Версия для печати 1648 Материалы по теме
Цель оправдывает средства бюджета
бюджет
Разработанная Минфином "Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года" утверждена как основа для новой долгосрочной стратегии правительства России. Текст программы вызвал жесткие содержательные возражения у всех ведомств — от Минздрава до ФСБ, но они будут учитываться лишь по возможности. Документ должен к осени 2010 года привести к новой бюджетной революции — определению Минфином правил игры в правительстве на период до 2020 года.

Сегодня премьер-министр Владимир Путин может принять решение о судьбе "Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года", подготовленной Минфином и внесенной в Белый дом 12 апреля. Документ, который есть в распоряжении "Ъ", был рассмотрен на заседании рабочей группы при правительственной комиссии по административной реформе 14 апреля. Заседание группы прошло под председательством сразу двух вице-премьеров: руководителя аппарата правительства Сергея Собянина и самого министра финансов Алексея Кудрина.

По данным "Ъ" еще в пятницу, 16 апреля, в Белом доме готовились оформить предложения Минфина решением президиума правительства 19 апреля, с тем чтобы премьер-министр Владимир Путин смог объявить основные положения бюджетной реформы во время отчета правительства в Госдуме, запланированного на 20 апреля. Официально в Белом доме опровергли проведение президиума правительства либо заседания правительства сегодня. Официальный представитель Белого дома в беседе с корреспондентом "Ъ" высказал сомнение в том, что на этой неделе заседание президиума или правительства вообще состоится. Тем не менее если господин Путин завтра представит в том или ином виде документ Алексея Кудрина Госдуме как основу будущей идеологии работы правительства, с лета 2010 года наверняка изменится вся идеология работы Белого дома — речь идет о ключевом споре в правительстве о технологии его же работы.

Из материалов Минфина следует, что его документ встретил массу возражений со стороны как федеральных органов власти, так и со стороны законодательной власти, оформленных в виде объемных возражений со стороны Счетной палаты. Но, как сообщили "Ъ" источники в правительстве, по итогам заседания рабочей группы было решено доклад Минфина "взять за основу" и, учитывая ограниченные сроки, доработать их, рассматривая замечания оппонентов лишь "по возможности". Еще недавно в Белом доме рассматривался альтернативный вариант целевого бюджетирования — "Карты проектов", их рассмотрение курировал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Однако видного места в Бюджетном кодексе "карты", реализующие "Основные направления деятельности правительства" (ОНДП), так и не получили. В программе Минфина о них вообще нет ни слова: госпрограммы и считаются способом реализации ОНДП.

Программа состоит из трех частей: общей описательной части, таблицы плана мероприятий и предложений по повышению эффективности бюджетных расходов по направлениям госполитики. Основной целью бюджетной реформы Алексей Кудрин в документах Минфина называет "внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления". Но федеральные органы власти и Счетная палата предложения Минфина восприняли как превышение полномочий Минфина. Так, Минэкономики указывает на противоречия между названием программы и "предложенными мерами". В материалах Счетной палаты немедля отмечено: программа затрагивает полномочия "Федерального собрания, Совета безопасности, Счетной палаты, Минэкономики, Росимущества и расширяет компетенцию Минфина". Даже силовые ведомства не ограничились "отраслевыми возражения": так, Минобороны потребовало "провести независимую общественную экспертизу" документа, а ФСБ считает опасным отказ от обязательного индексирования расходов по уровню прогнозируемой инфляции".

В документах Минфина предлагается ввести новое понятие для бюджетного процесса — "государственная программа" (ГП). Меняется и конструкция госинвестиций, которые сегодня осуществляются через федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). Минфин заявил, что ГП по объемам должны превышать ФЦП и ФАИП, поглотить их и "охватывать большую часть расходов федерального бюджета". На первом этапе ФЦП и ФАИП, утвержденные до 1 января 2011 года, попадут в ГП в качестве подпрограмм. Сама необходимость формирования госпрограммы должна формулироваться Белым домом в ОНДП — существование и роль "Основных направлений" предполагается учесть в Бюджетном кодексе. Отметим, главное в идеологии госпрограмм — то, что они, в отличие от ФЦП, не являются сметой на расходование определенной суммы бюджетных средств — ГП более гибки в вопросах того, сколько средств необходимо для реализации промежуточных целей, и более жестки в вопросах отчетности по достижению таких целей.

Новшества предлагается вводить стремительно, исходя из того, что "федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать первым федеральным бюджетом, составленным, утвержденным и исполненным в программном формате". На переходный период Минфин отводит только 2011 год, в течение которого собирается изменить бюджетную классификацию расходов. В результате Минфин предлагает охватить государственными программами "все сферы деятельности органов исполнительной власти", с конкретным указанием ответственного за реализацию госпрограммы ведомства. Переход на новые принципы бюджетного планирования сопровождают детали, в корне меняющие нынешнюю бюджетную конструкцию. Так, предлагается вернуть ограничение по дефициту федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов на уровне 1% ВВП. Сами нефтегазовые доходы рекомендовано использовать не ранее 2015 года. Перечень госпрограмм и их исполнителей предполагается определить уже в мае 2010 года.

Кроме того, Минфин предлагает не привязывать бюджет к параметрам ВВП и инфляции, исключить эти параметры из Бюджетного кодекса вместе с требованием "по обязательному внесению изменений в случае получения дополнительных доходов". Минфин намерен отказаться и от обязательной индексации расходов, "прежде всего публичных нормативных обязательств по уровню прогнозируемой инфляции". Исключение Алексей Кудрин предусматривает только для социальных пособий. Отдельно Минфин собирается оптимизировать налоговую систему — и прежде всего ввести законодательный запрет на льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральными законами. Еще одно предложение Минфина — "повысить потенциал имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить введение налога на недвижимость". Сами региональные бюджеты также должны подвергнуться серьезной перестройке — например, Минфин собирается консолидировать и субсидии регионам в рамках тех же государственных программ.

Чтобы такая бюджетная конструкция не "размывалась" ставшими традиционными поправками к закону о бюджете, Минфин собирается установить количественное ограничение на пересмотр бюджета. Наконец, правила игры предлагается зафиксировать до 2020 года включительно: в сентябре 2010 года, предлагает Минфин, правительство должно принять долгосрочные бюджетную стратегию и финансовый план на этот срок. Порядок разработки плана предлагается определить в июне.

Источник: "Коммерсант"
Поделиться