к уровню 2008 года. Это позволило выполнить все вытекающие из принятых законов Владимирской области публичные обязательства, обязательства по предоставлению бюджетных услуг, не допустив при этом образования кредиторской задолженности на 1 января 2010 года.
Кроме того, в условиях кризиса успешно реализован первый этап программы реформирования региональных финансов, направленной на повышение качества управления финансами и качества бюджетных услуг.

— Каковы основные характеристики и социальные приоритеты бюджета на 2010 год? В чем его отличие от бюджета 2009 года?
— В 2010 год область вступила с бюджетом, имеющим предельный дефицит. Это определенный риск. Но было принято решение не отказываться от ранее принятых социальных обязательств. Более того, поддержку населения мы рассматриваем как одну из основных антикризисных мер.
Основной характеристикой бюджета области остается его социальная ориентированность. Расходы по всем социальным направлениям остались на уровне 2009 года. Это привело к тому, что хронически не хватает средств на инвестиции. На них предусмотрено менее 8 процентов от расходов бюджета (к примеру, в докризисном 2008 году данный показатель составлял 20 процентов). Учитывая, что без увеличения инвестиционной составляющей бюджетных отраслей невозможно добиться повышения качества государственных и муниципальных услуг, перед органами государственной власти и местного самоуправления в 2010 году поставлена задача провести инвентаризацию каждого бюджетного ассигнования с целью сокращения неэффективных затрат. Высвобождающиеся в результате этого средства  будут направлены  на модернизацию бюджетного сектора. Предполагается, что это позволит увеличить капитальные вложения в основные фонды отраслей бюджетной сферы до 12 процентов.
Для решения вопроса модернизации отраслей бюджетной сферы областной бюджет на 2010 год стал финансовым инструментом, побуждающим проведение работы по сокращению непервоочередных текущих расходов. В частности, в областном бюджете отдельным блоком выделено 10 процентов годовых бюджетных ассигнований по всем главным распорядителям бюджетных средств, которые будут предоставлены по итогам первого полугодия текущего года исключительно после проведения работы по сокращению неэффективных затрат.
Таким образом, главное отличие бюджета текущего года от бюджета прошлого заключается в обеспечении повышения эффективности бюджетных расходов. Эта работа представляется особенно актуальной в преддверии значительного роста с 2011 года бюджетных расходов по начислениям на фонд оплаты труда с 26 до 34 процентов. Увеличения бюджетных ресурсов на эти цели не предполагается, и решить эту задачу необходимо за счет внутренних возможностей отраслей.

— В 2010 году будут продолжаться мероприятия, направленные на реализацию антикризисной политики?
— Конечно. Оптимизация бюджетных расходов, снижение затрат и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе — это как раз одна из антикризисных мер. В частности, запланированы мероприятия по сокращению потребления энергоресурсов на 3 процента к уровню 2009 года, реструктуризации сети бюджетных учреждений, обеспечению перехода большинства бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы с развитием конкурсного финансирования социальных услуг.
Другим направлением антикризисной программы будет продолжение работы по мобилизации дополнительных доходов в бюджеты области за счет предоставления государственной поддержки реальному сектору экономики. В целях создания новых производств, развития бизнеса область будет продолжать оказывать государственную поддержку субъектам среднего и малого предпринимательства и организациям, осуществляющим на территории области инвестиционную деятельность, в виде субсидий и других преференций. При этом в поддержке малого бизнеса будет усилена модернизационная составляющая, направленная на развитие производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий за счет кредитов коммерческих банков, а также механизм гарантий для кредитования малого и среднего бизнеса через Фонд гарантий и развития малого и среднего предпринимательства в объеме не менее 129 миллионов рублей.
В 2010 году продолжится реструктуризация задолженности по региональным и местным налогам организаций оборонно-промышленного комплекса, что позволит упорядочить поступление налогов в бюджет области от этой категории плательщиков. Будет сохранено предоставление государственных гарантий по заимствованиям строительных и сельскохозяйственных организаций. На эти цели в областном бюджете предусмотрен 71 миллион рублей. На реализацию мер по поддержке сельскохозяйственных предприятий, рынка жилья и стимулированию деловой активности в строительстве, в том числе с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в областном бюджете на 2010 год предусмотрено более 2,4 миллиарда рублей.
Будут минимизированы различного рода «обременения» для застройщиков, завершено формирование в 2010–2011 годах системы документов территориального планирования. На завершение этой работы в 2010 году из областного бюджета направляется 36 миллионов рублей.

