Версия для печати 1378 Материалы по теме
Как потратить бюджет
Вопрос
Правительство никак не может решить, как заставить чиновников тратить госденьги эффективно. Минфин хочет, чтобы расходы были упакованы в масштабные госпрограммы, а не делились между ведомствами. Оценить, на что потрачены деньги, в этом случае будет практически невозможно, возражает Минэкономразвития.

Реформа бюджета, предложенная в феврале Минфином, уже была поддержана на совещаниях у премьера Владимира Путина и его зама Сергея Собянина, но споры вокруг нее не утихают. Главный оппонент — Минэкономразвития в конце апреля направило в правительство очередные замечания и предложения и надеется, что если не все, то большинство из них будут учтены, говорит чиновник министерства.

Программа повышения эффективности бюджетных расходов Минфина предполагает переход от функциональной классификации расходов к программно-целевой. Основой бюджета должны стать госпрограммы. В них будут прописаны цели, задачи, основные направления и инструменты госполитики в определенной сфере или отрасли. В состав программ должны войти и ФЦП. Ведомственная структура расходов исчезнет — в бюджете не будет указываться, сколько средств выделено каждому из ведомств. Внедрить новые принципы Минфин готов уже в 2012 г.

У Минэкономразвития есть свое представление, что делать с бюджетом, говорится в письме в правительство замминистра экономического развития Андрея Клепача. Госпрограммы не могут охватывать все сферы деятельности госорганов и большую часть находящихся в их распоряжении ассигнований, уверен он. А отсутствие в бюджете сведений, сколько денег получит каждое ведомство, неизбежно снизит уровень прозрачности расходов, предупреждает Клепач: проанализировать эффективность работы госоргана станет просто невозможно.

Минэкономразвития предлагает существенно сузить влияние госпрограмм на бюджет и писать их на основе карт проектов, включенных в «Основные направления деятельности правительства до 2012 г.» (ОНДП, планируются 45 карт, среди них — «Поддержка семьи», «Развитие рынка труда», «Космическая деятельность»). Для полноценного внедрения госпрограмм, по оценке Минэкономразвития, потребуется переходный период от трех до пяти лет.

«Эти предложения изучены и не поддержаны нашим министерством», — говорит высокопоставленный чиновник Минфина. Есть разногласия по картам проектов, их рассмотрят на ближайшем совещании у министра финансов Алексея Кудрина, рассказывает он: «Карты напрямую не связаны с госпрограммами, последние будут иметь свою отчетность в соответствии с заложенными параметрами. Сроки реализации госпрограмм — шесть лет и больше, а карт — до трех лет». ОНДП охватывают лишь приоритетные направления, а в госпрограммы будут включены и остальные, например туризм, объясняет он.

«Мы исходим из экономического развития страны, а Минфин — из того, что нужно что-то сделать с бюджетом, отсюда и разногласия», — считает чиновник Минэкономразвития. Ведомство получило отрицательный отзыв Минфина, но надеется, что его замечания и методику составления госпрограмм правительство одобрит, продолжает он: разработать список программ поручено Минэкономразвития.

Разобраться, какое из ведомств лучше знает, как сделать бюджет эффективным, правительству предстоит до конца мая. Окончательный вариант программы может быть вынесен на заседание правительства 20 мая, говорит чиновник аппарата Белого дома. Повестка этого заседания объемная и нельзя исключать, что этот пункт будет в нее включен, подтверждает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: «Работа над программой продолжается, сейчас идет выработка окончательной позиции ведомств». По словам высокопоставленного чиновника Минфина, программа готова и может выноситься на обсуждение правительства.

Бюджетная система давно нуждается в модернизации, считает Елена Пенухина из ЦМАКП: основное правило эффективности — выделять деньги для достижения конкретного результата. Упаковать все расходы в госпрограммы вряд ли возможно, говорит исполнительный директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. По части направлений эффективность расходов можно определять по целевым показателям, но ведомственный раздел не должен полностью исчезнуть, уверена она: понять, насколько эффективно госорган распоряжается деньгами, можно, только если сохраняется возможность качественно проанализировать его работу. Главный вопрос — как провести реформу без отрицательных последствий для участников бюджетного процесса, поэтому чиновникам следует руководствоваться принципом «Не навреди», заключает Пенухина.

Источник: "Ведомости"
Поделиться