25 апреля 2024 года
Регистрация
Выставки, форумы, конференции — 14 октября 2010

Кубрин А.А.: "О расширении практики внедрения и инноваций как одного из основных направлений модернизации промышленности регионов Приволжского федерального округа"

Приволжский округ

Кубрин А.А.: "О расширении практики внедрения и инноваций как одного из основных направлений модернизации промышленности регионов Приволжского федерального округа", национальный конгресс, развитие экономики, модернизация промышленности

Версия для печати 9542 Материалы по теме

8 октября 2010 года в здании Управления делами Президента РФ ГК «Президент-Отель» состоялось  ежегодное мероприятие федерального масштаба по взаимодействию органов власти, бизнеса и научного сообщества – V Национальный Конгресс «Приоритеты развития экономики: Модернизация промышленности России».  

Задача российской промышленной политики состоит в том, чтобы создать материальную основу мировой державы. Ориентация промышленности на качество жизни всей страны и каждого гражданина России в отдельности,  требует принципиально новой национальной промышленной системы.

Это повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня отечественного производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции. Учитывая актуальность и высокую значимость этих задач, поддержанных на самом высоком уровне власти, Оргкомитетом Национального Конгресса «Приоритеты развития экономики» было принято решение вынести вопросы модернизации промышленности на повестку дня V Национального Конгресса «Приоритеты развития экономики: Модернизация промышленности России».

С докладом выступил Кубрин Алексей Александрович- Заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе

Тема доклада: "О расширении практики внедрения и инноваций как одного из основных направлений модернизации промышленности регионов Приволжского федерального округа"

Пять основных направлений, которые должны лежать в основе экономики, все они есть в экономике и промышленной базе Приволжского федерального округа. Это космическая отрасль, ядерные технологии, супер компьютерная отрасль, медицинские технологии, система энергетики и энергосбережения. И все это для округа крайне важно.

22 сентября 2010 года уполномоченный Президента Российской Федерации проводил совет, на котором обсуждались вопросы, связанные с модернизацией производства, основами модернизации производства, инновационными процессами (именно в качестве инновационных составляющих). Представители всех регионов округа активно обсуждали эти вопросы, поскольку они очень важны для них.

Приволжский федеральный округ на сегодняшний день обладает следующими предприятиями: 85% автомобильной промышленности, 65% авиационной промышленности, 30% судостроения, 30% нефтехимии. В промышленную составляющую Российской Федерации это приносит ежегодно 33% от общего объема выпуска продукции.

Вопросы инновационного развития и понимание «что такое инновация?» важны для нас. Поясню, что подразумевается под модернизацией и инновацией. Модернизация – замена оборудования, которое устанавливалось в 60-е годы, на оборудование 90-х годов. А является ли такое оборудование современным и будет ли продукция с такого оборудования конкурентоспособной? Только инновационный путь развития может привести к конкурентоспособной продукции.

Мировая практика показывает, что если износ промышленно-технологической базы (средств производства) составляет более 40%, в этом случае, промышленность стабильно и устойчиво функционировать не может. Что и показывает статистика Приволжского федерального округа. Износ базы (средств производства промышленных предприятий) в целом составляет более 40%, если говорить о добывающих отраслях – это свыше 50%, в топливно-энергетическом комплексе – свыше 60%. Поэтому, именно сейчас важна  разработка механизмов, а также обеспечение того, чтобы модернизация производства происходила  ускоренными темпами. Если не предпринимать эти шаги, то физический износ средств производства ежегодно будет отнимать 2-2.5%. Если  Министерство промышленности и торговли не обратит на это внимание  в своих программах модернизации, и не будет учитывать внедрение новых технологий, в этом случае эти  цифры будут еще выше и   говорить о перспективном развитии  сложно.  

Приволжский федеральный округ по инновационному потенциалу находиться в числе лидеров среди других округов Российской Федерации. Только по некоторым показателям мы уступаем Центральному федеральному округу. По всем остальным показателям наш инновационный потенциал очень высок.

Если брать инновационный потенциал с точки зрения мировой экономики, то он по-прежнему очень низок. Промышленных предприятий инновационной направленности всего лишь 13%. Если мы хотим достичь устойчивого развития инновационных технологий, модернизации предприятий, которые позволили бы выпускать современную конкурентоспособную продукцию, тогда мы сможем превысить 13-процентный показатель и выйти на необходимый уровень. Мы начинаем так работать в Самарской области, и уже есть хорошие примеры развития в Елабуге, где реализуются современные технологии.

Проектом стратегии развития Приволжского федерального округа, который выпускается по поручению Президента и сейчас находится на завершающей стадии  согласования в Правительстве РФ, предусматривается до 2020 года увеличение количества инновационно- направленных промышленных предприятий в три раза, т.е. до 50%.

Соответственно, выпуск инновационной продукции должен быть увеличен до 35%, по сравнению с нынешними показателями это в два раза больше. Вложения в НИУКР должно быть увеличено минимум в два раза - до 2.5-3%.

Поэтому основные направления, которые были приняты по результатам совета, четко обозначены. Первая важнейшая составляющая – это корректировка нормативно-правовой базы. Необходимо определить что такое инновация, так как   понимание термина очень широкое: от элементарной модернизации производства до реального внедрения самых современных технологий, которые взаимодействуют с фундаментальной наукой и промышленностью. А это у нас в округе уже есть. На сегодняшний день в Приволжском федеральном округе расположено восемь научно-исследовательских университетов - это Пермский, Казанский, Саратовский,Самарский университеты и т.д. Кроме этого, в округе расположен Федеральный государственный университет в Казани. Мы обладаем мощнейшей базой научно-исследовательских университетов. Практически в каждом регионе есть крупный научно-исследовательский центр и высшее учебное заведение. Наша задача обеспечить вторую часть поставленной задачи – четкую взаимосвязь между научно-исследовательскими учреждениями и промышленностью.  Эта проблема не только Приволжского федерального округа, но и Российской Федерации в целом. Потенциал накоплен, и он должен быть реализован.

Следующая  важнейшая задача, которую нужно учитывать и  пропагандировать – спрос на инновационную продукцию. Если мы не заинтересуем и не объясним потребителям, что инновационная продукция – это то, что им необходимо, то можно вкладывать деньги в развитие, в научно-исследовательские разработки, при этом мы будем получать результаты, но использовать эти результаты будет некому.

Вот эти задачи поставлены перед Приволжским федеральным округом, и мы должны осознавать, что задачи внедрения инноваций в развитие экономики выгодны для нас. Внедрение инноваций, с одной стороны, приведет к повышению производительности труда и высвобождению рабочих мест, а с другой стороны, настолько широкие возможности в Российской Федерации и в округе и по площадям, и по направлениям деятельности, что высвободившиеся рабочие руки могут успешно использоваться в других направлениях. Но для этого должны быть  программные документы. Стратегия развития Российской Федерации должна четко выполняться регионами. Окружная стратегия направлена именно на это , потому что сложно с программы развития  региона перейти на программу развития государства. Здесь окружная составляющая должна взять на себя те моменты, которые являются системными и взаимно увязанными внутри  для того, что бы дать дополнительную составляющую и предоставить дополнительные возможности в реализации стратегии развития Российской Федерации.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно