Версия для печати 7374 Материалы по теме
Основные аспекты антикризисной политики  и инструменты развития
Юрченко
Экономический кризис внес серьезные коррективы в деятельность органов власти Новосибирской области и потребовал концентрации внимания на обеспечении социальной стабильности, а также особой эффективности, новых идей и форм взаимодействия с бизнесом и обществом как при выработке решений, так и при оценке последствий их реализации.
Василий Алексеевич ЮРЧЕНКО, первый заместитель губернатора Новосибирской области

Еще на начальном этапе кризиса, в конце 2008 года, была принята региональная программа антикризисных мероприятий, создан оперативный штаб при губернаторе Новосибирской области и межведомственные отраслевые комиссии. Были внесены необходимые изменения и уточнения в действующее законодательство о бюджете области, порядке предоставления государственных гарантий, мерах государственной поддержки товаропроизводителей, развитии малого и среднего предпринимательства. В общей сложности принято около 50 нормативно-правовых актов администрации и губернатора области. Все эти меры были направлены на поддержку социальной сферы, снижение напряженности на рынке труда, преодоление стагнации отдельных сфер экономики и сохранение налогового потенциала. В итоге реализация федеральных и региональных антикризисных мер в 2009 году позволила сохранить стабильную ситуацию в социальной сфере и не допустить нарастания негативных тенденций в экономике.

Комплексное планирование — основа реализации стратегических целей

В Новосибирской области сформирована вся необходимая система комплексных планов развития, регулируемая областным законодательством. Отправной точкой в этой системе является Стратегия социально-экономического развития региона до 2025 года, задающая цели и приоритеты развития, институциональные условия и механизмы реализации задач. Второй основополагающий документ — Схема территориального планирования области, которая увязывает задачи развития с конкретными территориями региона с учетом их особенностей, определяет межрайонные и межгородские точки роста.
С начала в России экономического кризиса в течение всего периода совершенствовалась региональная система планирования, конкретизировались подходы к реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области в сложившихся условиях, были уточнены стратегические приоритеты развития региона по основным направлениям на период до 2015 года. Разработаны концепции решения комплексных задач социально-экономического развития области по развитию и размещению производительных сил; развитию инновационной деятельности в экономике и социальной сфере; архитектурному совершенствованию городской среды; строительству и повышению качества жилищного фонда; укреплению здоровья населения и повышению демографического потенциала; формированию здорового образа жизни и условий для его реализации; обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Всего разработано 12 концепций, 11 из которых утверждены.
Основные инструменты реализации Стратегии и Схемы — это комплексные программы и проекты развития, различные финансовые механизмы, включающие:
  • механизмы государственной поддержки развития малого бизнеса и предпринимательства: субсидирование процентных выплат по банковским кредитам, части арендных и лизинговых платежей, части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта, на модернизацию основных средств, предоставление гарантий;
  • программы стимулирования строительства жилья, проекты обновления и ремонта объектов социальной коммунальной инфраструктуры;
  • систему межбюджетного стимулирования муниципальных районов и городских округов, имеющих более высокие темпы и лучшие качественные показатели развития за отчетный год;
  • льготы по налогам субъекта Федерации для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности на территориях 23 сельских районов области, имеющих низкий экономический потенциал;
  • специальные проекты целевого развития особых межрегиональных центров;
  • механизмы стимулирования экономического роста с помощью средств областного бюджета, направленные на привлечение инвесторов и активизацию всей инвестиционной деятельности.

Особенности бюджетной политики

В изменившихся условиях бюджет как важнейший инструмент государственного управления был оперативно настроен на решение задач, стоящих перед областными государственными органами в 2009 году, а именно:
  • исполнение всех социальных обязательств с учетом индексации мер социальной поддержки населения;
  • повышение занятости населения в условиях экономического спада путем финансирования программы поддержки занятости;
  • сохранение уровня доходов населения, в том числе за счет увеличения фонда оплаты труда в бюджетной сфере на 20 %;
  • усиление мер государственной поддержки отраслей реального сектора экономики, в том числе в сферах жилищного строительства и малого бизнеса;
  • обеспечение графиков выполнения работ на объектах государственного строительства, имеющих высокую степень готовности;
  • дотации и субвенции местным бюджетам Новосибирской области.
Своевременное и точное определение важнейших параметров бюджета с учетом кризисных изменений, целенаправленная работа по формированию его доходов, оптимизация и режим разумной экономии в расходах сделали бюджет дополнительным фактором стабилизации экономических и социальных процессов. За счет бюджетных ресурсов были обеспечены масштабные программы поддержки экономики, инвестиционной активности, обеспечено продолжение реализации приоритетных проектов и мероприятий в инфраструктурной и социальной сферах, обеспечивающих модернизационные преобразования.
В 2009 году в целях поддержки приоритетных отраслей реального сектора экономики было предусмотрено предоставление государственных гарантий в объеме 2,4 млрд руб. на обеспечение кредитов застройщикам для завершения строительства многоквартирных жилых домов; юридическим лицам для реализации договоров (контрактов), проектов на производство и поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг. Таким образом, реализация мер государственной поддержки путем предоставления государственных гарантий обеспечила организациям Новосибирской области доступ к дополнительным финансовым ресурсам.
В целях перехода на инновационный путь развития необходимо было обеспечить устойчивость и сбалансированность региональной бюджетной системы, при этом повышая роль областного бюджета. Он должен стать действенным инструментом нашей экономической политики: реально влиять на вопросы модернизации промышленности, являющиеся ключевыми на ближайшие годы, на развитие инновационного процесса и в целом на модернизацию региональной экономической системы.

