Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Бюджетная политика — 22 Июня 2010

Алексей Кудрин прогнозирует неизбежное увеличение фискальной нагрузки

фискальная нагрузки, кудрин, бюджет, политика

Версия для печати 3357 Материалы по теме
 Алексей Кудрин прогнозирует неизбежное увеличение фискальной нагрузки
Алексей Кудрин
По мнению вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, задача достижения сбалансированности государственного бюджета по доходам и расходам не может быть решена без увеличения фискальной нагрузки, ревизии социальных обязательств государства и увеличения пенсионного возраста. В то же время коллега г-на Кудрина по правительству министр экономического развития Эльвира Набиуллина советует думать не над увеличением налогов, а над расширением налогооблагаемой базы за счет роста экономики, улучшения самочувствия производителей и увеличения их числа. Очередная заочная полемика двух министров состоялась в рамках Петербургского экономического форума. Министр Кудрин постарался свести счет в споре в свою пользу.

Нынешнее состояние российской экономики, которая только еще начала показывать признаки оживления после обвала из-за мирового кризиса, по мнению Алексея Кудрина, не позволяет требовать от бюджета выполнения тех амбициозных планов социально-экономического развития, которые были приняты накануне глобального шторма. «ВВП России в реальном выражении в 2010 году на 21% ниже, чем тот, на который мы рассчитывали до кризиса, - обратил внимание министр. - В следующем году ВВП будет на 24% меньше, чем прогнозировалось до кризиса во всех наших известных программах - Концепции долгосрочного развития-2020, Основных направлениях деятельности правительства. Даже если у нас будет экономический рост, который заложен в прогнозах Минэкономики, то в 2013 году доходы бюджета в реальном выражении будут на 25% ниже, чем в 2008 году».

Относительное бюджетное благополучие, когда его дефицит оказывается ниже ожидавшегося на этот год (не 6,8, а 5,4%), связан исключительно с благоприятной для нас ситуацией с ценами на нефть. «Мы втянулись в зависимость от нее при выполнении всех наших государственных программ», - признал министр финансов. Главный экономист по России Всемирного банка (ВБ) Желько Богетич предупредил, что есть риск нового падения цены на углеводороды, например, из-за бюджетных проблем в Европе. Но и без этого, напомнил г-н Кудрин, бюджет уже начал серьезно терять нефтегазовые доходы. «Налоговые «каникулы» для нефти, добываемой в Восточной Сибири, ведут к тому, что там добыча нефти в ближайшие годы будет наращиваться, а в других регионах - сокращаться», - пояснил министр. А ненефтегазовые доходы в эти годы будут расти очень умеренно.

Измерять эффективность бюджетной политики г-н Кудрин предлагает как раз по «ненефтегазовому дефициту». А с ним перспективы пока безрадостные. В 2000 году он был всего 1,7% («тогда цена на нефть была низкая, и мы не могли раздуть расходы»), в 2003 году он стал 3,2%, в 2008 году - 6,5%, в 2009-м увеличился до 13,5%, а в этом году достигнет 13,7%, спрогнозировал министр.

Поэтому для покрытия дефицита федерального бюджета придется искать другие источники. Наиболее реальным следствием наращивания госрасходов становится увеличение фискальной нагрузки. Тем более, по подсчетам Алексея Кудрина, налоговое бремя в последние годы у нас увеличивалось на нефтегазовый сектор, а вот доля поступлений от ненефтегазовой экономики только сокращалась. «Если пересчитать налоговую нагрузку исходя из средней цены на нефть 90-х годов 20 долл. за баррель, то налоговая нагрузка у нас снизилась с 33% ВВП в 2000 году до 20% в 2009-м. Все больше и больше мы собирали за счет нефти. Без учета этих конъюнктурных поступлений у нас шло стабильное снижение налогов. Это надо учитывать сейчас, когда мы оцениваем наши налоговые возможности», - заявил министр финансов. Тем более что налог на прибыль и подоходный налог в общей структуре бюджетных доходов в России составляют около четверти, а вместе с социальными взносами достигают 40%. Типичный удельный вес налога на прибыль и доходы в развитых странах составляют 35%, а вместе с социальными взносами - до 60%.

Совершенно точно в ближайшее время будут повышены акцизы, которые, по словам Желько Богетича из ВБ в России, пока еще ниже, чем в других странах. Речь прежде всего идет об алкоголе и сигаретах. «Повышение акцизов на табак и алкоголь будет происходить неизбежно, но постепенно, - сообщил Алексей Кудрин. - Мы рассматриваем не удвоение, а утроение акциза на табак со следующего года». Скорее всего будут увеличены топливные акцизы - «в течение трех лет примерно на 3 руб. на литр».

Для повышения отдачи от ненефтегазовой экономики Минфин намерен заниматься улучшением налогового администрирования, то есть работать над повышением собираемости налогов. А также сокращением количества налоговых льгот. «В последние годы мы ввели очень много налоговых льгот и зачастую не считаем их, - заявил г-н Кудрин. - Неэффективные льготы, или льготы в неприоритетных сферах, нужно будет отменять». Все это вместе г-н Кудрин аккуратно назвал «бюджетной консолидацией».

Алексей Кудрин даже счел возможным поспорить с президентом Дмитрием Медведевым, который на открытии форума говорил, что «бюджетная политика государства должна стимулировать структурный сдвиг экономики». «Я отношусь к тем экономистам, которые считают, что налоговая система не должна быть стимулирующей, - признался министр. - Многие меры поддержки оказываются неэффективными. Но имея разные позиции, мы идем на компромиссы, и поэтому у нас есть льготы и в налоговой, и в бюджетной сфере».

Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников обратил внимание на то, что в ближайшие два года на принятие решений в экономической сфере будет оказывать сильное влияние предвыборный цикл, в который входит страна. Алексей Кудрин согласно кивал головой. «Есть серьезные опасения, что Минфину удастся сдержать экспансию расходов», - предположил г-н Синельников.

Одним из средств ограничения политического влияния на бюджет должна стать подготовленная Минфином программа повышения эффективности бюджетных расходов, которая в ближайшее время будет окончательно утверждена (в начале мая она одобрена правительством в целом). «Политики хотят избираться, а чиновники должны доказывать свою эффективность, которая сейчас определяется исходя из того, насколько выросли расходы по их направлению, - обрисовал ситуацию директор департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров. - Когда же начинаешь анализировать, сколько средств необходимо для выполнения тех или иных возложенных на государственное ведомство функций, то оказывается, что денег уже достаточно».

То же самое касается и субъектов РФ. Алексей Лавров предлагает заняться расширением бюджетной самостоятельности регионов и одновременно «проводить воспитательную работу», убеждая местные власти, что социалка - это их сфера ответственности. Для этого необходимо наведение порядка в тех льготах, которые предоставлены на федеральном уровне, а финансируются из региональных бюджетов. «Популистская политика российского правительства создала громоздкую систему социальных мандатов», - признал Алексей Кудрин.

Из анализа ситуации с дефицитом ПФР, который, по расчетам министра, в следующем году будет около 1 трлн руб., следовало, что даже заметное увеличение фискальной нагрузки не решает имеющихся социальных проблем. Демографическая проблема у нас острее, чем в других странах. Сейчас на 128 работающих приходится 100 пенсионеров (в ведущих странах Европы - 150-160 занятых на 100 работающих). К 2020 году наш показатель снизится до 112 работающих на 100 пенсионеров, а примерно к 2030 году их число сравняется. «Желая обеспечить достойную пенсию, нам надо проводить реформу социальных обязательств», - предупредил министр.

Поэтому Алексей Кудрин убежден, что «пенсионный возраст неизбежно будет повышен». «Когда мы к этому придем - через год или два (с учетом вступления России в предвыборный цикл скорее через два. - Ред.), но это придется сделать. Если не поднимем пенсионный возраст, то пенсии нынешних пенсионеров будут очень низкими», - предупредил министр.

«Выгоднее не допускать перегрева и наращивания расходов, чтобы затем не испытывать шоковое снижение государственных программ, - убежден Кудрин. - Нам необходимо внести коррекцию в структуру наших расходов, увеличивая или по крайней мере не снижая поддержку здравоохранения и образования, а другие статьи серьезно проинвентаризировать».

С Алексеем Кудриным заочно поспорила министр экономического развития Эльвира Набиуллина: «Не надо повышать налоги. Это приведет только к уклонению от них. Для сбалансированности бюджета надо работать не только над сокращением расходов, что надо делать безусловно, но и над увеличением доходов. Причем не путем повышения ставок, а создавая новую налоговую базу, новый бизнес, обеспечивая рост экономики».

И все-таки Алексей Кудрин не удержался от возможности свести счет в макроэкономическом споре между Минфином и Минэкономики в свою пользу. По его словам, посовещавшись с Эльвирой Набиуллиной, они одинаково ответили на вопрос ЕГЭ по обществознанию «Какие условия необходимы для развития экономики?». Из четырех предложенных вариантов ответа - устранение неравенства доходов населения, увеличение расходов государственного бюджета, частная собственность на средства производства и превышение предложения над спросом - они выбрали частную собственность. Естественно, два министра правильно ответили на вопрос для школьников, иначе это бы грозило конфликтом уже с Министерством образования. Рассказал Алексей Кудрин об этом недаром. Во-первых, он время от времени намекает своим оппонентам в правительстве, обвиняющим его в проведении политики, сдерживающей экономический рост, что в гораздо большей степени развитию экономики мешает слишком большая роль госкомпаний в ней. А во-вторых, г-же Набиуллиной под угрозой получения двойки по школьной программе пришлось согласиться с тем, что увеличение расходов бюджета не способствует развитию экономики.

Источник: "Время Новостей!
Поделиться