25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1337 Материалы по теме
Монополии без льгот
• Минфин хочет лишить крупнейшие монополии России - «Газпром», «Транснефть», РЖД и ФСК — льгот по налогу на имущество. Только в 2012-2013 гг. это принесет бюджету 175 млрд руб.

Минфин предлагает отменить льготу по налогу на инфраструктурное имущество — железнодорожные пути, магистральные трубопроводы и линии электропередачи. В 2012 г. налог на это имущество должен составить 1,1%. Тогда региональные бюджеты, которые собирают этот налог, получат 58,4 млрд руб. Ставка в 2013 г. должна составить 2,2%, а доходы казны — 116,7 млрд руб. Все эти цифры — из последней версии предложений Минфина по росту доходов консолидированного бюджета России на 2011-2013 гг. (копия есть у «Ведомостей»).

С начала 1990-х железнодорожное полотно общего пользования, магистральные трубопроводы и электросети не облагаются налогом на имущество. Как и связанные с ними объекты (например, газораспределительные и железнодорожные станции или даже плотины, по которым проходят дороги). Есть также льготы для федеральных автодорог, отменять которые, судя по материалам Минфина, пока не планируется. Регионы не раз просили правительство ввести налог на все это имущество, но до сих пор безуспешно.

Если на сей раз Белый дом поддержит отмену льгот, то основные расходы лягут на «Газпром» (у которого почти все магистральные газопроводы страны), «Транснефть» (нефте- и нефтепродуктопроводы), РЖД (железнодорожные пути), ФСК (сети высокого напряжения) и «Холдинг МРСК» (распределительные электросети). Все эти компании контролируются государством.

Как именно распределится налоговая нагрузка между монополиями, пока не ясно. Но в целом налог на имущество считается как процент от остаточной стоимости, напоминает юрист Taxadvisor Александр Разгильдеев.

Лидеры по стоимости имущества — «Газпром» и РЖД. Только с этих двух монополий можно собрать в 2012-2013 гг. до 126 млрд руб. нового налога.

РЖД готова выполнить любое решение правительства, говорит представитель компании. Но отмена налоговой льготы увеличит расходы РЖД на «десятки миллиардов рублей», что должно вызвать рост тарифов и, соответственно, скажется на потребителях и темпах инфляции, предупреждает он. «Газпром» не в курсе предложений Минфина, говорит представитель концерна и возможную отмену льготы не комментирует. Представители ФСК и «Холдинга МРСК» от комментариев также отказались, их коллега из «Транснефти» на звонки не отвечал.

Впрочем, даже если Минфин добьется правок в Налоговый кодекс, у регионов есть право оставить льготы для компаний или снизить ставку налога, отмечает Разгильдеев. Следовательно, торговлю с монополиями придется вести властям субъектов Федерации.


Источник: "Ведомости"
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно