Версия для печати 5066 Материалы по теме
C  начала этого года в ряде бюджетных организаций прибавилось работы. Связано это с введением нового порядка учета поступлений в бюджетную систему РФ. Утвержденный Минфином России приказ от 16 декабря 2004 года № 116н, наделил ряд бюджетных организаций функциями администраторов поступлений денежных средств.
Изменение это двулико. С одной стороны, новый порядок позволяет лучше отслеживать поступающие в бюджет средства. С другой – увеличивает количество бумаг, которые необходимо заполнять работникам учреждений. Наиболее разумный выход из сложившейся ситуации – переход на программный обмен данными.

Бумажные технологии сменяются…
Наряду с общими правилами учета поступлений определился состав документов, обеспечивающих информационное взаимодействие администраторов с органами Федерального казначейства. Согласно ему органы казначейства предоставляют администраторам доходов выписки из сводного реестра поступлений и данные из расчетных документов с периодичностью, оговоренной в соглашении об обмене информацией между управлением Федерального казначейства (УФК) и администратором. В свою очередь администратор предает в казначейство уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа и распоряжения о возврате плательщику излишне уплаченных сумм.
шнуры
Сейчас информационное взаимодействие органов Федерального казначейства и администраторов поступлений ведется в большинстве случаев по бумажной технологии. Связано это с отсутствием утвержденных форматов обмена, незащищенностью каналов связи между администраторами и казначейством, отсутствием программного обеспечения у администраторов поступлений и т. д. Список легко продолжить. Таким образом, ежедневно сотрудники отделов учета и прогнозирования доходов федерального бюджета территориальных управлений Федерального казначейства вынуждены вручную вносить информацию из уведомлений и распоряжений администраторов в свои информационные базы. Это, во-первых, приводит к увеличению времени обработки документов и, как следствие, удлинению операционного дня. А во-вторых, к повышению вероятности возникновения ошибок операторского ввода.
На стороне администратора ведение учета по бумажной технологии тоже не сулит ничего хорошего. Прежде всего потому, что информация, хранимая им, должна быть достоверна, защищена от порчи и идентична данным, находящимся в казначействе, а метод работы «по бумагам», увы, этого не гарантирует.

…программным обеспечением
Напрашивается вывод без вмешательства информационных технологий здесь не обойтись. Можно даже попытаться сформулировать основные требования к программному обеспечению администратора поступлений. Оно должно:
– обеспечить прием и хранение информации, поступающей из УФК;
– не допускать модификации принятой информации;
– дать пользователю возможность поиска и анализа поступлений;
– предоставить возможность ввода и редактирования данных, направляемых в орган Федерального казначейства;
– обеспечить формирование информации, подлежащей направлению в казначейство, в структурированном виде для автоматизированной обработки;
– отслеживать исполнение направленных в казначейство документов;
– предоставить возможность получать оперативную отчетность о поступлениях в бюджетную систему для вышестоящей организации и подведомственных учреждений.