Поддержка инвестиционного процесса

Новосибирская область в течение последних лет наращивала уровень инвестиционной привлекательности, что подтверждается исследованием журнала Forbes, опубликованным в первом полугодии 2009 года. По данным этого исследования Новосибирск вошел в пятерку наиболее благоприятных для инвестирования городов России, что обеспечено такими факторами, как высокий уровень развития инфраструктуры, положительный деловой климат и социальная обстановка.
К началу 2009 года в области были завершены крупнейшие инвестиционные проекты, и для поддержания сложившихся темпов инвестиционного развития был необходим приток инвестиционных ресурсов на инициирование новых проектов. Однако общий дефицит инвестиционных финансовых ресурсов, переоценка потребностей экономики области в объемах коммерческой и складской недвижимости привели к приостановке инвестиционных программ предприятий. Тем не менее в целом за 2009 год не произошло масштабного замораживания инвестиционных процессов, что позволило получить инвестиции в основной капитал на уровне 90 млрд руб. (72 % к уровню 2008 г.). При этом, несмотря на снижение индекса инвестиций по 2009 году, средний темп роста инвестиций в Новосибирской области за 2000–2009 годы превышает российский уровень и данные по Сибирскому федеральному округу (см. рис 1).
рис 1
Ухудшение условий кредитования, стремление предприятий и организаций к снижению рисков привели в 2009 году к изменению структуры привлеченных средств — снижению доли кредитов банков и заемных средств организаций и росту доли бюджетных инвестиций, составляющих более половины привлеченных средств. В сложившейся ситуации инвестиционная политика администрации области была направлена на решение следующих задач:
  • сохранение мер государственной поддержки инвестиционных проектов, продолжающих реализовываться;
  • создание новых форм и инструментов стимулирования инвестиционной активности;
  • привлечение средств федерального бюджета для реализации крупных инвестиционных проектов;
  • развитие индустриальных и технологических парковых зон.
В 2009 году администрация Новосибирской области осуществила меры организационной и инфраструктурной поддержки, а также сохранила все формы финансовой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории области в рамках областной целевой программы «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области в 2007–2012 годах». Созданная система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности позволила и в сложной ситуации обеспечить ввод новых производств: в течение 2009 года введены в эксплуатацию цех горячего цинкования ООО «Транскомплектэнерго» и кирпичный завод ООО «Мезон-Л», крупные перерабатывающие мощности в агропромышленном комплексе.
Удалось сохранить федеральное финансирование значимых для области проектов, не допустить изменения графиков их строительства. Обеспечено плановое завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы аэропорта Толмачево. Продолжалось строительство таких крупных объектов, как Новосибирский метрополитен, автомобильная дорога Омск —  Новосибирск с мостовым переходом через реку Обь (северный обход Новосибирска), общежитие Новосибирского государственного университета, комплекс Новосибирских НИИ.
Экономический кризис повлиял на потенциал развития Новосибирской области, затронув как хозяйствующих субъектов, так и областной бюджет, но он не отменяет долгосрочных стратегических целей и дает стимул для активизации процесса модернизации производства, реализации инвестиционных проектов, повышения уровня конкурентоспособности Новосибирской области.

Развитие промышленного потенциала

Приоритетное направление региональной политики — рост промышленного потенциала. После значительного роста в предыдущие годы промышленное производство Новосибирской области в 2009 году подверглось воздействию негативных факторов мирового финансово-экономического кризиса. По итогам 2009 года объем промышленного производства снизился на 7,9 % по сравнению с 2008 годом, превысив в то же время среднероссийский уровень на 2,9 % (см. рис. 2)
рис 2
В целях преодоления негативных явлений органы государственной власти Новосибирской области проводили системную работу по реализации мер антикризисного характера в промышленном комплексе. Решались вопросы возобновления производственной деятельности, финансирования, погашения задолженности по заработной плате, принятию защитных мер в отношении производства некоторых видов конкурентоспособной продукции. В частности, администрация области добилась внесения поправок в некоторые таможенные регламенты, скорректировавшие пошлины как на ввозимое сырье, так и на продукцию производства ЗАО «Энергопром — Новосибирский электродный завод». Активно содействовала заключению договора ЗАО «Сибирский антрацит» с одной из крупных металлургических компаний о поставках продукции, что при резком падении общего спроса дало возможность отгружать ежемесячно дополнительно 50 тыс. т продукции. При непосредственном участии губернатора области разрешилась напряженная ситуация на ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина»: предприятие возоб­новило свою работу и восстанавливает объемы выпускаемой продукции. В результате совместных действий областных властей и руководителей предприятий в 2009 году не допущено длительных остановок производств и массовых банкротств промышленных предприятий, сохранен кадровый потенциал.
Дальнейшее развитие промышленного потенциала Новосибирской области связано прежде всего с повышением конкурентоспособности продукции промышленных предприятий путем стимулирования властными органами модернизации и технического перевооружения, созданием и развитием наукоемких и высокотехнологичных производств. Именно на это направлены все программы бюджетной поддержки инвестиционных проектов предприятий.
В рамках федеральных целевых программ восьми предприятиям области в 2009 году из федерального бюджета перечислено 460 млн руб. на реализацию проектов освоения новой продукции, осуществления технического перево­оружения. В 2010 году ожидается увеличение федерального финансирования предприятий Новосибирской области — участников ФЦП до 700 млн руб.
В феврале 2010 года утверждена ведомственная целевая программа «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2010–2012 годы». Сейчас программа основывается на двух видах поддержки: субсидирование части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование и субсидирование части затрат на проведение опытно-конструкторских и технологических работ. Но уже в 2010 году планируется ввести новые виды государственной поддержки, а именно:
  • предоставление субсидий на приобретение новых технологий, патентов, лицензий;
  • законодательное введение налоговых и неналоговых мер государственной поддержки товаропроизводителей, внедряющих в производство энергоэффективные технологии;
  • прямая бюджетная поддержка предприятий-экспортеров в виде возмещения части процентной ставки по привлекаемым кредитам на цели обеспечения экспортного заказа, возмещения части транспортных затрат и затрат на страхование, льготы по налогу на прибыль.
При активном участии администрации области группа ведущих предприятий электротехнической промышленности Новосибирской, Иркутской областей и Алтайского края разработала отраслевую подпрограмму «Развитие Сибирского электротехнического машиностроения». В целях освоения производства новых видов керамических материалов, инновационной конкурентоспособной продукции и развития нанотехнологий при содействии администрации области создано некоммерческое партнерство НПК «Сибирская керамика» с участием ХК ОАО «НЭВЗ-Союз», научно-исследовательских институтов СО РАН, образовательных учреждений и малых предприятий.
Особое значение в условиях модернизации промышленного производства приобретает задача повышения уровня энергетической безопасности Новосибирской области, проведение политики энерго- и ресурсосбережения. В 2009 году утверждена концепция «Развитие энергетики, повышение энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области на период до 2015 года», принято решение о разработке долгосрочной целевой программы. Совместно с органами исполнительной власти и муниципальными образованиями области формируется План мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в регионе.

Институты развития

Сегодня многие регионы по примеру федерального правительства создают институты развития, являющиеся инструментами экономической политики региональных органов власти. В Новосибирской области существующая практика эффективной работы таких областных структур, как Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования, Агентство инвестиционного развития Новосибирской области, ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка». Кризис показал необходимость расширения системы институтов развития, поэтому в 2009 году были оперативно созданы специализированные фонды и агентства (см. таблицу 1).

Таблица 1. Институты развития Новосибирской области

Название институтов развития

Активы

(млн руб.)

Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области

541

Фонд поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Новосибирской области

20

Агентство инвестиционного развития в агропромышленном комплексе Новосибирской области

250 (2010 г.)

Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Новосибирской области

450

Фонд модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области

275 (2010 г

Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства является фондом поручительств, его главный инструмент — гарантии субъектам малого предпринимательства во всех без исключения районах. В обычных видах деятельности фонд гарантирует 70 % кредита и процентов по нему, а в инновационной сфере и предпринимательстве в сельской местности — 90 %. Сегодня сумма таких гарантий составляет около 2 млрд руб. Постоянно растет капитализация фонда и объем гарантий. По такому же принципу сформированы фонд поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; фонд развития науки и инноваций, ориентированный на стимулирование научно-исследовательской образовательной и инновационной деятельности; фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.

Для решения задач модернизации самого проблемного инфраструктурного звена — жилищно-коммунального комплекса — в области создан специальный фонд, средства которого будут направлены на компенсацию части затрат хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления на строительство и модернизацию инженерных коммуникаций. Выделение средств из этого фонда предполагает соблюдение определенных условий: снижение управленческих расходов, правильное тарифное образование, внедрение современных технологических решений и, главное, наличие грамотного эффективного проекта модернизации.
Для осуществления непрерывной модернизации, технического обновления и развития современной производственной инфраструктуры, неотложной задачей является формирование инфраструктуры инвестиций. Важнейший инструмент инвестиционной политики органов власти области  — это развитие индустриальных и технологических парковых зон. В целях привлечения внешних инвесторов в Новосибирской области реализуются два крупных инфраструктурных проекта: создание Промышленно-логистического парка и Технопарка Новосибирского Академгородка.
Проект Промышленно-логистического парка направлен на ускорение наращивания промышленного потенциала, улучшение использования транспортно-логистических функций региона. Все вкладываемые нами бюджетные ресурсы направлены на создание более благоприятных условий для инвесторов, чтобы в конечном итоге повысить конкурентоспособность региона на российском и международных рынках.
Создание Технопарка Новосибирского Академгородка осуществляется в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Проект предусматривает формирование современной социальной, деловой и инновационной инфраструктуры трансфера и коммерциализации научных разработок. Основные направления специализации Технопарка — это информационные и телекоммуникационные технологии, биомедицина и биотехнологии, приборостроение и наукоемкое оборудование, силовая электроника и электротехника. Технопарк станет ядром всей инновационной системы в Новосибирской области.
Даже в условиях экономического кризиса политика областных и муниципальных органов власти, направленная на развитие зон индустриальных и технологических парков, позволила обеспечить в 2009 году приток инвестиций и инициацию новых проектов по созданию логистических мощностей самого высокого уровня, созданию инновационных производств и новых форм их технологической кооперации.
Безусловно, трудности и ограничения, вызванные кризисом, пока сохраняют свое влияние, но системная работа и позитивный настрой дают нам уверенность в том, что 2010 год станет для Новосибирской области временем роста.
Повышение эффективности системы управления
Один из важнейших аспектов стратегической задачи повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных органов управления — модернизация системы предоставления услуг населению. В Новосибирской области в настоящее время действуют два современных многофункциональных центра (МФЦ) по оказанию государственных и муниципальных услуг населению в городах Обь и Новосибирск.
Новосибирский МФЦ, открытый в декабре 2009 года, площадью 2,7 тыс. кв. м и оборудованный средствами для людей с ограниченными возможностями здоровья, по своим масштабам самый крупный центр в России. Всего в центре на сегодняшний день предоставляется около 170 услуг 20 органами власти и организациями федерального, областного и муниципального уровней по направлениям: социальная защита населения, сфера труда и занятости, регистрация прав недвижимости, установление гражданско-правового статуса, поддержка малого предпринимательства, защита прав потребителей. Ежедневно в МФЦ планируется обслуживать до 1200 человек (29 тыс. чел. ежемесячно), для чего создано 67 окон приема-выдачи документов.
В МФЦ внедрены передовые технологии обслуживания населения: служба администраторов-консультантов; автоматизированная система «Электронная очередь»; бесплатная телефонная служба «контакт центр», предоставляющая справки о режиме работы, порядке и условиях предоставления услуг; система звукового оповещения для людей с ограниченными возможностями; информационные киоски по оказываемым услугам. В центре работает детская комната. В одном здании с МФЦ находятся также отделение банка и кафе. Теперь здесь в комфортных условиях в кратчайшие сроки могут решать вопросы как представители бизнес-структур, так и любой гражданин.
В Новосибирской области действует целевая программа, в соответствии с которой к 2015 году многофункциональные центры будут созданы во всех районных центрах и городских округах, а территории с менее плотной численностью населения будут обеспечены передвижными мобильными службами МФЦ. Сегодня мы располагаем необходимыми ресурсами и современными средствами для осуществления этой работы.

Справка "Бюджет"

Василий Алексеевич ЮРЧЕНКО, первый заместитель губернатора Новосибирской области
Родился 26 сентября 1960 г. в Новосибирской области.
В 1982 г. окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта, в 2000 г. — Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, в 2007 г. — Национальный институт «Высшая школа управления».
С 2002 по 2003 г. — генеральный директор ФГУП «НПО «Сибсельмаш».
С 2003 по 2004 г. — генеральный директор ОАО Новосибирского производственного объединения «Сибсельмаш».
С 2005 г. по настоящее время — первый заместитель губернатора Новосибирской области.
Женат. Имеет двоих сыновей.

Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться