Версия для печати 1954 Материалы по теме
В конце марта в Финансовой академии при Правительстве РФ состоялась ежегодная международная научно-методическая конференция «Модернизация финансово-экономического образования: содержание, проблемы, перспективы».

В конференции приняли участие более 750 человек, в том числе более 400 представителей всех регионов России и около 30 специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Участники конференции подчеркнули, что переход в 2011 году высшего профессионального экономического образования России на новую уровневую систему подготовки кадров предполагает решение широкого комплекса проблем формирования принципиально новой образовательной среды, которая бы по всем своим параметрам отвечала требованиям инновационного развития экономики и общества. Процесс формирования такой образовательной среды тесно связан с реализацией новой модели финансово-экономического образования, ориентированной на развитие у студентов системного креативного мышления, аналитических компетенций, способности к осуществлению научных исследований, инициативности, то есть качеств, необходимых для инновационной деятельности в финансово-экономической сфере и в экономике в целом.
Как отметил ректор Финакадемии М. А. Эскиндаров, главный показатель эффективности финансово-экономического образования — его интеграция в экономику страны. Именно поэтому Финансовая академия стремится всецело укреплять связи с работодателями, в том числе вводя их представителей в учебный совет вуза. В то же время, по мнению ректора, научные разработки должны прочно войти в образовательный процесс и стать его неотъемлемой частью, а для студентов участие в научных исследованиях должно стать нормой. При этом между фундаментальным образованием и прикладными исследованиями необходимо соблюдать баланс: в противном случае в образовательном процессе могут возникнуть ненужные «перекосы».
В ходе конференции было обращено внимание и на проблему финансовой грамотности населения, которая во многом находится в контексте темы модернизации финансово-экономического образования. Согласно данным, приведенным первым заместителем Председателя Совета Федерации А. П. Торшиным, до 40 % граждан России не имеют доступа к финансовым услугам. С одной стороны, необходимо развивать шаговую доступность финансовых (в первую очередь банковских) услуг, с другой, полагает сенатор, современный студент должен стать пропагандистом финансовой грамотности, носителем финансовой культуры.
По словам заместителя министра финансов РФ А. Л. Саватюгина, крайне необходима программа повышения финансовой грамотности населения. Она должна включать в себя и аспекты, связанные с преподаванием финансовой грамотности. Базовые экономические знания важно закладывать еще в школе, — уверен замминистра. Сегодня же экономика не относится в школе к числу обязательных дисциплин.
Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин обратил внимание собравшихся на проблему качества преподавания общественных финансов в высших учебных заведениях. Когда-то подробного рассказа о бюджетной системе и бюджетном устройстве страны было достаточно, но сегодня, в эпоху глобализации, этого уже не хватает, поскольку такие знания оказываются оторванными от мирового и европейского контекста. «Мы рискуем потерять нашего студента, который будет выбирать вузы, дающие более универсальные знания», — отметил Р. Е. Артюхин. Поэтому важно более тщательно учитывать мировой опыт изучения общественных финансов. «Нужно преподавать студентам глобальную теорию финансов», — подчеркнул руководитель Казначейства России. При этом он заметил, что переводные книги классических зарубежных авторов по общественным финансам пока не получили должного распространения.

Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
Поделиться