Версия для печати 5497 Материалы по теме
Каждый день мы ездим на автомобилях, говорим по сотовым телефонам, пользуемся Интернетом и не задумываемся о том, что все эти, казалось бы, обыкновенные и привычные вещи считались когда-то величайшими изобретениями, внедрение которых позволило обществу перейти на новую ступень развития. К сожалению, развитие это происходило в основном в зарубежных странах, которые уже давно осознали, что «экономический рост» и «научно-технический прогресс» – понятия взаимосвязанные.
В России, которая отличается высоким научно-техническим потенциалом, до сих пор существует проблема внедрения изобретений. Во многих регионах предпринимаются попытки помочь науке и обеспечить ее связь с производством. Создаются технопарки, образовательные центры, выпускаются нормативно-правовые акты. О поддержке изобретателей и стимулировании инновационной деятельности в республике Башкортостан рассказывает Борис Колбин, заместитель премьер-министра правительства республики Башкортостан.
– Инновационные процессы – сегодня очень актуальная тема. Однако инновационная деятельность может быть успешной, если она основывается на серьезном промышленном, научном потенциале и развитой инфраструктуре. Борис Григорьевич, расскажите немного о республике. Какие основные товары здесь производятся, что закупается, какие деловые связи установлены?
– Республика Башкортостан располагает крупной индустриальной базой. Ядром многоотраслевой промышленной республики являются топливно-энергетический, нефтехимический и машиностроительный комплексы, а также цветная и черная металлургия. Благодаря разумно выбранной стратегии и проведению взвешенных реформ республика сумела сохранить ведущие позиции по многим направлениям социально-экономического развития.
По объему валового регионального продукта и промышленного производства мы входим в первую десятку, по объему продукции сельского хозяйства находимся на втором месте среди субъектов Российской Федерации. В республике перерабатывается каждая седьмая тонна российской нефти, производится каждая пятая тонна автомобильного бензина и каждая шестая тонна дизельного топлива. В республике расположены известные предприятия – производители соды, химических средств защиты растений, полиэтилена, пластмасс и синтетических каучуков. По объему нефтедобычи мы занимаем шестое место в стране. Объемы производства только за последние пять лет увеличились в машиностроении более чем в два с половиной раза.
Мы поставляем в регионы России продукцию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, нефтехимии и машиностроения. Устойчивым спросом пользуются автомобильные бензины, дизельное топливо, мазут, нефть, сода, полиэтилен, грузовые автомобили и автобусы, станки и пиломатериалы. В свою очередь, наша республика закупает широкий ассортимент промышленных товаров, которые у нас либо не производятся, либо выпускаются в недостаточном количестве.
В этот перечень входят металлы, металлоизделия и прокат, стальные трубы, легковые автомобили, шины, различное технологическое оборудование, сложная бытовая техника. Республика Башкортостан поддерживает договорные отношения и торгово-экономические отношения с 84 субъектами РФ. Товарооборот республики с регионами России в прошлом году составил более 146 млрд. рублей. Причем треть из них приходится на Приволжский федеральный округ.
– В общем, с производством картина ясна, а как обстоят дела с наукой?
– Многолетнее успешное социально-экономическое развитие республики было бы невозможно без должного состояния фундаментальной и отраслевой науки. Башкортостан действительно обладает значительным научно-техническим потенциалом. Научные исследования ведут около 70 специализированных организаций. Перспективные научно-технические разработки, в том числе и по заказам промышленных предприятий, осуществляют более 30 научно-исследовательских институтов Академии наук республики Башкортостан и Уфимского научного центра Российской академии наук. За последние пять лет ими предложено свыше 40 новых технологий, прежде всего в нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также в области машиностроения, медицины и сельского хозяйства.
Наряду с научными организациями и отраслевыми вузами, активно участвуют в создании передовых технологий и инновационных разработок и сами промышленные предприятия. Так, ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по освоению производства новой модели вертолета, созданию авиационного двигателя пятого поколения, выпуску новых модификаций автобусов, троллейбусов, железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов, современной техники для сельского хозяйства, оборудования для средств связи, строительных материалов, бытовых приборов и другой продукции. Вопросы научно-технической политики находятся в центре внимания органов государственной власти республики.
– Но для того, чтобы инновационный продукт оказался на рынке, мало его разработать, необходимо обеспечить его внедрение. Как в республике решаются вопросы коммерциализации изобретений, и какие трудности существуют в этой сфере?
