Версия для печати 2724 Материалы по теме
Скоро мы узнаем, что такое инновации
инновации
8 июня Комитет по науке и наукоемким технологиям провел «круглый стол» на тему: «Нормативные правовые аспекты формирования инновационного комплекса в Российской Федерации». В частности, обсуждались два законопроекта - о создании инновационного центра в Сколково и о внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием закона об инновационном центре в Сколково. Также стало известно, что в ближайшее время Правительство внесет в Госдуму законопроект о фондах поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, в котором впервые в российском законодательстве будет дано определение, что такое инновационная деятельность.

По словам председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям В. А. Черешнева, «в отличие от имеющихся в России наукоградов, технико-экономических зон, Академгородков, в Сколково предполагается развить инновации по всем пяти приоритетным направлениям. Предусмотрены оптимальные преференции и в части налогообложения, и в части создания условий для работы. Это будет мощный магнит, привлекающий наиболее одаренных. Естественно, государство будет ждать отдачи».
Как отметил заместитель председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям В. К. Осипов, государство, заинтересованное в развитии инновационной деятельности, лишено возможности прямого регулирования отношений участников инновационного процесса. «Государства не может обязывать товаропроизводителей внедрять достижения науки и техники в производство и осуществлять его модернизацию, поскольку такое вмешательство противоречило бы принципам свободы предпринимательства. Вместе с тем, государство располагает возможностью достичь желаемого эффекта, воздействуя на этот процесс косвенно, с одной стороны - посредством экономического стимулирования и государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, с другой - создавая невыгодные экономические последствия для тех, кто ориентируется на устаревшие способы производства, использует затратные и малоэффективные технологии, выпускает неконкурентоспособную продукцию», подчеркнул В. К. Осипов. Пока, по словам депутата, правовые основы такого воздействия на инновационный процесс практически отсутствуют: субъекты инновационной деятельности не фигурируют в законодательных механизмах налогового и таможенного стимулирования, инновационная составляющая не учитывается при размещении государственных и муниципальных заказов. Кроме того, не определены полномочия и функции органов государственной власти и порядок их взаимодействия в области поддержки инновационной деятельности.
В. К. Осипов изложил концепцию закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», проект которого готовят депутаты. «Впервые на законодательной основе формируются не отдельные виды, а целостная система государственной поддержки инновационной деятельности», сказал депутат. Государственную поддержку предполагается оказывать не всем субъектам инновационной деятельности, а избирательно и адресно с предпочтением для тех, кто работает в приоритетных отраслях экономики. Действие закона, если он будет принят, распространится на период от получения результатов научной или научно-технической деятельности до выпуска инновационной продукции. В проекте сформулированы права и обязанности субъектов инновационной деятельности, которым оказывается государственная поддержка - финансовая, организационно-правовая, информационная, предусмотрены налоговые и таможенные стимулы.
Вместе с тем, по мнению председателя Комитета по экономической политике Е. А. Федорова, чтобы запустить стандартную инновационную экономику, потребуется внести изменения более чем в сто законов и принять еще 9-12 новых законов. «До сих пор нет ответа на элементарный вопрос - что такое инновации. В западных странах инновации - это деньги, потраченные на покупку технологий. В России так ответить пока невозможно, потому что у нас нет рынка технологий и нет прикладного научного бизнеса, где можно эти технологии купить. Запустив рынок технологий, мы сможем запустить инновации. Необходимо раскачать этот рынок с нуля до 20 % промышленных продаж. Размеры финансирования науки в этом случае увеличатся с 350 млрд до 10 трлн рублей», подсчитал Е. А. Федоров.
Директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ А. В. Наумов главным условием модернизации, продвижения новых технологий назвал спрос на инновации внутри страны. «Не будет спроса - вся наша наука будет работать на развитие технологий за рубежом», - сказал представитель министерства. А. В. Наумов сообщил, что в ближайшее время Правительство внесет в Госдуму законопроект о фондах поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. В нем впервые будет определено, что такое инновационная деятельность. Кроме того, будут внесены законопроекты об академиях наук и о наукоградах.
По итогам обсуждения Федеральному Собранию рекомендовано ускорить принятие законопроектов «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», «Об инновационном центре в Сколково», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково», «О внесении изменения в статью 34612 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (о снятии ограничения на применение упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %, в отношении хозяйственных обществ, учрежденных бюджетными научными и образовательными учреждениями).
Правительству предложено ускорить решение вопроса о создании единого межведомственного органа исполнительной власти, координирующего вопросы формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики, а также ускорить разработку и утверждение стратегии инновационного развития России.
Поделиться