25 апреля 2024 года
Налоги и сборы — 21 июня 2010

Налоги и долги важнее всего

Версия для печати 1683 Материалы по теме
Налоги и долги важнее всего
Процент
Правительство намерено переключиться с поддержания спроса в экономике на поддержку долговой и фискальной стабильности. По мнению министра финансов Алексея Кудрина, «спрос необходимо поддерживать лишь как краткосрочную меру». Министерство возьмет под особый контроль несырьевой сектор бюджета, а для покрытия дефицита казны придется отказаться от налоговых льгот.

За два дня работы Петербургского международного экономического форума мозговой штурм на финансово-экономическую тематику показал, что финансовый блок правительст¬ва, похоже, нашел ответ на вопрос: быстро сокращать дефицит бюджета или поддерживать спрос. Глава Минфина Алексей Кудрин выступает за первое. «Мы больше боимся не инфляционного, а долгового кризиса — ситуация с ним может быть критическая», — заявил он.

В то же время, по признаю министра, долг России — самый низкий в «большой двадцатке» (около 8% ВВП). Но даже если в стране продолжится экономический рост, к 2013 году доходная часть бюджета будет на 25% ниже, чем в 2008 году, по причине потери не только нефтегазовых, но и ненефтегазовых доходов казны — дефицит последних в 2010 году составит 13,7%, сообщил г-н Кудрин. «Дефицит бюджета не снизится сам собой», — иронизирует глава Минфина и считает, что его необходимо покрывать за счет отмены расширения налоговой базы.
Долги давят

В начале года Россия разместила около 5 млрд долл. облигаций на «хороших условиях», считает Алексей Кудрин. Причем в сложное время государство еще «легко отделалось». Как сообщил управляющий директор группы Fitch Ratings Дэвид Райли, европейские правительства позаимствовали в 2010 году 950 млрд евро. Бюджетный дефицит Великобритании в три раза выше, чем в странах континентальной Европы. «Нельзя продолжать жить не по средствам», — призвал главный экономист Дойче Банка Питер Хупер III.

Пожалуй, ситуация с моделью выбора методов поддержания устойчивости экономики у России максимально близка с Францией. Даже вопросы практически однотипные. «Нас беспокоит вопрос, повышать налоги или сокращать госрасходы», — озадачена министр экономики, промышленности и занятости Франции Кристин Лагард. Впрочем, она сообщила, что уже в середине июля заработает «вездесущий» европейский Стабфонд объемом 500 млрд евро, который поддержит бюджеты всех стран ЕС и зоны евро.

Россия же определилась с выбором. «Для правительства важнее, чтобы экономика вошла в устойчивый тренд развития, чем поддерживать спрос, — заявил Алексей Кудрин. — Спрос нужно поддерживать как краткосрочную меру, например, когда экономика переживала шок от падения. Но сейчас, когда экономика отошла от шока и немного оживилась, основное внимание надо уделять фискальной и долговой стабильности». Так, правительство поставило задачу ликвидировать дефицит казны к 2015 году, но это даст прирост общего госдолга страны до 14% ВВП. Что, впрочем, по мнению Алексея Кудрина, «является очень умеренным уровнем».
Внимание на несырьевой дефицит

По официальному прогнозу, дефицит бюджета в этом году составит 5,4% ВВП, в после¬дующие годы показатель будет снижаться на 1—1,5%. Алексей Кудрин подчеркивает, что недавно принятая программа повышения эффективности бюджетных расходов позволяет экономить около 20% средств. Между тем не все разделяют его оптимизм. «Сложный вопрос, насколько показатель дефицита в 2012 году в 3% реален. Экономика испытывает серьезное давление, не исключено, что он вырастет на 7—8%», — предполагает ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев.

Именно поэтому, по мнению Алексея Кудрина, необходимо ориентироваться на значение дефицита ненефтегазового сектора бюджета. Сейчас этот показатель как никакой другой лучше всего демонстрирует, насколько государство втянулось в зависимость от обеспечения госпрограмм. Так, в 2000 году, когда цена на нефть была низкая, а производить заимствования не было возможности, этот показатель составлял 1,7%. В дальнейшем он пошел по нарастающей: 2003 год — 3,2%, 2008-й — 6,5%, 2009-й — 13,5%, в текущем году показатель достиг 13,7%.

«Риски бюджетного кризиса в России есть всегда, — считает главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич. — Дефицит ненефтегазового сектора бюджета должен сокращаться постепенно, с точки зрения долгосрочного уровня идеально было бы достичь показателя в 4—5% к 2016—2017 году».

Как один из вариантов сокращения дефицита Минфин видит не в увеличении налогов, а, например, в отмене налоговых льгот. «Это квазирасходы, — пояснил г-н Кудрин. — На протяжении этих лет мы существенно снижали налоговое бремя, количество налогов сократилось с 50 до 15. Сейчас главное — выстроить грамотную экономическую политику, в том числе и фискальную».

Источник: РБК daily
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно