25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6214 Материалы по теме
В апрельском номере журнала «Бюджет» было опубликовано интервью с полномочным представителем Республики Северная Осетия — Алания при Президенте Российской Федерации. Мы решили продолжить тему работы постпредств регионов в Москве и адресовать аналогичные вопросы еще нескольким их руководителям.

«По сути мы выполняем дипломатические функции, хотя и в урезанном виде», — признали в одном из опрошенных нами постпредств. Очевидно, что такое положение дел обусловлено федеративным характером государственного устройства России. Именно разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и входящими в ее состав субъектами предполагает представительство интересов последних в ключевых федеральных органах власти.
«Это нормальная международная практика, — подчеркивают в постпредствах. — Мы столкнулись с ней уже после распада Советского Союза, когда в Москве стали открывать свои представительства республики и края, входящие в состав Российской Федерации. Затем их примеру последовали и области, посчитавшие, что обладают достаточным экономическим потенциалом, чтобы представлять свои интересы в федеральном центре».
Казалось бы, ситуация начала и середины 90-х годов прошлого века заметно отличалась от сегодняшней: тогда о «вертикали власти» речи не шло и регионы располагали существенно большей самостоятельностью (как политической, так и финансовой), чем сейчас. Роль постпредств в координации работы федеральных и региональных органов власти была более очевидной. С другой стороны, и сегодня большинство субъектов РФ зависит от средств, поступающих из федерального бюджета. А большая централизация зачастую предъявляет к интенсивности и уровню взаимодействия с центром даже большие требования.
Пожалуй, значение постоянных представительств для регионов, их потенциал в привлечении инвестиций, роль в выстраивании работы с федеральными органами власти недооцениваются. К слову, статус лиц, возглавляющих постпредства — как правило, это заместитель главы региона, — позволяет сделать вывод о том, что для субъектов эти структуры крайне важны, а их функции явно не ограничиваются обеспечением прибывшего в Москву губернатора рабочим местом.
Такие «посольства» нечасто становятся объектом интереса средств массовой информации. Когда это все же происходит, журналисты предпочитают сосредотачивать внимание на богатых особняках, которые занимают представительства некоторых регионов, и в итоге задают риторический вопрос: зачем они вообще нужны, к чему такие траты?
Справедливости ради следует отметить, что столичные представительства многих субъектов Федерации обходятся несколькими комнатами, а кое-где чиновники жаловались нам на низкий по московским меркам уровень оклада. Мы решили задать несколько практических вопросов руководителям двух постпредств.

— Приоритетные направления деятельности представительства. Какие задачи ставит перед ним руководство региона?

Григорьев
— Первый заместитель губернатора Курганской области — руководитель представительства Курганской области
при Правительстве РФ Николай Александрович ГРИГОРЬЕВ:
«Наши задачи определены в положении о представительстве, утвержденном губернатором Курганской области. Например, это обеспечение взаимодействия губернатора, администрации и правительства Курганской области с федеральными органами государственной власти, представительствами субъектов РФ и другими учреждениями, а также общественными организациями. Мы активно работаем в Государственной думе и в Совете Федерации, где проводится много мероприятий, включая парламентские слушания, круглые столы, а также взаимодействуем с Общественной палатой.
Важная часть нашей работы связана с действующими федеральными целевыми программами и объектами, которые финансируются в их рамках. Так, одно из основных направлений по линии Минздравсоцразвития России — строительство областного перинатального центра в Кургане. Этот объект финансируется уже третий год и должен быть введен в строй в 2010 году. Работая по таким объектам, мы участвуем и в подписании соглашений с соответствующим министерством, и затем все время, пока идет финансирование, представляем отчетные документы из Кургана, взаимодействуем в Москве с руководством генподрядчика. Таким образом, мы «ведем» объекты, связанные с федеральными целевыми программами, по всем министерствам. Это работа и техническая, и практическая. В текущем году в связи с антикризисными мероприятиями к этому добавились различные соглашения по занятости населения, по закупке автотранспорта и т. д.
Помимо прочего представительство организует работу губернатора области в Москве: в федеральных министерствах и других организациях. Например, в апреле 2009 года в течение трех дней губернатор Олег Алексеевич Богомолов провел встречи с шестью министрами».