— Прошел год с тех пор, как в Бюджетный кодекс РФ была введена статья 69.2 «Государственное (муниципальное) задание». Определен ли порядок оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и установлены ли показатели, характеризующие качество и объем данных услуг? Определены ли категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг? Как осуществлялось финансовое обеспечение выполнения этих услуг?
— В самом начале введения в Бюджетный кодекс РФ понятия «государственное задание» во Владимирской области началась работа по установлению заданий по предоставлению государственных услуг областными бюджетными учреждениями. Понимая необходимость перехода от сметного финансирования к финансированию за оказанные услуги, область планомерно продвигала это новое направление бюджетной реформы. Сложность заключалась в отсутствии необходимых норм для обеспечения полноты применения данного механизма, а также в нежелании или неумении как главных распорядителей бюджетных средств, так и подведомственных им учреждений работать в новых условиях.
В июле 2008 года утверждены порядки формирования и финансового обеспечения государственных заданий на оказание государственных услуг областными государственными учреждениями как по количественным, так и по качественным показателям. В 2009 году Владимирская область начала активно осуществлять реформирование региональных финансов. Принятая областная долгосрочная целевая программа по реформированию региональных финансов позволила привлечь к этой работе и главных распорядителей бюджетных средств, повысить их ответственность за результативность и эффективность принимаемых в этом направлении мер.
По отраслям социальной сферы сформированы и утверждены перечни государственных услуг, утверждены стандарты качества услуг системы социального обеспечения. По другим социальным отраслям утверждены требования к качеству предоставляемых государственных услуг, включенных в перечень, утверждены порядки проведения мониторинга потребности в государственных услугах и учета его результатов при формировании проекта бюджета, порядки осуществления стоимостной оценки потребности в государственных услугах.
Система формирования и исполнения регионального бюджета на 2010 год уже реально ориентирована на финансирование учреждений социальной сферы за оказанные услуги населению и юридическим лицам. Главные распорядители бюджетных средств формировали объемы бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг исходя из нормативов финансовых затрат на их предоставление. Данные нормативы были рассчитаны по единому принципу для всех государственных учреждений и преимущественно исходя из фактических затрат за 2008–2009 годы. Оказалось, стоимость одной и той же услуги в однотипных учреждениях разная, что свидетельствует об имеющихся возможностях по оптимизации затрат и выявлению скрытых резервов. Особенно интересными могут быть результаты сопоставления стоимости услуг и результатов мониторинга их востребованности.
Осуществляя финансирование государственных учреждений на оказание государственных услуг, главные распорядители получили возможность обоснованно сокращать финансирование учреждениям, не выполнившим задание, и поддерживать финансово те, которые добились повышения качества услуг или увеличили их объем. На 2011 год, обобщив опыт внедрения государственного задания в текущем году, планируется установить единый норматив для однотипных услуг.

— Как будет решаться проблема предоставления субсидий на оплату ЖКХ, выплат ветеранам труда и труженикам тыла, пособий на детей и других в связи с прекращением софинансирования из федерального бюджета? Какие виды финансовой помощи осуществляются в регионе для поддержки многодетных семей, малоимущих граждан, детей-сирот?
— Прекращение софинансирования из федерального бюджета ряда расходных обязательств региона значительно увеличило нагрузку на собственные доходы регионального бюджета по выполнению указанных полномочий (более чем на 1,2 миллиарда рублей). Учитывая, что социальные гарантии этим категориям граждан не только не могут быть отменены, но и не могут быть сокращены даже минимально, администрация области была вынуждена сократить финансирование инвестиционных расходов, ввести жесткий режим экономии в бюджетных учреждениях. Таким образом, все социальные гарантии населению удалось сохранить.
Социальные выплаты производятся адресно и с учетом нуждаемости. Обеспечение успешной адаптации детей-сирот на рынке труда, обеспечение их социальной мобильности — важнейшая цель социальной политики Владимирской области. Для преодоления проблемы социального сиротства, обустройства и социализации детей-сирот в 2010 году значительно увеличены различные виды мер социальной поддержки. В результате расходы на социальную поддержку одного ребенка составляют 80 тысяч рублей в год. Кроме того, за воспитание указанных детей приемные родители, патронатные воспитатели получают вознаграждение в размере 9178 рублей в месяц. С целью обеспечения приоритетности российского усыновления при усыновлении (удочерении) детей установлена дополнительная региональная выплата в размере 11 тысяч рублей. Эти меры позволили увеличить процент устройства детей-сирот в семьи и закрыть два детских дома, ставших не востребованными.
Очень болезненным для области является вопрос обеспечения детей-сирот жильем. С учетом актуальности решения данной проблемы из областного бюджета начиная с 2006 года выделялись средства на эти цели. Конечно, они не могли одномоментно решить данную задачу. Участие федерального бюджета в софинансировании таких расходов с 2007 года дало новые возможности для активизации процессов по сокращению очередности. Владимирская область со своей стороны изыскивала все имеющиеся возможности для увеличения финансирования из регионального бюджета, что позволило привлечь существенную финансовую помощь из федерального бюджета. С 2007-го по 2009 год включительно на каждый вложенный областью миллион рублей получено 0,6 миллиона рублей федеральных. За период с 2006 года жильем обеспечено 349 детей-сирот.
Семьи с детьми получают ежемесячное пособие на ребенка, причем дети одиноких матерей, военнослужащих по призыву, дети, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, — в повышенном размере. Выплачивается ежемесячная денежная компенсация от 150 до 535 рублей беременным, кормящим женщинам, а также детям в возрасте до трех лет для обеспечения полноценным питанием по заключению врачей, единовременная денежная выплата в размере от 3,3 до 16,5 тысяч рублей при рождении второго и последующих детей, а также двойни, тройни.

— Введена ли в сфере образования области новая система оплаты труда преподавателей? Осуществляется ли реорганизация сети образовательных учреждений?
— В соответствии с планом мероприятий по реализации основных направлений бюджетной политики Владимирской области на 2008 год были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, обеспечивающие государственным бюджетным учреждениям переход на новые системы оплаты труда в конце 2008 года. В результате введения новой системы оплаты труда среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений увеличилась и составила в 2009 году 10,1 тысячи рублей (в 2008 году — 8,1 тысячи рублей, в 2007 году — 6,4 тысячи рублей).
Новые системы оплаты труда предусматривают новые принципы формирования стимулирующих выплат. К ним относятся:
  • порядок и срок назначения работнику выплат стимулирующего характера с учетом критериев оценки результатов и качества его работы;
  • право главным распорядителям средств областного бюджета централизовать до 2,5 процента лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников подведомственных учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям указанных учреждений при условии исполнения учреждением целевых показателей эффективности работы;
  • возможность стимулирования работников за особые заслуги.
В процессе повышения эффективности отрасли образования ведется также работа по реорганизации сети образовательных учреждений. В 2009–2010 учебном году в области функционируют семь социокультурных комплексов. Претерпевает изменение сеть образовательных учреждений, что обусловлено обеспечением педагогической целесообразности и экономической эффективности. Так, в 2009 году закрыты девять и реорганизованы 15 школ, утратили статус юридического лица в связи с присоединением 17 школ.

— Сколько учреждений реорганизовано в автономные?
— Во Владимирской области создано 11 государственных автономных учреждений. В 2007–2008 годах была принята необходимая областная нормативно-правовая база, что позволило активизировать работу в этом направлении. Вместе с тем процесс изменения типа существующих государственных учреждений с целью создания автономных учреждений  происходит медленно. Отчасти, наверное, это связано с отсутствием примеров длительного периода работы учреждений в режиме автономного, а также недостаточными навыками руководителей учреждений в сфере финансового менеджмента. Здесь необходима направляющая работа главных распорядителей бюджетных средств.

— Каков государственный внутренний долг Владимирской области и каковы расходы на его обслуживание?
— Государственный внутренний долг Владимирской области по состоянию на 1 января 2009 года составлял 280,7 миллиона рублей или 1,7 процента объема доходов областного бюджета 2008 года без учета финансовой помощи из федерального бюджета. На 1 января 2010 года долг составил 502 миллиона рублей, или 3 процента объема доходов областного бюджета 2009 года без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга за 2009 год составили 5,5 миллиона рублей. Область своевременно и в полном объеме на протяжении многих лет выполняет свои обязательства по внутреннему долгу. Это обстоятельство характеризует Владимирскую область как надежного партнера, делает ее привлекательной для прямых инвестиций.

Справка «Бюджета»

Вячеслав Павлович КУЗИН, первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области
Родился 4 января 1948 г. в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области.
В 1967 г. окончил Владимирский машиностроительный техникум, специальность «Техник-технолог», в 1975 г. — Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, специальность «Планирование народного хозяйства».
С 1969 по 1990 г. работал на Владимирском производственно-конструкторском объединении «Техника» Министерства авиационной промышленности СССР, где прошел путь от инженера-технолога до заместителя генерального директора по экономическим вопросам.
В 1990 г. избран председателем Ленинского районного Совета народных депутатов города Владимира.
В 1993–1997 гг. — заместитель, а затем начальник финансового управления администрации Владимирской области.
В 1997–2007 гг. — заместитель губернатора Владимирской области, начальник главного финансового управления.
С 2007 г. — первый заместитель губернатора Владимирской области, директор департамента финансов, бюджетной
и налоговой политики администрации области.
Заслуженный экономист РФ. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За трудовую доблесть».

Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
Поделиться