25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2478 Материалы по теме
Машиностроители требуют обложить металлургов запретительной экспортной пошлиной
металлургия
Взлет цен на металлопрокат стал одной из главных экономических проблем правительства. Ощутив поддержку со стороны антимонопольного ведомства и премьер-министра, которые озаботились резким повышением расценок у производителей проката, потребители переходят в наступление. На вчерашнем заседании Общественной палаты (ОП) и Союза машиностроителей был представлен расчет последствий роста цен на металл, который приведет к подорожанию большинства товаров: от вагонов и автомобилей до квартир и тракторов. В связи с этим металлургам необходимо поставить ограничители. Эксперты считают, что такие требования неоправданны.

Как заявил глава Межкомиссионной рабочей группы ОП по вопросам модернизации промышленности, председатель общественного совета при Минпромторге Владимир Гутенев, с 1 июля потребителей ждет резкое повышение цен на прокат – от 25 до 33–37%.

Напомним, что в понедельник, в ходе встречи с премьером Владимиром Путиным, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сообщил о возбуждении административного дела в отношении Evraz Group. «Сейчас мы исследуем всю цепочку начиная от рудного сырья, окатышей, коксующегося угля и металлопроката», – объяснил действия ведомства Артемьев, который подозревает, что в качестве обоснования роста цен берется «неадекватная оценка мирового рынка, раздуваются издержки и входные затраты». Тем самым подыграв Путину, который заявил о резко возникшем желании ряда отраслей повысить стоимость своей продукции. «Была анонсирована возможность роста цен на металлургическую продукцию, надо будет к этому вопросу самым серьезным образом отнестись, обсудить, посмотреть на реалии, на структуру ценообразования, на другие компоненты», – отметил Путин.

В свою очередь, директор московского представительства «НПК «Уралвагонзавод» Василий Варенов пояснил, что к сезонным повышениям цен машиностроители уже привыкли, поскольку и в апреле 2007-го, и в апреле 2008 года «нас об этом предупреждали заранее». Исключением стал лишь кризисный 2009 год. Однако в текущем году машиностроителей ждут нелегкие времена, учитывая рост цен на металлопрокат, который используется в производстве вагонов и цистерн, на десятки процентов. В результате, как пояснил Варенов, «потери по итогам первого квартала мы оцениваем в 400 млн. руб., на второе полугодие – оценочно – 900 млн. руб.».

По его выкладкам, из-за повышения цен на металл на 10% себестоимость одной цистерны увеличится примерно с 1,3 млн. до 1,54 млн. руб. «Рост цен на 20% даст себестоимость уже в 1,6 миллиона, на 30% – 1,7 миллиона рублей, – отметил Варенов. – Ясно, что такое повышение цен вызовет цепную реакцию и приведет к необходимости пересмотра инвестпрограммы РЖД и к росту тарифов».

По данным машиностроителей, доля металлопроката в себестоимости готовой продукции составляет 20–30%. И при заявленном повышении цен на него удорожание машиностроительной техники отечественного производства составит порядка 10%. Что сведет на нет всю господдержку автопрома и железнодорожного машиностроения.

Для того чтобы обуздать аппетиты производителей, представитель «Уралвагонзавода» предложил ввести 15-процентную экспортную пошлину на металлопрокат. «Пусть временно – на 9 месяцев, и по тем позициям, дефицит по которым наиболее существенен, – пояснил он. – Второе – временно отменить все импортные пошлины на металлопрокат. Третье – ввести временные меры по ограничению экспорта сырья или его квотирование».

Впрочем, не все готовы к столь радикальным решениям. Как считает глава ОАО «Русская корпорация транспортного машиностроения» Виктор Мажукин, «государство должно заставить все заинтересованные стороны договориться».
Представители власти уверили собравшихся, что контроль за ценообразованием будет усилен. «Но для этого вы должны сами информировать нас о всех требованиях, которые выставляются со стороны производителей», – посетовала замначальника управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Ольга Сельващук. Меду тем независимые эксперты сомневаются в объективности таких требований. «Почему-то в 2009 году, когда цены на металлопрокат снизились на 50%, цены ни на вагоны, ни автомобили в России не только не упали, но даже росли», – напоминает аналитик компании «БрокерКредитСервис» Олег Петропавловский. Аналогичную точку зрения разделяет и аналитик «Уралсиб Кэпитал» Николай Сосновский, который полагает, что металлурги просто следуют мировой конъюнктуре. «Когда мировые цены на металлопрокат из-за кризиса упали, почему-то никто из машиностроителей не проявил заботы о металлургах и не заявил о готовности покупать металл дороже, чем на мировом рынке», – поясняет он. На самом деле, по словам эксперта, никакого особо серьезного отклонения от нормы не произошло – производители просто отреагировали на общемировую ситуацию. Единственный минус – повышение цен происходит не плавно, а скачкообразно. «Что касается предложений по введению экспортных пошлин, то с учетом того факта, что российские производители почти 50% производимой металлопродукции экспортируют, это значит, дотировать другие отрасли за счет части прибыли металлургов, которые еще далеко не полностью восстановились после кризиса», – считает Сосновский. По его мнению, консенсус будет найден. «Возможно, на какой-то срок будет выбрано устраивающее всех повышение цен, – отметил он. – Но совсем не повышать цены металлурги не смогут».

Источник: "Независимая газета"
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно