Версия для печати 6994 Материалы по теме
О некоторых перспективах развития региональной и муниципальной статистики и улучшения работы с пользователями
росстат
1. Цели и задачи Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в части вопросов деятельности Федеральной службы государственной статистики).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определены стратегические цели страны по достижению уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции:
- в 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности);
- скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
- совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов;
- реализация региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- переход к новой модели пространственного развития российской экономики с учетом интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении на всех уровнях государственной и муниципальной власти социально-экономической политики, обеспечивающей высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;
- развитие приоритетных направлений в области информационно-коммуникационных технологий: формирование единого информационного пространства и современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности для населения и организаций, предоставление на ее основе качественных услуг.


2. Характеристика проблемы, на решение которой должна быть направлена федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2013-2020 годах».

2.1. Развитие муниципальной статистики.
Существующая система информационно-статистического обеспечения не в полной мере отражает потребности органов управления регионального и субрегионального уровней в процессе стратегического планирования при разработке комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом определенных Концепцией перспективных направлений развития регионов.
В условиях, когда многие функции управления передаются из центра на места, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления нуждаются в более разнообразной и детальной экономико-статистической информации в региональном аспекте.
В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Росстатом совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлен комплекс организационно-методологических мероприятий по созданию основ муниципальной статистики. В 2007 году была создана и размещена на официальном Интернет-сайте Росстата в свободном доступе база данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (БД ПМО), которая включает информацию по каждому из более 24 тысяч муниципальных образований.
Несмотря на существенное расширение БД ПМО с момента ее создания (в 2007 году было загружено 198 показателей, в 2008 году – 232, в 2009 году - более 500 показателей) состав показателей, формируемых по муниципальным образованиям, не отвечает задачам, определенных Концепцией перспективных направлений развития регионов и муниципальных образований до 2020 года.
В настоящее время большинство показателей, необходимых органам местного самоуправления для анализа социально-экономического развития муниципальных образований, имеются только по крупным и средним предприятиям. Ряд важнейших для органов местного самоуправления показателей, например, для расчетов макроэкономических показателей на уровне муниципального образования, может быть получен только на основе сплошного статистического обследования предприятий, находящихся в границах муниципального образования. Результаты заменяющих сплошные статистические наблюдения выборочных обследований не могут быть репрезентативны на уровне муниципальных образований.
Расчеты скрытой и неформальной деятельности экономики в составе ВВП в значительной мере базируются на данных, полученных при составлении таблиц «Ресурсы и использование», разрабатываемых на федеральном уровне. Распределение скрытой и неформальной деятельности по субъектам Российской Федерации носит в значительной мере экспертный характер, дальнейшее распределение этих данных по муниципальным образованиям может серьезно исказить оценку их вклада в экономику региона. Чем мельче муниципальное образование, тем труднее провести оценку и определить параметры досчета. Применение взамен отсутствующих данных соотношений, полученных на уровне региона в целом, приведет к существенным искажениям, так как производство и типы производителей в муниципальных образованиях неоднородны.
Кроме того существуют проблемы по формированию в разрезе муниципальных образований данных по доходам населения, стоимостных показателей торгового оборота, что связано с существующими законодательными ограничениями в области статистического наблюдения, показателей динамики производства для анализа хозяйственной деятельности муниципального образования. Для получения динамических характеристик добавленной стоимости различных отраслей экономики необходима детальная информация об индексах цен в различных сферах экономики, статистика по которым на уровне муниципальных образований в настоящее время отсутствует, в связи с чем оценить степень достоверности оценок добавленной стоимости на уровне муниципальных образований затруднительно.

2.2. Удовлетворение пользователей статистической информацией.
В условиях стремительной информатизации общества актуальной задачей для системы государственной статистики является использование современных информационных технологий для представления статистических данных с целью не только максимального удовлетворения потребностей пользователей статистики, но и лучшего понимания широкой публикой опубликованных официальных статистических данных.
Важнейшим показателем деятельности российской статистической службы становится оценка качества статистической информации пользователями, выражающаяся в их удовлетворенности этой информацией и в уровне доверия к ее производителю.
Несмотря на существенный рост индекса доверия пользователей к официальной статистической информации по итогам проводимых обследований различных групп пользователей в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», который составил в 2009 году 102,9% (справочно: в 2007 году- 101,5%, 2008 г. – 102,0%), необходимо обеспечить более  высокий уровень ее доступности в первую очередь для населения и организаций, предоставляя на ее основе качественные государственные услуги с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий.
При этом следует отметить, что существенно возрос спрос на официальную статистику, представленную в длительной динамике. Однако в официальных изданиях Росстата и в ЦБСД, размещенных на официальном Интернет-сайте Росстата, в настоящее время важнейшие статистические показатели представлены в динамике в основном с 1990 года.

3. Перечень мероприятий Программы.
3.1. Федеральная служба государственной статистики в целях повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти, направленных на достижение стратегических целей развития страны, предусмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагает принять меры по расширению официальной статистической информации для удовлетворения информационных потребностей различных социальных групп общества и бизнеса с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечив высокий уровень ее доступности для населения и организаций и предоставление на ее основе качественных государственных услуг.
3.2. Реализация стратегических целей развития страны предполагается на базе работ, проводимой Росстатом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, по интеграции информационно-статистических ресурсов в масштабах государства единой системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти (ЕМИСС) путем объединения статистических информационных ресурсов федеральных органов государственной власти, формирующих статистическую информацию в рамках федерального плана статистических работ, и обеспечения оперативного доступа заинтересованных пользователей к этим ресурсам.
3.3. Росстат планирует существенно расширить объемы официальной статистической информации, размещаемой на официальном Интернет-сайте Росстата в свободном доступе.
3.4. Кроме того Росстат предполагает улучшить качество представляемой статистической информации в сети Интернет, существенно расширив графическое представление статистических данных с применением ГИС-технологий, что позволит расширить пользовательские функции Интернет-сайта Росстата.
3.5. Предполагается продолжить работы по расширению информационной базы региональной и муниципальной статистики, необходимой для анализа региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Используя построенные в 2012 году базовые таблицы «затраты-выпуск», а также итоги сплошного федерального статистического наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства 2011 года и выборочного федерального статистического наблюдения затрат на производство и результатов деятельности хозяйствующих субъектов 2012 года, планируется формирование показателей деятельности субъектов малого предпринимательства по муниципальным образованиям и определение их вклада в экономику каждого региона.
3.5. Предполагается проведение комплекса работ по восстановлению длительных динамических рядов по важнейшим статистическим показателям и уточнению методологии их расчета, обеспечивающей сопоставимость показателей при их публикации в длительной динамике.
Поделиться