Версия для печати 2044 Материалы по теме
14 мая прошла совместная коллегия Минфина России и Минэкономразвития России под председательством Председателя правительства РФ В. В. Путина.
В мероприятии приняли участие министр финансов А. Л. Кудрин, министр экономического развития Э. С. Набиуллина, а также руководители федеральных органов исполнительной власти, представители субъектов РФ. Одной из главных тем для обсуждения стала современная бюджетная политика страны. Кроме того, на заседании были подведены итоги работы министерств в 2009 году в области создания в стране благоприятного инвестиционного климата, инновационной политики и преодоления кризисных явлений.

Учитывая неустойчивый характер нынешнего подъема мировой экономики, ставить точку в борьбе с кризисом пока рано. Такое единодушное мнение высказали участники обсуждения проблем, вынесенных на повестку дня. В частности, В. В. Путин отметил, что сегодняшняя ситуация в государствах еврозоны вновь подтверждает очевидную истину: в долгосрочной перспективе только ответственная макроэкономическая политика обеспечивает устойчивый рост и повышение уровня жизни людей. В этом премьер-министр и видит главную задачу российского правительства. По словам В. В. Путина, мы должны сформировать современную конкурентоспособную модель национальной экономики, в основе которой будут лежать знания, инновации, высокие технологии. «И самое главное, нам нужны новые стандарты качества жизни граждан России, рост личных доходов, гарантированный доступ к услугам образования, здравоохранения, развитие массового жилищного строительства», — подчеркнул премьер-министр.

Об инфляции и дефиците

Одной из задач, которую необходимо решить на пути к экономическому росту, В. В. Путин назвал снижение инфляции. В январе — апреле 2010 года инфляция в России составила 3,5 %. Это самый низкий показатель с 1991 года. Однако, как указал глава правительства, нужны более амбициозные планы по снижению инфляции. Причем инфляция должна оставаться на низком уровне не только за счет сокращения спроса, но и за счет других механизмов ограничения роста цен, таких как увеличение производительности труда, снижение издержек, эффективное антимонопольное регулирование.
Далее, по словам Путина, следует сосредоточить внимание на обеспечении бездефицитного бюджета: «Нужно исходить из того, что для России нормой является низкий, а скорее даже “нулевой” дефицит бюджета». Поэтому необходимо выдержать намеченный график сокращения дефицита до 3 % ВВП в 2012 году, а затем и до нуля в 2015 году. Говоря о дефиците бюджета, В. В. Путин, обратился к министру финансов и министру экономического развития с просьбой озвучить их предположения о том, при каких ценах на нефть и при каких сценарных условиях развития экономики будет соблюден намеченный график. По традиции позиции двух ведомств разошлись.
По словам главы Минфина России А. Л. Кудрина, в текущем году дефицит бюджета не превысит 5,4 % ВВП. Ранее дефицит бюджета прогнозировался в размере 6,8 %. Новый прогноз был уточнен с учетом обязательств, связанных с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, который в 2010 году будет больше прогнозного. «Но даже с учетом этого мы не выйдем за 5,4 %», — отметил А. Л. Кудрин. Что касается ограничителя цен на нефть, заложенного в бюджете, то самым мягким министр финансов назвал 70 долл. за баррель. При такой цене в 2011 году дефицит бюджета составит 4 % ВВП. При цене нефти 50 долл. за баррель — 8 % ВВП. Последнюю цифру Кудрин назвал рискованной величиной: вряд ли такой дефицит удастся поддержать путем заимствований на внешнем и внутреннем рынках.
В свою очередь министр экономического развития Э. С Набиуллина призвала не занижать цену нефти при формировании бюджета РФ. Согласно уточненному прогнозу ведомства цена нефти в 2010–2011 годах составит 76 долл. за баррель, в 2012-м — 78 долл., в 2013-м — 79 долл. «И это достаточно консервативные оценки», — отметила она. По мнению министра, отсутствие дефицита бюджета при сохранении социальных обязательств означает сокращение федеральных целевых программ на 30 %, что вряд ли возможно.
Э. С Набиуллина согласна с тем, что надо жестко подойти к вопросам сбалансированности бюджета и снижения финансовых рисков. В то же время она указала на то, что бюджетная система как в части налогов, так и в части расходов является важнейшим инструментом развития экономики. В связи с этим двум ведомствам необходимо достичь согласованности стратегических проектов, проводимых реформ и бюджетных приоритетов.
Как отметила министр экономического развития, за последние годы социальная составляющая бюджетных расходов приближается к ее пределу, который нельзя преодолеть без резкого повышения эффективности всей экономики. Расходы только федерального бюджета на пенсии, социальное обеспечение и заработную плату выросли с 7,5 % ВВП до 10,6 % ВВП в кризисном 2009 году и в 2010 году достигнут почти 11 % (а доля этих расходов в бюджетных расходах выросла до 47,4 %). Бюджет развития, или расходы инвестиционного и инновационного характера (включая фундаментальные исследования), вырос с 1,9 % ВВП в 2005 году до 3 % ВВП в 2010 году. При этом в 2009–2010 годах наблюдалось фактическое сокращение — в реальном выражении — государственных расходов на развитие транспортной инфраструктуры. «Решать проблему сбалансированности бюджета за счет механического урезания инвестиционных расходов на инфраструктуру, модернизацию технологичных отраслей, преобразований в науке, образовании и здравоохранении нельзя, — подчеркнула Набиуллина. — Решение этой проблемы мы все еще должны найти. Прежде всего — в реальной приоритизации расходов и кардинальном повышении эффективности расходов».

Об эффективности расходов

Коренные перемены в организации государственного управления, а именно переход к новой, программно-целевой структуре бюджета предлагает Программа повышения эффективности бюджетных расходов (20 мая 2010 года Правительство РФ одобрило Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. — Прим ред.). По словам премьер-министра, государственные программы, положенные в основу деятельности государственной власти, позволят увязать работу каждого федерального органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в программных документах. «Каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат», — подчеркнул В. В. Путин.
Программы будут предусматривать не только бюджетные ассигнования, но и использование других инструментов: правовое регулирование, налоговые и таможенные льготы, федеральное имущество и т. д. Естественно, такие программы должны быть максимально прозрачны, планируется, что они будут открыты для публичного обсуждения. В связи с этим глава правительства обратился к Минфину и Минэкономразвития с просьбой ускорить подготовку нормативной базы, определяющей принципы разработки долгосрочных государственных программ. Также В. В. Путин указал на необходимость проведения сплошной ревизии имеющихся обязательств, жестко отсекать неэффективные и второстепенные расходы, оценивать альтернативный вариант, выбирать наименее затратный.

О судьбе регионов

Несмотря на то что в 2009 году доходы регионов снизились в среднем на 13,6 %, расходы остались на уровне 2008 года. Это стало возможным благодаря поддержке федерального правительства. Как отметил премьер-министр, соотношение расходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам прошлого года составило практически 50 % на 50 %. Это значит, что совокупные расходы бюджетов регионов примерно равны расходам федерального бюджета за вычетом субсидий для Пенсионного фонда. По мнению В. В. Путина, это серьезные финансовые ресурсы, которыми регионы должны умело распорядиться. «Поэтому считаю, что в субъектах Федерации также должны быть приняты программы повышения эффективности бюджетных расходов», — резюмировал премьер-министр.
Кроме того, В. В. Путин указал на необходимость корректировки межбюджетных отношений, а именно усиление стимулирующей роли федеральной поддержки при распределении, повышении и расширении финансовой самостоятельности субъектов. В этой связи может быть рассмотрена идея укрупнения субсидий, предоставляемых в рамках государственных программ. При этом федеральное правительство поставит перед получателями субсидий конкретные цели и будет контролировать результаты этой работы, а выбор наиболее оптимальных путей их достижения останется за самими регионами.
Поделиться