Версия для печати 1333 Материалы по теме
Государству придется увеличивать налоги
налоги
Даже при стоимости нефти $75 за баррель государству придется сокращать расходы и увеличивать доходы, т. е., в частности, повышать налоги. Чтобы российский бюджет был бездефицитен, нефть должна, по расчетам Минфина, подорожать почти до $100 и не опускаться ниже этой отметки несколько лет. Всего пять лет назад эта цифра была ниже в 3,5 раза. Бюджетную политику явно нужно приводить в соответствие с реальностью.

О том, что дорогая нефть развращает правительства стран, богатых ресурсами, знают все. Но почему-то некоторым странам ресурсы мешают, а кто-то умудряется не утонуть в нефтяном фонтане. К примеру, бюджеты нефтедобывающих стран Персидского залива на текущий год рассчитаны в среднем исходя из цены нефти $50 за баррель. А в кризисные 2008-2009 гг. бюджеты девяти крупнейших нефтедобывающих стран Ближнего Востока были бездефицитны при цене $47 за баррель. Почему им удается балансировать, а нам нет?

Опустим здесь анализ расточительной расходной политики. Но если непредвзято взглянуть на доходную часть бюджета, то сложится впечатление, что наше правительство добровольно отказывается от сотен миллиардов рублей нефтегазовых доходов и при этом каждый год судорожно пытается наскрести по сусекам что-нибудь вроде повышения акцизов на спирт, дающих 0,03% доходов федерального бюджета.

Самым логичным шагом при таком дефиците бюджета (3,6% ВВП в 2011 г.) было бы повышение налогов для газовой отрасли. Тем более что нагрузку на нее нельзя назвать обременительной. Ставка налога на добычу газа не повышалась с 2006 г., хотя изначально была занижена по сравнению с нефтяным НДПИ в 13 раз (в перерасчете на тонну нефтяного эквивалента). Пошлина на экспорт газа тоже сильно отстает от нефтяной.

Но все попытки Минфина скинуть эту священную корову с пьедестала неизменно заканчиваются провалом. В этом году министр финансов Алексей Кудрин в юбилейный, пятый раз пришел в правительство с предложением проиндексировать ставку НДПИ на газ в два раза (со 147 до 294 руб. за 1000 куб. м). Чем дело кончится — вопрос. До сих пор у газовой отрасли всегда находились железные аргументы и высокие покровители. У нефтяной отрасли тоже есть льготы. Они были введены в экстренном порядке в разгар кризиса, осенью 2008 г., когда нефть резко подешевела со $147 до $38 за баррель.

Тогда правительство, чтобы помочь нефтяникам, резко уменьшило экспортные пошлины на нефть, снизило налог на ее добычу, налог на прибыль и ввело ускоренную амортизацию для оборудования. Благодаря этим мерам в распоряжении нефтяных компаний оказалось приблизительно $17 млрд. Но нефть-то давно подорожала, а налоги остались «кризисными». Ренту нефтяники все это время оставляли себе.

Минфин предлагает индексировать в 2011 г. НДПИ на нефть на 11,6%. Но даже после этого налоговая нагрузка на нефтяников будет далека от докризисного уровня.

Отдельная история — Восточная Сибирь, где сейчас процветает налоговый рай. Добытая там нефть не облагается ни пошлинами, ни НДПИ. Льготы для Восточной Сибири вводились при цене нефти $40-45, чтобы стимулировать добычу в труднодоступных краях. Но теперь нефть стоит дороже $70 — при такой цене рентабельность другая, а значит, и преференции либо не нужны, либо должны быть ограничены.

Уже решено, что с июля вместо нулевой появится пониженная ставка экспортной пошлины для восточносибирской нефти: 45% от разницы между фактической ценой нефти и $50 за баррель. Таким образом правительство за три года добавит в бюджет $11 млрд. При цене нефти меньше $50 за баррель пошлины не будет. На нулевой НДПИ пока никто не покушается.

Чем плох бюджет, сбалансированный только при цене нефти $100 за баррель? Тем, что любое движение цены вниз приведет нас к необходимости судорожно набирать долги. На примере Европейского союза очевидно, что это скользкая дорожка.


Источник: "Ведомости"
Поделиться