Трудности перевода:
К сожалению, рынок программных продуктов для бюджетных организаций в России развит не так хорошо, как хотелось бы. Поэтому выбирать почти не приходится. Пока всем названным требованиям удовлетворяет лишь комплекс Администратор-Д, созданный на основе прикладного программного обеспечения Центр-КС, эксплуатирующегося в управлениях и отделениях ФК (рис. 1).
Главной задачей, поставленной перед разработчиками программного комплекса (ПК), стало создание пакетов документов на уточнение вида и принадлежности платежа и на возврат. Необходимо было выбрать формат представления информации, ведь поступающие от администратора файлы должны гарантированно обработаться в УФК, независимо от программного обеспечения, установленного в конкретном управлении.
На момент начала работ по созданию программного комплекса таким требованиям удовлетворял только формат обмена информацией между органами Федеральной налоговой службы и органами Федерального казначейства, утвержденный совместным приказом Минфина России и ФНС от 16 октября 2003 года № 94н. Выбор этого формата не тре6овал каких-либо доработок программного обеспечения на стороне казначейства, что являлось несомненным плюсом принятого решения. Таким образом, уже в конце февраля – начале марта 2005 года были проведены успешные тестовые сеансы обмена информацией между УФК по Омской области и одним из крупных администраторов по защищенному каналу связи.
Отдельно стоит сказать о программной и логической реализации процесса учета поступлений администратором. Платежные документы, поступившие на счет 40101 Федерального казначейства, учитываются в разрезе кодов бюджетной классификации, кодов ОКАТО и ИНН администраторов поступлений. ПК не допускает банальной правки вышеперечисленных реквизитов. Такой подход позволяет избежать расхождений в аналитическом учете между ФК и администратором и упрощает проведение взаимных выверок. Изменение этих регистров возможно только с помощью уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с обязательной привязкой к платежному документу, по которому планируется проведение внебанковской операции. Наличие связи между уведомлением и платежным документом является критерием, по которому уведомления становятся доступны для передачи на исполнение. Изменение этих регистров возможно только с помощью уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с обязательной привязкой к платежному документу, по которому планируется проведение внебанковской операции. Наличие связи между уведомлением и платежным документом является критерием, по которому уведомления становятся доступны для передачи на исполнение.
С обязательной привязкой к платежному документу осуществляется и операция выяснения невыясненных поступлений, информация по которым доведена в адрес администратора. ПК Администратор-Д обеспечивает две схемы выяснения: выяснение относительно имеющегося в информационных базах администратора документа (доведенного в адрес администратора) и выяснение поступления, возможно, находящегося на учете в УФК. Во втором случае по заявке плательщика администратор оформляет одиночное уведомление, содержащее реквизитный состав документа по информации плательщика, и ожидает его исполнения. В случае отнесения указанного в уведомлении платежного документа на другого администратора в исполнении такого уведомления будет отказано.
Документы лучше передавать электронным пакетом
Полученные органом Федерального казначейства уведомления включаются в список документов текущего операционного дня, а при неполном проведении операции – в последующие дни. Информация о прошедших суммах передается администратору поступлений единым пакетом документов. Таким образом, при успешном проведении операции на стороне администратора в информационных базах автоматически образуется следующая цепочка взаимных связей документов, которые принимают участие в исполнении уведомления
По каждому из документов цепочки программным комплексом автоматически производится расчет остатков, что позволяет пользователю сделать вывод об объемах проведения и состоянии отправленного уведомления.
окно адм
Возвраты излишне или ошибочно уплаченных сумм производятся по аналогичной схеме. Отличие только в том, что ПК запрещает вводить возвраты, не связанные с платежными документами, по которым была проведена уплата сбора.
Но для пользователя важны в первую очередь не технические подробности, а удобство в обращении и возможность с помощью программы получать как можно больше нужной ему для работы информации. В ПК Администратор-Д заложен весьма гибкий интерфейс создания отчетности. Помимо стандартных форм, предусмотренных нормативными актами, любой документ можно получить в удобном виде, задав различные отборы для фильтрации исходных данных, варианты группировки и подведения промежуточных итогов
Специалисты компании-разработчика в рамках соглашений могут спроектировать уникальные пользовательские формы и методы расчета их показателей
Кроме того, пользователи могут сами создавать формы отчетности благодаря встроенному в программный комплекс генератору отчетов.
С 2006 года Федеральное казначейство внедряет в работу единую систему электронного документооборота (СЭД), к которой будут подключены и администраторы поступлений в бюджетную систему. Поэтому специалисты компании активно работают над сопряжением ПК Администратор-Д с этой системой. Так, документы, принятые по каналам СЭД, будут импортироваться в программный комплекс для последующей обработки, а документы, сформированные в нем, станут экспортироваться в СЭД для исполнения в управлении.
Дальнейшее усовершенствование программного комплекса Администратор-Д будет направлено на развитие учетных функций. Уже завершены работы по реализации учета договоров аренды недвижимости и земельных участков, создана электронная карточка плательщика. Введение этих функций позволяет вести учет как начислений сумм, подлежащих уплате, так и их поступлений в бюджетную систему в единой информационной среде.
Однако не является секретом тот факт, что для освоения программного продукта одной документации мало. Создатель ПК Администратор-Д – компания «Кейсистемс» – проводит учебные мероприятия, направленные на более глубокое освоение производимых ею программ, где обучаются как специалисты, ведущие непосредственный учет, так и работники служб сопровождения. Помимо организации выездных семинаров, компания проводит занятия и на своей площадке.
Поэтому теперь администраторам доходов не придется ломать голову над вопросами передачи информации из своих локальных баз данных в местные органы Федерального казначейства. За них об этом позаботились разработчики программного комплекса Администратор-Д. Более того, если Федеральное казначейство или Минфин России примут еще какие-то законодательные акты, влияющие на работу бюджетных учреждений, специалисты «Кейсистемс» сделают все возможное, чтобы внести необходимые изменения в уже существующие новые программные продукты в максимально короткие сроки.
Дмитрий СМИРНОВ

Поделиться