25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 14984 Материалы по теме
Комплексные инвестиционные проекты развития территорий
Травин
В настоящее время существует проблема, связанная с недостаточно комплексным подходом к структурированию региональных инвестиционных проектов. На основе проведенного анализа можно выявить несколько причин такой ситуации. Проблемы первого уровня связаны с недостатками системы стратегического планирования, в частности с несогласованностью стратегии федерального уровня со стратегиями уровня федеральных округов и отдельных регионов. Работа по созданию эффективной системы стратегического планирования — это общегосударственная задача, ее необходимо решать с участием всех федеральных органов власти. Шагом в этом направлении является проект Концепции совершенствования региональной политики РФ, разработанный Минрегионразвития.
Проблемы второго уровня касаются взаимодействия стратегий с конкретными инвестиционными инструментами, то есть источниками инвестиций, обеспечивающими реализацию стратегии. И здесь есть несколько составляющих. Во-первых, в качестве механизма реализации стратегии используется, как правило, единственный финансовый инвестиционный инструмент — федеральная целевая программа. При этом не учитываются другие существующие инвестиционные инструменты, внебюджетные источники. Во-вторых, отсутствует комплексный подход при формировании той же ФЦП к определению объема финансирования и оценки эффективности. И, наконец, третье — это отсутствие единой стратегической цели и координации участников инвестиционной деятельности при реализации различных инвестиционных программ на отдельной территории.
Решение данных проблем возможно в рамках объединения отдельных инвестиционных инструментов в единый комплексный инвестиционный проект развития территорий (КИПРТ) с использованием различных механизмов привлечения внебюджетных источников. КИПРТ, по нашему замыслу, представляет собой совокупность инвестиционных проектов по созданию производственно-инфраструктурных комплексов, подлежащих реализации на принципах ГЧП и направленных на достижение стратегических задач комплексного и гармоничного развития территорий Российской Федерации. В результате одновременного развития территорий — развития бизнеса, транспорта, объединения государственных и частных средств — будет достигаться единая государственная цель.
КИПРТ должны основываться на следующих принципах:
1бюджетная, финансовая и экономическая эффективность проектов, входящих в КИПРТ. То есть в целях эффективного расходования государственных средств необходимо заранее оценивать ожидаемый экономический результат от реализации проектов;
2достижение комплексного положительного социально-экономического результата от развития территорий, критерии оценки которого необходимо разработать, поскольку мы всегда говорим о мультипликативном эффекте инвестиционных проектов;
3обязательное наличие частного инвестора и реализация проектов, включенных в КИПРТ, на принципах ГЧП;
4финансово-экономическая обоснованность КИПРТ: проект должен отличаться тщательной проработкой всех потенциальных источников инвестиций. Реализация проекта должна быть обеспечена реальными инвестиционными обязательствами всех участников проекта;
5согласованность с бизнес-сооб­ществом и обществом в целом: комплексные инвестиционные проекты до утверждения должны проходить через всевозможные формы общественных слушаний, а к их разработке необходимо привлекать различные объединения предпринимателей: Торгово-промышленную палату, Союз предпринимателей и т. д. Окончательно утверждать КИПРТ должна правительственная комиссия по вопросам регионального развития, которая является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
6особый статус территории, на которой будут реализовываться КИПРТ. Поскольку комплексные инвестиционные проекты призваны сформировать так называемые точки роста регионов, государство должно предоставить особые условия осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности на указанных территориях. Многие регионы приняли у себя законы, которые определяют понятие и статус так называемых зон опережающего развития территорий. Кроме того, при участии Министерства регионального развития разработан закон о зонах территориального развития, который прошел уже первое чтение в Госдуме РФ.
Вообще, некоторые регионы имеют опыт разработки того, что мы называем КИПРТ — проектов комплексного развития территорий, структурирования своих инвестиционных проектов. В качестве примера можно привести проекты «Урал промышленный. Урал полярный», комплексное развитие Южной Якутии, Нижнего Приангарья. Реализация этих проектов с участием средств Инвестиционного фонда РФ уже начата. Например, проект «Урал промышленный. Урал полярный» охватывает обширную территорию в административных границах Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского округов, Тюменской и Свердловской областей. Он предполагает создание уникального индустриального инфраструктурного комплекса, обеспечивающего прорывное развитие, модернизацию территорий и использование имеющегося потенциала развития Уральского федерального округа на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала. Проект включает строительство ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. Однако до тех пор, пока отсутствует соответствующий особый статус этого проекта, отсутствуют необходимая нормативная база, а также конкретные финансовые источники, проект будет оставаться стратегией.
Какие инструменты могут использоваться в рамках КИПРТ? Это:
  • Инвестиционный фонд РФ;
  • федеральные целевые программы;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты Внешэкономбанка и других государственных банков;
  • особые экономические зоны;
  • различные формы ГЧП;
  • государственные гарантии по кредитам, предоставляемым частным инвесторам;
  • субсидии на возмещение части процентной ставки получателем кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов;
  • средства государственных корпораций, которые должны включать проекты льготного налогообложения при осуществлении инвестиционной деятельности;
  • инвестиционные программы крупных компаний и естественных монополий.
В случае если проект охватывает территорию внутри одного субъекта РФ, его подготовка должна осуществляться органами власти соответствующего субъекта. Если же проект предполагается к реализации на территории, относящейся к двум и более субъектам РФ, разработка должна осуществляться органами власти соответствующих субъектов под руководством полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе. Безус­ловно, не обойтись и без координатора, функцию которого может взять на себя Министерство регионального развития РФ. Конечно, в разработке и реализации комплексного инвестиционного проекта должны принять участие все его потенциальные участники.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно