Выиграйте один из 15 планшетов

Только до 20 ноября 2017 года при оформлении подписки на весь 2018 год вы получите планшет

Оформить подписку

Правила розыгрыша и более подробная информация на bujet.ru/15years

bool(false)
string(10) "22.05.2017"
bool(true)
string(10) "22.05.2017"
bool(true)
bool(false)
string(10) "22.05.2017"
Версия для печати 1641 Материалы по теме
Министерства заказали на свои целевые программы триллион рублей, но вряд ли его получат
фига
Правительство намерено поставить под жесткий контроль реализацию и подготовку федеральных целевых программ. Бюджетные деньги под них получат только те ведомства, которые докажут обоснованность и эффективность трат. Не исключено, что финансирование некоторых программ будет приостановлено.

Конкретные предложения о том, как именно распределить в следующем году деньги на ФЦП, к июлю должно представить минэкономразвития. Такое поручение министерство получило по итогам совещания у первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова, которое прошло на этой неделе, заявил представитель его секретариата.

Прогнозировать, какие именно программы подвергнутся сокращению, в минфине и в минэкономразвития пока не берутся. Но органам исполнительной власти уже дали понять, что амбиции по финансированию ФЦП следует умерить - только на новые программы и подпрограммы в 2011 году они запросили более 230 миллиардов рублей. Всего с 2011 по 2013 годы запрошено более триллиона рублей. Самые большие заявки были у минтранса и минрегиона. Однако, по расчетам минфина, общая стоимость действующих ФЦП на следующий год должна уложиться примерно в 650 миллиардов. Этот подход Кудрина, говорит один из участников совещания, был активно поддержан первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Он дал понять, что это совещание - только прелюдия к большому разговору о судьбе ФЦП и работе отдельных ведомств.

Руководство страны, напомним, не раз посылало ясные сигналы, что возможности по наращиванию расходов казны ограничены. Но речь идет не о механическом сокращении ФЦП, поясняет один из чиновников. Ставка делается на четкое выделение приоритетов и эффективное расходование средств. Еще выступая на совместной коллегии минфина и минэкономразвития, премьер поставил перед ведомствами задачу: каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат. Этот тезис стал основным во время "серьезного разговора" Шувалова с ведомствами во вторник, так как пока с нацеленностью на результат дела продвигаются медленно. Как выяснилось на совещании, несмотря на все звучавшие предупреждения, готовность новых ФЦП и подпрограмм очень низкая, многие госзаказчики не обеспечили их своевременную разработку, а это затрудняет определение обоснованного объема финансирования, рассказывает источник, знакомый с ходом дискуссии. Самые большие претензии, по его словам, были к программе снижения рисков на объектах теплоснабжения и таможенного контроля на границе.

Основные критерии отбора программ на следующий год - высокая степень готовности и соответствие целям экономического роста. Еще один критерий - обязательное соблюдение программно-целевого принципа формирования ФЦП. Такой подход, напомним, заложен в программе повышения эффективности госрасходов, предложенной минфином. Предполагается, что он будет распространяться на все государственные затраты. В дальнейшем они будут структурированы в долгосрочные государственные программы, рассчитанные на 10-15 лет, ФЦП станут их составной частью, поясняли раньше в минэкономразвития. А в программах обязательно должны быть прописаны как конечные цели расходов, так и механизм их достижения.

О переходе к формированию бюджета с ориентацией на конечный результат говорили еще до кризиса. Возникший на его фоне бюджетный дефицит заставил вернуться к этой идее. Даже при закладываемой цене нефти в 75 долларов за баррель расходы казны превысят доходы, по предварительным расчетам, на 3,4 процента ВВП, или 1,7 триллиона рублей. Притом у государства сохраняются социальные обязательства, отменять которые, как не раз подчеркивали президент и премьер, никто не собирается. Дополнительные деньги понадобятся и на запуск новых проектов по модернизации. Приоритет планируется отдать ФЦП в сфере высоких технологий и инноваций, образования и здравоохранения.

Расходы на ФЦП, заметим, занимают немалую часть в общих бюджетных тратах. Пика они достигли накануне кризиса, когда составили 11,03 процента от общих расходов бюджета. И даже в кризисный год их "вес" в бюджете составил 8,4 процента. При этом вопросов об эффективности ФЦП всегда было немало. Прежде проблемы возникали из-за неравномерного выделения денег, в этом году, как оказалось, есть сложности с освоением средств. По данным департамента государственных целевых программ и капитальных вложений минэкономразвития за первый квартал этого года, по направлению "капитальные вложения" профинансирована почти половина расходов, заложенных на год, освоено чуть больше 9 процентов средств. Всего, по данным департамента, в этом году финансируется 53 ФЦП и 98 подпрограмм, общая сумма расходов должна составить более 740 миллиардов рублей.

"Целей действительно можно достичь меньшими средствами. Все без исключения ФЦП нуждаются в том, чтобы их программно-целевой принцип был усилен", - соглашается директор Центра развития ГУ-ВШЭ Наталья Акиндинова. Они должны исходить, с одной стороны, из того, насколько ФЦП решают проблемы развития экономики, с другой - насколько эффективно расходуются средства, поясняет эксперт. При этом, по ее словам, важны не столько объемные показатели - например, какое количество километров должно быть построено, а анализ того, как это повлияет на экономическое развитие регионов и их транспортную доступность. По этой теме, говорит Акиндинова, существуют зарубежные и отечественные исследования. С точки зрения эффективности расходования средств самые большие проблемы, по ее мнению, лежат в сфере госзакупок и привлечения подрядчиков. "Надо, чтобы конкурсы были честными, не проводились за три цены и их не выигрывали компании, которые не могут выполнить работы", - говорит Акиндинова. При этом, замечает она, следует обратить внимание на программы, имеющие имиджевый характер - такие, например, как разработка системы ГЛОНАСС. "Это все важные, прорывные вещи, но из-за их приоритетности никто не решается проверить, насколько эффективно тратятся деньги", - говорит Акиндинова.

Источник: "Российская газета"
Поделиться