Версия для печати 1097 Материалы по теме
Про законопроект о либерализации платных услуг знает меньше половины россиян
Вопрос
О качестве наших  номинально бесплатных здравоохранения, образования и т.п., недвусмысленно говорит народная мудрость, известная еще с советских времен: учиться задаром - задаром учиться, лечиться  задаром… ну, в общем, можно не продолжать. Тем не менее, продолжение последовало с высокой трибуны, и беда пришла, откуда ее не особенно ждали. В Госдуме идет обсуждение закона, по которому школам и институтам, детским садам, поликлиникам и больницам будет предоставлена полная свобода в оказании платных услуг населению. Естественно, намерения депутаты при этом высказывают самые что ни на есть благие. Однако граждане, как показали результаты социологических опросов, четко знают, куда такие намерения и на этот раз могут вымостить дорогу.

Социологи Аналитического центра Юрия Левады (Левада-центра) поинтересовались мнением россиян по поводу проекта закона о либерализации платных услуг.

Как выяснилось, слух о нем по всей Руси великой еще не прошел: о том, что такие нововведения обсуждаются в парламенте, знает меньше половины - 42% граждан. 58% пока пребывают в счастливом неведении. Более осведомленными оказались россияне в возрасте от 40 до 54 лет, с высшим образованием, неплохо обеспеченные, живущие в Москве и других крупных городах. До молодежи, сельских жителей и малообразованных граждан информация еще не дошла.

Но даже та часть, которая о законопроекте знает, отнеслась к нему неприязненно и настороженно. При том, что люди уверены: новый закон может сильно повлиять на их судьбы. Считают, что принятие закона очень существенно изменит их жизнь, 43% опрошенных, еще 22% - что повлияет, но не слишком серьезно. Лишь 15% ответили, что такой документ их жизнь "совершенно не изменит". Каждый пятый был в замешательстве и с ответом не спешил.  Особенно часто говорили, что закон может иметь для них серьезные последствия, обеспеченные люди старше 40 лет.

Если говорить о стоимости платных медицинских и образовательных услуг, то чем они отличаются от аналогичных, но бесплатных? По мнению 38% россиян, коммерческие услуги просто "легче получить" (читай - обойти общую очередь, не записываться заранее, не обивать пороги). Всего по 17-18% думали, что эти услуги предоставляются в большем объеме и ассортименте или более качественные. Треть россиян знает точно: разница между платными и бесплатными услугами - только в стоимости. А врачи и учителя везде одинаковы, просто одни деньги берут, а другим не повезло.

Разве что чаще других говорили, что платные услуги "более качественные", россияне до 24 лет с высоким уровнем дохода - и, наоборот, не избалованные бюджетным сервисом жители сел. А "комфорт" отмечали люди от 40 до 54, жители Москвы - и опять же обитатели сельской глубинки.

Что же касается нового закона, то перспективы его введения внушают россиянам стойкий пессимизм. 54% сказали, что он лишь приведет к ухудшению качества бесплатных услуг, 29% - что бесплатные услуги останутся такими же, как и были. По мнению четверти жителей России, после подобных реформ качество платных услуг тоже неизбежно упадет. Или (по мнению 45%) не улучшится и останется прежним.  Лишь 13% думают, что закон поможет сделать лучше платные услуги и 7% - что бесплатные.

Так что принцип "заплати - и живи спокойно" в данном случае, считают россияне, применить будет невозможно. Мы и так слишком часто вынуждены вторично оплачивать то, что уже профинансировано нашими же налоговыми отчислениями в бюджет. Сейчас, похоже, платить придется трижды, а лечиться и учиться при этом - именно задаром. Хоть и не бесплатно.

Источник: "Российская газета"
Поделиться