25 апреля 2024 года
Регистрация
Государство№5 май 2005 — 20 мая 2005

Пройти таможню за один день реально!

Версия для печати 3506 Материалы по теме
Новый Таможенный кодекс РФ работает совсем недолго. Но уже неоднократно был назван «либеральным» документом. Что изменилось в работе таможни с его принятием? Рассказывает Юрий АЗАРОВ, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы.

– В 2004 году был принят новый Таможенный кодекс. Как вы оцениваете этот документ?
– Он значительно изменил нормативно-правовую и законодательную базу, регулирующую сферу таможенных правоотношений. Как показали итоги 2004 года, принят достаточно добротный Таможенный кодекс, который соответствует международным стандартам. Именно новый кодекс позволил нам реально сближаться с процедурами таможенного оформления и таможенного контроля, действующими, к примеру, в ЕС. Принятие нового ТК значительно облегчило процесс переговоров по вступлению России в ВТО.
– Какие еще документы, касающиеся таможни, необходимы России?
– Следующий этап – это сближение нашей грузовой таможенной декларации с Единым административным документом, применяемым в ЕС. Сделать это без выравнивания нормативной основы было бы невозможно.
Совсем недавно завершилась административная реформа, в результате которой таможня с одной стороны и МЭРТ и Минфин России – с другой перераспределили обязанности.
– Каковы сейчас функции таможни?
– Сейчас у таможни остались лишь правоприменительные функции, а Минфин и МЭРТ России вырабатывают государственную политику и осуществляют нормоустановление в области таможенного дела, таможенно-тарифного регулирования, таможенных платежей, определения таможенной стоимости.
– В связи с этим как изменились взаимоотношения вашего ведомства с этими министерствами?
– Мы работаем очень плотно. Кстати, многие профессионалы пришли в Минфин и МЭРТ из ГТК. Без специалистов, глубоко знающих предмет, ни один нормативный акт не может быть принят. Пример нашего сотрудничества – подготовка новой главы ТК, регулирующей взимание таможенных сборов, которая уже вступила в действие. Сейчас идет работа над изменениями в Закон о таможенном тарифе. Он уже прошел первое чтение в Госдуме.
– Что оказалось самым сложным при перестройке работы?
– Изменить психологию таможенников, воспитанных на жестком администрировании. Нашим сотрудникам нужно привыкнуть идти навстречу предпринимателям. Для этого требуется время. Мы стараемся работать с кадрами, менять их сознание. Ведь чиновник остается чиновником, и ему не всегда понятно, что какой-то процесс может работать без его активного участия – только на основе кодекса, являющегося в большинстве своем законом прямого действия.
– Повысились ли после преобразования таможенные платежи?
– В прошлом году таможенные органы перечислили в федеральный бюджет беспрецедентно большую сумму – 1,2 трлн. рублей. Но я не думаю, что это произошло в результате административной реформы. Главная задача реформы в том, чтобы все службы работали более эффективно, без дублирования функций, а нормативные акты быстрее принимались.
– Эти результаты достигнуты?
– Притирка еще идет – не все просто. К сожалению, прохождение документов пока только усложнилось – если мы раньше сами готовили их и вносили в Правительство либо регистрировали в Минюсте напрямую, то сейчас каждый документ проходит еще один круг по департаментам министерств, потом возвращается для устранения замечаний… Это издержки выстраивания отношений. Надеюсь, что постепенно все отрегулируется.
– Документы готовятся дольше. Стали ли они от этого качественнее?
– Некачественный документ сквозь такое сито не пройдет. Да и мы при подготовке любого нормативного акта отстаиваем свою позицию – ведь мы практики.
– Вернемся к кодексу. Стал ли он либеральнее?
– Да, конечно! Раньше мы имели право оформлять товар до 10 дней, да еще и после окончания этого срока было много оснований «доводить» таможенное оформление. Подчас товар мог месяц, а то и больше, оформляться. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и мы выпускаем товар в срок, не превышающий в основном 3 дня, до 90 – 95% – в течение одного дня.
– За счет чего вы добиваетесь такого ускорения?
– Первое – выборочный таможенный контроль, когда мы можем не проверять все товарные партии подряд. Мы уделяем особое внимание только тем товарам, по которым наиболее часто происходит нарушение законодательства. Это так называемые риски. А весь остальной товар должен оформляться с ходу, в считанные минуты.
Еще один важный элемент – это постконтроль. То есть мы выпускаем груз с таможни, а уж потом заканчиваем оформление – когда товар уже запущен в оборот или производство. Причем проверить это можно по тем системам учета, которые ведутся в организации. Это уже мировой стандарт. Те компании, которые зарекомендовали себя как добросовестные участники внешнеэкономической деятельности, имеют возможность сразу же поместить товар на собственный склад.
– То есть у вас есть некий «белый список» фирм?
– Нет, я бы не стал называть его списком. Список это нечто составленное и утвержденное в кабинете. А здесь речь идет о процедуре, порядке действий, которые должна совершить организация, чтобы доказать свое право работать по упрощенному варианту. Нужно три года не допускать серьезных административных нарушений, вести установленные системы учета и предъявлять их таможне.
Те, кто выполняет эти требования, могут «таможить» товар с колес и завершать оформление в стадии постконтроля. Эта схема, с моей точки зрения, самая перспективная.
– Для льготных условий таможенного оформления нужно минимум три года работать на российском рынке. Вам не кажется, что это слишком долгий срок?
– Это непростой вопрос. Эта норма прописана в законе, и мы не можем ее не применять. А с другой стороны, почему фирма, пусть даже и с мировым именем, не должна утвердиться в России как добросовестный участник ВЭД?
– Кодекс будет изменяться?
– Безусловно. В Думе, где сейчас работает экспертный совет по Таможенному кодексу при нашем активном участии, и у нас, в ФТС, кодекс разложили «по полочкам», и снова пересмотрели постатейно и по главам. Пришли к выводу, что документ работающий, и в нем нет норм, которые стоило бы ломать и менять кардинально. Но есть нестыковки и недоработки, а также отдельные позиции, которые нужно исправить и усовершенствовать. Здесь лучший критерий – это практика. Кроме того, мы стараемся прислушиваться к пожеланиям предпринимателей. У нас действует постоянный Консультативный совет, в который входят представители крупнейшего бизнеса. Он помогает нам решать многие серьезные вопросы. Такие же советы есть в региональных таможенных управлениях и таможнях.
– Когда ждать изменений в таможенном регулировании?
– В апреле 2005 года круг возможных изменений и дополнений к Таможенному кодексу будет обсуждаться в правительстве и Думе. Например, в кодексе есть норма, позволяющая применять страхование как вид обеспечения уплаты таможенных платежей. Но действующее законодательство в сфере страхования пока не позволяет применять эту норму. Возникает вопрос: либо эта норма мертвая и ее нужно исключить из кодекса, либо состыковать с законодательством, которое касается страхования. Есть и еще ряд аспектов, которые надо улучшать.
– Какие основные проблемы стоят сейчас перед таможенной службой?
– Совершенствование работы с импортом товаров. Экспорт достаточно прозрачен, а вот в сфере импорта наиболее часто стремление к минимизации таможенных платежей, занижению таможенной стоимости, уклонению от таможенного контроля. Сегодня один из главных принципов, который мы внедряем, это равные условия для всех участников внешнеэкономической деятельности. У нас должны одинаково применяться таможенные правила в любой части нашей огромной страны. Не должно быть такого, чтобы на разных складах временного хранения по-разному определяли таможенную стоимость одного и того же товара.
Наша задача – сузить серый сектор импорта, который, как известно, создает неравные условия для добросовестных участников ВЭД и отечественных производителей, так как наводняет рынок неконкурентно дешевым товаром. Вот почему крупные внешнеторговые операторы – наши главные союзники в работе строго по закону, по правилам.
– Сейчас очень благоприятное время для экспорта нефти, и сборы в бюджет увеличиваются. Есть ли еще какие-то показатели результатов работы таможни?
– Платежи, взимаемые с товаров, импортированных из стран дальнего зарубежья, выросли с 0,42 до 0,46 доллара с одного килограмма. Четыре цента с килограмма – разница колоссальная, учитывая масштабы оборота в сфере импорта. Возросла и таможенная стоимость одного килограмма товара – с 1,35 до 1,5 доллара. Это и есть показатель качества работы таможни. В 2004 году мы обеспечили почти 42% доходной части бюджета России.
– Распространена ли среди бизнесменов практика обжалования действий таможенников в суде?
– Да, и не только в суде. У нас в таможенных органах есть система контроля соблюдения законодательства таможенниками. Это как бы наша внутренняя прокуратура. Половина всех жалоб на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, которые мы получаем и рассматриваем, касается определения таможенной стоимости и возврата таможенных платежей. Так вот, половину решений таможенников на местах наша служба контроля сама и отменяет…
– До суда дело не доходит?
– Участник ВЭД сам выбирает, обратиться ли ему в таможенный орган или пойти в суд. Ждать суда долго, мы принимаем решения оперативнее.
– А если ваше решение бизнесмена не устроит, он может все же обратиться в суд?
– Конечно! Но практика показывает, что суд почти всегда поддерживает решение, ранее принятое в системе контроля соблюдения законодательства в таможенном деле. Мы тоже обращаемся в суды и отстаиваем свои интересы.
– Изменились ли наказания за нарушения таможенного законодательства?
– Таможенный кодекс, более либеральный по своей сути, потребовал изменений и в Кодексе об административных правонарушениях (глава 16 КоАП). В основном санкции смягчились, часть их стала строже. Но в целом введение в действие новой редакции ТК привело к снижению количества возбужденных административных дел на 30%.
– Почему?
– Приведу пример: до 1 октября 2004 года, даты вступления в силу изменений в КоАП, очень много дел возбуждалось за нарушение сроков предоставления таможенной декларации. За 9 месяцев 2004 года – более 9 тыс., то есть, около тысячи дел в месяц. А на сегодняшний день, с начала 2005 года, таких дел всего около 300.
Это произошло потому, что в новом ТК прописано, что участник ВЭД может обратиться с мотивированной просьбой о продлении срока подачи декларации. За что же его штрафовать? Но не во всем нужны послабление и либерализация. Часть норм усилена, например, наказание за ввоз запрещенных товаров на таможенную территорию. За это вместо 15–20 МРОТ штрафуют на 15–25 МРОТ.
– Можно ли предоставить таможне документы в электронном виде?
– Это одно из основных направлений перестройки таможенной службы в России. Всемирный банк выделил 140 млн. долларов на модернизацию информационных систем таможенных органов, и работа уже ведется. Мы широко внедряем систему электронного декларирования. Смысл в том, что информация о товаре и документы предоставляются в электронном виде заранее, до того, как груз придет в таможенный орган. В этом случае оформление прибывшего товара занимает считанные минуты. Сейчас 15 таможенных постов работают по системе электронного декларирования. На базе этих постов мы интенсивно готовим кадры для всей страны. В 2005 году уже 56 постов планируется перевести на электронное декларирование.
– Бизнес готов к этому?
– Бизнесмены настаивают на более широком распространении этого метода, но в этом заинтересованы только те, кто занимается так называемым белым, а не серым бизнесом, кто абсолютно «прозрачен» для таможни – ведь недобросовестным участникам ВЭД, как в бизнесе, так и в таможне, более выгоден бумажный носитель информации.
– Вы обмениваетесь информацией с налоговыми органами?
– Да, конечно. Одно из самых острых направлений – это возврат НДС. Мы готовимся к запуску совместной системы контроля экспорта. Сейчас идет техническая работа – стыкуем программы в наших ведомствах.

Справка «Бюджета»
Азаров
Юрий Федорович АЗАРОВ,
заместитель председателя Федеральной таможенной службы
Окончил Всесоюзный юридический заочный институт. Начал трудовую деятельность в г. Краснодаре токарем на заводе, затем работал в комсомольских, партийных органах г. Краснодара, служил в органах МВД, в том числе заместителем начальника Политуправления МВД СССР.
С 1991 г. – на юридической и хозяйственной работе.
С 1994 г. – в таможенных органах. Был заместителем начальника Краснодарской таможни, заместителем начальника, начальником Управления кадров ГТК России, начальником Северо-Кавказского таможенного управления.
С 1999 по 2004 г. – статс-секретарь, заместитель председателя ГТК России.
В настоящее время – заместитель руководителя ФТС России.

Наталья ГОНЧАРОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно