Версия для печати 1868 Материалы по теме

Заседание правительства РФ 15 марта, посвященное борьбе с инфляцией, не внесло полной ясности в вопрос, как власти собираются бороться с высокими темпами роста потребительских цен и готовы ли они гарантировать выполнение плановых показателей на текущий год.

воронка монет
Из всех макроэкономических показателей, планируемых правительством на год вперед, именно инфляция на практике поддается управлению хуже всего. За последние годы лишь раз - в 2003 году - рост цен удалось удержать в рамках официального прогноза, а в прошлом году инфляция превысила первоначальный прогноз почти на треть и составила 10,9%.
Начало 2006 года также не вселило уверенности в реалистичности правительственных планов: только за январь-февраль потребительские цены выросли на 4,1% при плане 8,5% на весь год.

"Соляная" инфляция

За неспособность снизить темпы инфляции правительство подверглось жесткой критике со стороны президента РФ. "Разговоров (о снижении инфляции) много, а результат экономически не тот, которого мы ожидаем", - сказал Владимир Путин на встрече с членами правительства 6 марта.
Премьер-министр Михаил Фрадков переадресовал критику президента своим подчиненным, заявив 9 марта, что необеспечение выхода на запланированный уровень инфляции за год будет рассматриваться как свидетельство профнепригодности профильных министров.
К заседанию правительства 15 марта министерствам было поручено представить пакет антиинфляционных мер.
Выступая на заседании, глава Минэкономразвития Герман Греф назвал основные причины быстрого роста цен. По его словам, "особенность инфляции в текущем году - это резко возросшая неравномерность повышения цен на различные группы товаров". В частности, в группе плодоовощной продукции Г.Греф отметил рост стоимости картофеля, сахара, а также ажиотажный всплеск цен на соль.
Кроме того, по словам министра, высокие темпы инфляции обусловлены тем, что производители используют ситуацию с беспрецедентным ростом зарплат и пенсий для повышения цен на свои услуги. "На фоне беспрецедентного повышения зарплат и пенсий мы задаем тренд частному сектору, растущие доходы населения производители используют, чтобы повысить цены на свою продукцию и услуги", - заявил Г.Греф.
Наконец, по словам министра, к ускорению инфляционных процессов приводит "эффект локальной монополизации", рост производственных издержек, а также действие монетарного фактора.
По итогам I квартала, согласно прогнозам МЭРТ, инфляция составит 5-5,2% - почти столько же, сколько за аналогичный период прошлого года (5,3%).
Накануне заседания правительства источник в Минфине сообщил, что ведомство Алексея Кудрина допускает инфляцию по итогам года на уровне 10%. В среду ту же цифру назвал начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович, который призвал "не строить иллюзий" и повысить целевой показатель по годовой инфляции до 10%.
Г.Греф со своим бывшим заместителем не согласился, заявив, что удержать инфляцию по итогам года на уровне 9% вполне реально. "Я не согласен с тем, что надо целевые показатели (по инфляции - ИФ) менять, вполне реально уложиться в 9%", - сказал он.
При этом министр добавил, что само по себе повышение прогноза уже будет способствовать дополнительному росту цен. "Очень важно обозначить, что мы не меняем показатели, показатели менять и тем самым подогревать инфляционные ожидания нельзя", - предупредил он.
Премьер, в свою очередь, вновь потребовал от правительства "выходить на заданные параметры" по инфляции.

Принятие решения, как победить инфляцию, отложено до мая

Как победить инфляцию, правительство так и не решило - сводный план антиинфляционных мер, представленный Минэкономразвития, Минфином и ЦБ, был "в целом одобрен", но отправлен на доработку до 17 апреля. По словам Г.Грефа, его окончательное утверждение может состояться на заседании правительства 27 апреля. Таким образом, к системной борьбе с инфляцией чиновники приступят не раньше мая.
Минфин, который на заседании в среду представляла замминистра Татьяна Голикова, заменившая госпитализированного с воспалением легких Алексея Кудрина, предложил бороться с традиционно высокой инфляцией начала года, равномерно распределяя расходы средства федерального бюджета. В 2006 году были достаточно серьезно увеличены непроцентные расходы, и любые переносы в расходовании средств "могут быть весьма пагубны", сказала Т.Голикова.
Также Минфин предложил ввести ограничения на осуществление внешних заимствований госкомпаниями и рост зарплат в них. Кроме того, по мнению Минфина, необходимо исключить влияние высоких цен на нефть при формировании расходной части федерального бюджета.
А.Дворкович, в свою очередь, предложил в борьбе с инфляцией сконцентрироваться на среднесрочных мерах. По его словам, необходимы структурные изменения: повышение конкуренции и снижение импортных тарифов. Кроме того, по его мнению, следует как можно быстрее принять законодательство о госзакупках.
Подводя итоги обсуждения, М.Фрадков еще раз напомнил министрам, что ответственность за решение проблемы быстрого роста потребительских цен будет "персонифицирована", и призвал их напрячь "все свои силы, в том числе интеллектуальные", для победы над инфляцией.
Для обуздания инфляции, отметил М.Фрадков, "требуется высокий уровень профессиональной подготовки и ответственный, государственный подход к делу". По его мнению, правительство располагает необходимыми механизмами для контроля за реализацией комплекса антиинфляционных мер.

Эксперты не склонны винить только Минфин и МЭРТ в провалах в борьбе с инфляцией

Эксперты, опрошенные агентством "Интерфакс-АФИ", считают, что возлагать вину за невыполнение плана по инфляции только на "профильных" министров некорректно. В то же время аналитики не исключают возможности перестановок в правительстве и, в частности, отставок министров экономического блока.
"Серьезные претензии, как по существу инфляционного вопроса, так и вообще, предъявить будет непросто - в целом "экономический" блок со своими задачами справляется неплохо, а в том, что аппетиты правительства не укладываются в бюджетную смету, вины "экономических" министров, на наш взгляд, нет", - считает экономист ИБ "Траст" Евгений Надоршин.
По его словам, Минфин и МЭРТ не поддерживали предложений правительства по увеличению социальных расходов, рост которых является одной из важных причин достаточно высоких темпов инфляции. Кроме того, министры экономического блока последовательно выступают против предлагаемого рядом экономистов в аппарате правительства снижения НДС до 13%, что едва ли замедлит инфляцию, однако уменьшит стерилизующую роль бюджета и увеличит деловую активность.
Е.Надоршин оценивает вероятность отставки кого-либо из "экономических" министров в настоящий момент как невысокую, несмотря на существующую серьезную напряженность в правительстве. По словам эксперта, если какие-то изменения и возможны, то произойдут они ближе к концу года, когда ситуация с инфляцией будет ясна.
Экономист Альфа-банка Наталья Орлова также не склонна считать невыполнение показателей по инфляции виной "профильных" министров. "Ситуация заключается в том, что Михаил Фрадков как премьер хочет, чтобы правительство боролось с инфляцией в рамках существующей экономической модели. А министры тем, что не могут предложить набор мер, показывают, что в условиях существующей модели ничего сделать нельзя", - рассуждает она.
Н.Орлова обращает внимание на недореформированную структуру российской экономики, в рамках которой ряд секторов, например, ЖКХ, живет за счет субсидий и использует постоянное повышение тарифов как компенсацию нехватки инвестиций. "Пока не происходит активизации реформ в этих направлениях, опустить инфляцию ниже 10% не удается", - отмечает она.
Аналитик ИГ "Атон" Алекс Кантарович соглашается с тем, что тема инфляции является в данный момент особенно острой. Однако рост цен вызван объективными факторами, поэтому обвинять конкретные ведомства в том, что они не справляются с инфляцией, некорректно.
"Инфляция в российском контексте - это как температура быстро растущего организма. Причиной ее роста во многом является конъюнктура, сложившаяся на мировом рынке сырья", - утверждает он.
По мнению экспертов, инфляция является следствием огромных экспортных притоков, и правительство стоит перед нелегким выбором - либо запустить печатный станок, чтобы сдержать укрепление рубля, либо допустить рост инфляции. И та, и другая альтернативы достаточно неприятны, но поскольку сложившаяся ситуация вызвана объективными обстоятельствами, возлагать ответственность за инфляцию на какие-то конкретные ведомства некорректно, считают эксперты.

Источник: Интерфакс www.interfax.ru

Поделиться