– В 2003 году правительством республики утверждены мероприятия по развитию инновационной деятельности и наукоемких производств. При государственной поддержке образована и работает некоммерческая организация – «Фонд поддержки инноваций». Научным комплексом «Баштехинформ» на основе договора с федеральным институтом промышленной собственности Роспатента реализуются мероприятия, связанные с защитой интеллектуальной собственности. Создан Патентно-консультационный центр.
Налажено сотрудничество с представительством Европейской комиссии в России – координаторами программы технического содействия Европейского Союза России (ТАСИС).
Начиная с 2000 года, динамично растет количество инновационно-активных предприятий и увеличивается объем выполняемых научно-технических работ. В республике создан Совет по научно-технической и инновационной политике, приняты Концепция развития науки и инновационной деятельности, Постановление о мерах по развитию инновационной деятельности. Эти законодательные акты определяют основные направления и перспективы развития инновационной деятельности и формирование её инфраструктуры.
Несмотря на существенный научно-технический потенциал республики и активную государственную политику в этой сфере, уровень инновационной активности в целом нас пока ещё не удовлетворяет. Подавляющее большинство инновационно-активных предприятий сконцентрировано только в машиностроении и металлообработке, химической, нефтехимической и пищевой промышленностях. Общее количество таких предприятий по данным органов государственной статистики около 60 или всего 6% от общего количества крупных и средних предприятий, а доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной едва превышает 2%. В реальности всё же эти показатели несколько выше, так как они занижаются из-за методологических недоработок и неточностей.
– Назовите, пожалуйста, основные препятствия развития инновационных технологий в республике.
– По мнению руководителей промышленных предприятий республики, основными препятствиями для развития инновационной деятельности являются: недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта продукции, недостаток квалифицированного персонала, неразвитость инновационной инфраструктуры и высокий экономический риск. Кроме того, часто участники инновационных процессов, к сожалению, отмечают низкий платежеспособный спрос на новые продукты и неопределенность сроков инновационного процесса.
– И как предполагается решать эти проблемы?
– Очевидно, что решение всех вышеперечисленных проблем возможно только в рамках создания региональной инновационной системы. Именно системный подход государства к инновационной деятельности способен обеспечить содействие научно-техническому сектору и создание условий для коммерческого использования результатов научных исследований. Особое внимание при этом необходимо обратить на формирование приоритетов научно-технической и инновационной деятельности и развитие инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности на всех ее стадиях – от выполнения научно-технических разработок до реализации высокотехнологичной продукции и услуг, на совершенствование правоотношений между субъектами научно-технической деятельности.
– Я слышала, что в республике проводится конкурс инновационных проектов. Расскажите более подробно об этом мероприятии, о его целях.
– Известно, что одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих обеспечить поддержку инновационным компаниям, является проведение конкурсов инновационных проектов. Так, в 2004 году правительством республики было инициировано проведение первого республиканского конкурса инновационных проектов, организатором которого стал «Фонд поддержки инноваций». Для участия в конкурсе было представлено более 300 инновационных проектов, цифра весьма внушительная в рамках одного региона.
Что удивительно, интерес к конкурсу был проявлен не только со стороны республиканских изобретателей. Заявки поступили также из Москвы, Екатеринбурга, Казани, Владимирской и Свердловской областей.
Сейчас многие регионы организуют подобные мероприятия, однако важен не сам факт проведения этих конкурсов, а их содержание. Все участники конкурса в республике Башкортостан прошли курсы бесплатного обучения в области бизнес-планирования, патентного права, получили поддержку в проведении маркетинговых исследований и подготовке презентаций инновационных проектов.
– Что говорят участники конкурса? У них возникли какие-то сложности?
– Да. Несмотря на курс обучения, проведенного в процессе конкурса, у участников возникали сложности с разработкой маркетинговой части бизнес-плана. В любом случае, ключом к успеху на рынке является не сам гениальный продукт, а отношение к нему покупателей.
Изобретение имеет экономическую ценность лишь в том случае, когда у него есть возможность занять незаполненную нишу на рынке. Для этого необходимо выяснить, какое количество предлагаемого продукта способен вместить рынок, для каких целевых групп потребителей предназначен этот продукт и насколько он оригинален. К сожалению, невнимание к этим важнейшим разделам бизнес-плана часто приводит к потере интереса у инвестора. При этом большинство инвесторов расценивают конкурс как механизм получения готового бизнес-плана, а не «полуфабриката», который требует серьезной проверки технической реализуемости, анализа рыночной привлекательности и экономической целесообразности.
– И каковы, на ваш взгляд, основные результаты, которые вы получили, проведя конкурс?
– Для победителей конкурса были выделены именные правительственные премии и ценные призы. При этом самым главным достижением, на мой взгляд, явилось не определение победителей, а создание механизма взаимодействия «изобретатель-инвестор».
Многие республиканские финансовые структуры непосредственно участвовали в конкурсном процессе, что помогло инноваторам понять требования потенциальных инвесторов, научиться критически оценивать свои проекты и правильно их представлять. С другой стороны, конкурс инновационных проектов – знаковое мероприятие для республиканского бизнеса, первый шаг на пути привлечения частного капитала в инновационную сферу. Поддержка таких крупных компаний, как ОАО «Баширэнерго», ЗАО «Ай-Ти», ООО «БашкирГаз», ОАО «УралСиб» показывает, что инвесторы становятся непосредственными участниками инновационных процессов. При этом со стороны государственных органов власти республики будут создаваться все условия для коммерческого использования результатов научных исследований.
– Скажите, Борис Григорьевич, после такой практической отработки формата конкурса вы сформулировали какие-то задачи для последующих аналогичных проектов?
– Сегодня внедрение инноваций – очень сложное дело, которое не под силу одному изобретателю. Мне кажется, что одной из задач будущих конкурсов может быть поддержка процесса формирования проектной команды, где каждый ее участник отвечает за выполнение определенных функций, например, обеспечение технической поддержки, проведение исследований рынка или финансовых расчетов. Тогда обучение, организуемое в рамках конкурса, приобретет качественно новый уровень и будет рассчитано на целевую аудиторию.
Прошедший конкурс помог более четко обозначить основные проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности в республике. Так, недостаточное внимание к вопросам управления интеллектуальной собственностью часто является слабой стороной представленных проектов.
Современную экономику неспроста называют «экономикой знаний», поскольку наибольшую стоимость в бизнесе составляют не физические активы, а исключительные знания, имеющиеся у предприятия и обеспечивающие его конкурентоспособность. Поэтому в дальнейшем в процессе конкурса вопросам управления интеллектуальной собственностью будет уделяться особое внимание.
Конкурс будет проводиться ежегодно, и я надеюсь, что он станет одним из эффективных действующих механизмов реализации инновационной политики в нашей республике.
В заключение хочу отметить, что главной целью проводимых мероприятий является формирование региональной инновационной системы, которая позволит республике перейти на инновационный путь развития и обеспечит динамичный рост экономики.
– Спасибо за ваши ответы. Желаем дальнейших успехов и надеемся, что полученный в республике Башкортостан положительный опыт проведения конкурсов инновационных проектов будет активно распространяться во всех российских регионах.

Справка «Бюджета»
колбин
Борис Григорьевич Колбин,
заместитель премьер-министра правительства республики Башкортостан.
Родился в 1949 г. в г. Октябрьском республики Башкортостан.
Трудовую деятельность начал в 1968 г. после окончания Октябрьского нефтяного техникума вышкомонтажником Белокатайской конторы бурения треста «Башвостокнефтеразведка».
1968 –1970 гг. – служил в рядах Советской Армии.
1971 г. – слесарь Октябрьского филиала Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института комплексной автоматизации нефтяной и газовой промышленности «ВНИИ-КАНЕФТЕГАЗ».
1971 – 1975 гг. – студент Казанского финансово-экономического института, специальность «Финансы и кредит».
1975 – 1980 гг. – старший ревизор-инспектор, старший экономист министерства финансов БАССР.
1980 – 1986 гг. – начальник отдела объединения «Баштеплоэнерго», г. Уфа.
1986 – 1991 гг. – заместитель министра финансов БАССР.
1991 – 1994 гг. – заместитель начальника Государственной налоговой инспекции по БАССР.
1994 – 2002 гг. – руководитель инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Орджоникидзевскому району г. Уфы.
В 1999 г. – присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Республики Башкортостан».
С июля 2002 г. – министр промышленности, внешних связей и торговли республики Башкортостан.
С февраля 2003 г. – министр внешнеэкономических связей и торговли республики Башкортостан.
С апреля 2004 г. – заместитель премьер-министра правительства республики Башкортостан.
В 2004 г. награжден Почетной грамотой республики Башкортостан.

Светлана Стрельникова

Поделиться