Версия для печати 6377 Материалы по теме
Club Italia — итальянские инвестиции в будущее России
Саворетти
Полтора года назад итальянец с русскими корнями, предприниматель  Никола Саворетти (отец которого в 1968 году стоял у истоков создания автозавода «ВАЗ» в Тольятти) организовал в Москве Club Italia — структуру, которая помогает итальянским коммерсантам для развития бизнеса находить надежных партнеров в России, а российским — в Италии. За недолгое время существования клуб расширил свою деятельность, доказав актуальность идеи.

— Никола, для чего Вы создавали Club Italia?
— Я хотел внести свою лепту в стабильность России, чтобы мои дети и внуки могли гордиться тем, что они одновременно и итальянцы, и русские. Возможности для этого были: у меня сотни друзей, которые готовы делиться информацией с российскими коллегами, вкладывать в Россию деньги.
Club Italia — клуб друзей России:  инвесторов, банкиров, которые помогают друг другу и своим зарубежным партнерам. Это не просто ассоциация, дружба в бизнесе очень важна. Когда итальянец чувствует, что садится за стол переговоров с единомышленником, человеком, который не просто хочет продать или купить оборудование, а хочет вместе что-то построить, то возникает дружба, возможно, и на всю жизнь. Поэтому название этой организации не «Банк Италия», а Club Italia.

— В чем плюсы взаимодействия России именно с Италией?
— В Италии есть горы, море, поля, леса, реки, озера. Страна разделена на 21 регион и в каждом — своя специфика, свои бизнесы, обусловленные географическими особенностями той или иной территории. И в России есть аналогичные регионы, в которых можно создавать индивидуальные бизнес-модели. В Италии каждый год только в регионе Милана открываются 25 тысяч мелких предприятий. Из них около пяти тысяч выживают. Сегодня Италия — это миллионы маленьких предприятий.
Я считаю, что итальянская модель экономики на сегодняшний день наиболее приемлема для России. Крупные заводы — гиганты советского производства — не имеют больше смысла. А Италия, будучи страной мелкого бизнеса, маленьких семейных  высокотехнологических компаний, в период перестройки российской экономики и выбора новых ориентиров более всех может послужить примером.
Для примера: во Франции, Германии преобладают громадные предприятия государственных или олигархических систем, по которым, кстати, кризис ударил сильнее всего. То же самое произошло и в России. А Италию этот экономический кризис почти не задел, так как там — преимущественно маленькие предприятия, работающие с маленькими местными банками. Итальянский бизнес столкнулся с влиянием кризиса позже, на этапе сбыта, когда Франция, Англия и Германия не смогли купить то, что Италия произвела.

— Никола, чтобы продолжить тему зарубежного опыта, скажите, в чем, на ваш взгляд, разница подходов к созданию бизнеса в России и за рубежом?
— Россия велика и богата, но еще не научилась использовать свои возможности. Например, туризм. Имеются уголки природы дивной красоты — Алтай, Байкал, но нет инфраструктуры. А современного туриста одной красотой не заманить. Ему нужно комфортно доехать, удобно поселиться, вкусно поесть и интересно провести время. А какой подход к этому делу в США? К примеру, стоит в пустыне дерево. Тут же рядом открывается ресторанчик под названием «Дерево», потом заправка-«Дерево», затем гостиница-«Дерево», shopping mall — «Дерево». И возле этого дерева создается целый бизнес, о котором регулярно и широко сообщается всем, имеющим уши (грубо). И люди туда едут, потому что они об этом слышали. К сожалению, в России до такого еще далеко. А ведь туризм — это сектор, который следующие 50–100 лет будет очень активно развиваться, и приносить большие деньги.
Или, например, в России девушки одеваются более смело, чем в старой Европе, поэтому итальянские дизайнеры могут здесь найти такой простор для работы, о котором в Европе даже и не мечтали.
Я хочу подчеркнуть, что в России рамки еще не сформированы, имеется масса неиспользованных возможностей и пока низкая конкуренция идей. У вас такие перспективы! Только нужно мыслить смелее, искать нетрадиционные ходы, заимствовать успешный иностранный опыт, создавать новые направления.

— Никола, сегодня российские регионы видят в зарубежных инвестициях один из стимулов экономического роста,  источник поступлений в бюджет, средства для создания новых рабочих мест. Вы сотрудничаете с администрациями российских субъектов?
— Россия, к счастью, очень хорошо организована с точки зрения административного деления, а сотрудники тех департаментов, которые ведут в регионе работу по привлечению зарубежных инвестиций, хорошо знают всех местных бизнесменов, проблематику, понимают, что нужно региону. Поэтому мы обязательно организовываем встречу с правительством субъекта РФ и выясняем, какие итальянские предприятия могут быть здесь интересны, какие потребности у этого региона, какие у него особенности и, конечно, слабые стороны. Например, начинать серьезные проекты в малонаселенном регионе не имеет смысла: кто будет работать на открывшихся предприятиях?

—А вы можете привести примеры взаимодействия с регионами РФ?
— С Краснодарским краем ведутся переговоры по поводу создания вокруг уникально красивого озера, напоминающего Тоскану, «маленькой Италии» — «little Italy». Местная администрация, предприниматели уже вложили деньги, чтобы привлечь итальянские компании, которые могут построить настоящую деревню, shopping mall, воссоздав в ней итальянскую атмосферу. С выставочными залами края, которые могли бы предоставлять свои площади итальянским предпринимателям, ведутся переговоры о возможности проведения совместных мероприятий. И, конечно же, в главных городах Италии — Болонье, Милане, Вероне, Риме — планируется проведение «русских» выставок.
Аналогичные переговоры ведутся с Псковской, Ленинградской и Московской областями. Во Владивостоке мы реализуем проекты фэшн-индустрии — итальянские фирмы с местными партнерами открывают магазины модной одежды.

— На месте главы российского региона или города какие действия вы в первую очередь предприняли бы для привлечения итальянских инвестиций?
— Думаю, стоило бы организовать поездки делегации российских бизнесменов, чиновников в Милан, Венецию, Верону, Неаполь. Но не для просмотра достопримечательностей, а для встречи с представителями посольства, местных ассоциаций, со специалистами, которые могли бы продемонстрировать гостям не только свои изделия, но и новые направления, виды бизнеса. Такая «насмотренность», незамкнутость на себе поможет сделать следующий шаг.
Еще я считаю, что чиновникам полезно проходить курсы по менедж­менту. К сожалению, далеко не все государственные мужи видят разницу между предпринимательством и спекуляцией и в рамках борьбы с последней ставят палки в колеса тем, кто начинает создавать свой бизнес.
Я считаю, что за несколько поколений Россия может стать самой великой державой в мире, не предпринимая политических действий. Но это произойдет лишь при условии появления в ней среднего класса, заметной прослойки малого бизнеса. А это в свою очередь возможно, только если будут сняты бюрократические препоны и бизнес получит возможность развиваться без помех.

Материал подготовили А. В. Самуленкова, Д. А. Кожевников, Журнал "Бюджет", май 2010 г.
Поделиться