Уткин
— Заместитель председателя правительства Ставропольского края, руководитель представительства правительства Ставропольского края при Правительстве РФ Виктор Борисович УТКИН:
«Представительство — это часть Ставрополья и часть команды нашего губернатора. Мы осознаем, что от слаженной работы всех властных структур Ставрополья зависит успех в решении задач развития края. Поэтому перед представительством стоят общие для правительства Ставропольского края задачи: способствовать реализации социально-экономического потенциала региона в приоритетных направлениях.
Первое направление нашей деятельности традиционно для представительства любого субъекта Федерации: взаимодействие с федеральными органами власти по широкому кругу вопросов. Суть, разумеется, не в исполнении представительством функций связника между федеральной и региональной властями: для этого есть телефоны, факсы и компьютеры. Однако так уж повелось у нас издавна: хочешь добиться результата — любой бумажке приделывай ножки. Впрочем, эта функция временная, полагаю, что она отойдет в прошлое, когда в полную силу заработает «электронное правительство».
Второе направление деятельности представительства — привлечение инвестиций в экономику региона, причем как бюджетных, так и внебюджетных. Именно такой приоритет определен нашим губернатором. На основе принятой Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года два месяца назад утверждена Стратегия привлечения инвестиций в экономику Ставропольского края. В этом документе четко прописаны краевые приоритеты, какие инвестиции (бюджетные, внебюджетные) и с использованием каких инструментов надо привлекать. Эти документы и лежат в основе нашей деятельности».

— Защита интересов региона во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Какую роль здесь играет представительство?
— Н. Г.: «Не вижу здесь никакой проблемы. Я возглавляю представительство Курганской области уже четыре года и могу утверждать, что работа с федеральными структурами идет планомерно и ровно. Любые вопросы можно решить, препятствий нам никто не чинит. По крайней мере работники нашего представительства с подобным не сталкивались. Отмечу, что мы как представительство работаем с чиновниками уровня заместителя министра и ниже. Если же необходима встреча с министром, то ее проводит уже лично губернатор».
— В. У.: «Сразу оговорюсь, что, на мой взгляд, вопрос сформулирован не вполне корректно. Нам нет необходимости «защищать» интересы края от федеральной власти, поскольку она на нас не нападает. И у нас, и у федеральных властей есть простое понимание, что только совместные, взаимосогласованные действия по решению федеральных задач и задач региона могут дать максимальный эффект.
Роль представительства в процессе взаимодействия с федеральными органами власти может быть как посреднической, так и, я бы сказал, направляющей. Мы, находясь ближе к центру, зачастую обладаем большей информацией, и наша роль — правильно и своевременно донести ее, сориентировать наших коллег в крае. Вместе с тем у нас есть мероприятия и проекты, которые мы реализуем совместно с федеральным центром, вырабатывая и реализуя общие программные документы».

— Как выстраивается работа с другими регионами?
— Н. Г.: «Само представительство активно такой работой не занимается. В то же время в состав правительства Курганской области входит управление по инвестициям, внешнеэкономической деятельности и межрегиональным связям, которое возглавляет заместитель губернатора А. Г. Бондарев. Основная работа в данной сфере лежит именно на нем. Однако если между регионами заключаются какие-то соглашения (кстати, они у Курганской области есть не только с другими субъектами РФ, но и с Азербайджаном, Белоруссией), то мы участвуем как в подготовке документов, так и в процессе их подписания. Так, представительство осуществляет мероприятия по реализации важнейших для нас соглашений с Москвой и Московской областью. Сегодня это сотрудничество приносит субъектам Федерации  взаимную пользу, так как продукция нашей промышленности и сельского хозяйства широко востребована в столице и области».
— В. У.: «Межрегиональное сотрудничество для нас — это вопрос практический. Стоит упомянуть, что именно к Ставрополью относится основная часть территории Кавказских минеральных вод — особо охраняемого эколого-курортного региона, в который входят земли и Кабардино-Балкарии, и Карачаево-Черкесии. Вопросы развития туристско-рекреационного потенциала региона можно решать только совместно.
Кстати, тема межрегионального сотрудничества для нас не нова: большая часть нашей команды — выходцы из Минрегиона России. Поэтому, с одной стороны, в нашем активе — хорошие деловые связи с региональными элитами, а другой стороны, мы хорошо осознаем, что плодотворность межрегиональных проектов не будет высока при отсутствии единых принципов регионального планирования на стратегическом и среднесрочном уровне и законодательно закрепленных принципов региональной политики на федеральном уровне.
Стало очевидно, что именно Северный Кавказ может выступить в роли катализатора давно назревших изменений в региональной политике как раз в силу остроты и сложности своих проблем. Последние решения Президента РФ об образовании СКФО и совмещении Александром Хлопониным постов полпреда Президента РФ и вице-премьера Правительства РФ дают надежду на то, что новый импульс получат взвешенные и хорошо проработанные подходы федерального центра к региональной политике. Отмечу, что у края действует 35 соглашений о сотрудничестве с другими субъектами Федерации».

— В какой мере представительство вовлечено в деятельность по привлечению инвестиций в регион?
— Н. Г.: «В области данной работой активно занимается Управление по инвестициям, внешнеэкономической деятельности и межрегиональным связям. Привлечение инвестиций в регион чрезвычайно важно для области, поэтому недавно губернатор перераспределил обязанности в представительстве таким образом, чтобы и здесь по меньшей мере один-два человека занимались вопросами инвестиций. Теперь руководитель названного управления будет иметь в представительстве своих людей. До настоящего времени мы лишь оказывали ему необходимую поддержку.
Особо отмечу очень хороший проект по строительству курганской ТЭЦ-2, при подготовке которого представительство играло заметную роль, решая все сопутствующие вопросы. Курган — один из немногих областных центров, имеющих единственный источник тепла. ТЭЦ-2 пытались строить еще в советское время, но стройку заморозили. Сейчас благодаря усилиям губернатора О. А. Богомолова проект «пошел», и открытие объекта должно состояться уже в конце текущего года. Причем к средствам областного бюджета частный инвестор прибавит более 12 миллиардов рублей, еще 1 миллиард составит поддержка из федерального бюджета — на строительство теплотрассы».
— В. У.: «Как я уже сказал, губернатор перед всеми властными структурами региона поставил задачу проведения активной политики по привлечению инвестиций. И, безусловно, представительство включено в этот процесс. Мы активно участвуем как в обсуждении стратегических документов, о которых я уже упоминал, так и в их реализации. Мы поддерживаем тесную связь с регионом, встречаемся с главами районов, инициаторами инвестиционных проектов, представителями бизнеса, которым нужна наша помощь, и совместно определяем, какой она может быть. И в каждом конкретном случае ищем способ поддержки проекта. Параллельно проводим поиск инвестиционных проектов, которые потенциально могли бы быть реализованы на Ставрополье и соответствуют основным стратегическим направлениям развития края.
В планах на 2010 год — проведение презентации Ставропольского края в Торгово-промышленной палате РФ. В ходе подготовки определяем проекты и площадки, которые целесообразно предложить бизнесу для инвестиционной деятельности.
В целом же инвестиции в край растут. Пока нет официальной статистики за 2009 год, итоги подводить рано, но за третий квартал минувшего года объем инвестиций в основной капитал составил 40 907,1 миллиона рублей, или 102 процента относительно предыдущего года. И такая стабильность в период кризиса рассматривается нами как вполне достойный результат».

— Расскажите о важнейших событиях, связанных с работой представительства, произошедших за последнее время.
— Н. Г.: «Пожалуй, самыми важными событиями, в которых принимало участие представительство за все четыре года моей работы здесь, было проведение в Кургане двух заседаний Президиума Госсовета. Осенью 2006 года заседание проводил Владимир Путин, а в декабре 2008 года — уже Дмитрий Медведев. Нужно ли говорить, что эти события были знаковыми для нашего региона: ведь последним руководителем, посетившим Курганскую область, был Никита Хрущев (в 1961 г. — Прим. ред.) Представительство совместно с Администрацией Президента РФ, федеральными министерствами и ведомствами принимало самое активное участие в подготовке мероприятий».
— В. У.: «Важнейшее событие я, пожалуй, и не назову. А вот два главных события минувшего года для нас — это принятие Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года, в доработке которой мы принимали непосредственное участие, и принятие Правительством Российской Федерации решения о включении в федеральную целевую программу «Юг России» мероприятий по развитию региона Кавказские Минеральные Воды.
Ну и, безусловно, одно из важнейших событий — образование Северо-Кавказского федерального округа со столицей в Пятигорске, одном из крупнейших городов края, что, конечно, внесет определенные коррективы в наши стратегические планы, задаст новую территориальную рамку, новую основу для межрегионального сотрудничества. И с этим пониманием мы готовы двигаться дальше, решая поставленные задачи развития Ставрополья».

Материал подготовил М. А. ЦУЦИЕВ, Журнал "Бюджет", май 2010 г. 
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно