25 апреля 2024 года

Транспортная инфраструктура

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Автомобильный транспорт является базовым элементом транспортной системы Сахалинской области. Данный вид транспорта занимает первое место по объемам перевозок пассажиров по области (96 % от числа перевезённых пассажиров в 2009 году).

По итогам 2009 года автомобильным транспортом перевезено 3393,2 тыс. тонн грузов (70,3 % к показателю 2008 г.) и 32086,8 тыс. человек (122,1 % к показателю 2008 г.). Снижение показателей по перевозке грузов вызвано завершением активной фазы по разработке нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Стабильный рост перевозок пассажиров в области происходит вследствие социальной направленности тарифов на транспорте общего пользования.

Основными видами грузов являются, прежде всего, уголь для объектов топливно-энергетического комплекса, стройматериалы, контейнеры, жидкое топливо, лесная и рыбная продукция, а также различные товары для предприятий и предпринимателей.

Деятельность малого и среднего предпринимательства на автомобильном транспорте в Сахалинской области играет решающее значение в перевозках грузов и пассажиров. В силу природно-климатических особенностей и численности населения в области, отрасль автомобильного транспорта на 100% представлена малым и средним предпринимательством.

 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

В силу географического расположения островной Сахалинской области, авиационный транспорт решает важные социальные задачи. Более 90% объема пассажирских перевозок  за пределы области и обратно осуществляются воздушным транспортом, внутри области осуществляется доставка пассажиров в труднодоступные местности, в том числе на Курильские острова.

Работы по разработке, освоению и эксплуатации шельфовых месторождений Сахалина привели к значительному росту экономической активности области. Вместе с тем, разработка и эксплуатация шельфовых проектов требует решения ряда проблем, одна из которых  - наличие хорошо развитой транспортной инфраструктуры. 

Базовым звеном авиационного транспорта являются аэропорты. На территории Сахалинской области имеются 7 аэропортов: ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск», ОАО «Сахалинский аэропорт Оха», ГУП «Аэропорт Южно-Курильск», ОАО «Аэропорт Шахтерск», ОАО «Аэропорт Ноглики», ОАО «Авиапредприятие Зональное» (Тымовский район, п. Зональное) и МУП «Буревестник» (о. Итуруп), а так же вертодром в г.Северо-Курильске (о.Парамушир).

Продолжается реконструкция международного аэропорта Южно-Сахалинска и аэропорта Менделеево (о.Кунашир), строительство нового гражданского аэропорта Итуруп (о.Итуруп) за счет средств федерального бюджета по федеральным целевым программам «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) 2007-2015 годы». В 2013-2014 годах в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» планируется реконструкция аэропортовых комплексов Оха, Зональное.

За счет средств областного бюджета закончено строительство вертодрома в п.Северо-Курильске (о.Парамушир),  вертолетной площадки на острове Шикотан, багажного павильона в аэропорту Оха.

В настоящее время с острова Сахалин выполняются авиарейсы более чем по 20 направлениям (с учетом транзитных перевозок). По прямым маршрутам можно попасть в такие крупные российские города как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Хабаровск, Владивосток и другие. Регулярные прямые международные рейсы из Южно-Сахалинска выполняются в города Хакодате, Саппоро и Токио (Япония), Сеул и Пуссан (Республика Корея), Харбин, Далянь, Пекин (Китай).

Основная часть международных и все внутриобластные авиарейсы выполняются региональной авиакомпанией «Сахалинские Авиатрассы».

На сахалинском рынке авиационных пассажирских перевозок работают такие крупные российские авиакомпании как «Трансаэро», «Аэрофлот», «S7», «Владивосток Авиа» выполняются регулярные авиаперевозки иностранной авиакомпанией «Азиана» (Южная Корея).

Бюджет Сахалинской области субсидирует выполнение социально значимых перевозок на межмуниципальных маршрутах: Южно-Сахалинск – Оха, Южно-Сахалинск – Шахтёрск, Южно-Сахалинск – Южно-Курильск (Менделеево), Южно-Сахалинск – Буревестник, а так же пассажирские перевозки между о.Парамушир и г.Петропавловск-Камчатский, Александровск-Сахалинский  -  Трамбаус  -  Виахту, Оха  -  Рыбновск.

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Железнодорожным транспортом осуществляется от 27% до 30% всех внутренних грузовых перевозок области. Основной объем грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок на острове обеспечивает Сахалинская железная дорога, которая характеризуется следующими данными:

ширина железнодорожной колеи 1067 мм;

эксплуатационная длина – 804,9 км;

дорога однопутная;

34 действующие станции;

тяга поездов – тепловозная;

объем грузовых перевозок в год составляет около 3,5 млн. тонн, пассажирских перевозок 1,1 млн. человек;

численность работающих составляет около 3,8 тыс. человек.

В структуре железнодорожных перевозок ведущее место занимают уголь, лесные и строительные грузы, рыбопродукция и нефтепродукты.

С 2003 года на Сахалинской железной дороге ведутся работы по ее реконструкции на общесетевую ширину колеи 1520 мм. Стоимость проекта в ценах 2007 года составляет 42,7 млрд. руб. со сроком окупаемости 7 лет.

Железная дорога острова Сахалин соединена с железнодорожной сетью континентальной России 267 километровой паромной переправой Ванино - Холмск, введенной в эксплуатацию в 1973 году. В настоящее время на линии работает четыре железнодорожных парома, каждый вместимостью 26 вагонов.

Обеспечение устойчивой транспортной связи между материком и о.Сахалин является важнейшей социально-экономической и геополитической задачей, для решения которой необходимо строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш с сооружением сухопутного (мостового или тоннельного) перехода через пролив Невельского, протяженностью 582 километра.

По прогнозным оценкам к 2015 г. потребность в перевозках грузов между Сахалином и материком возрастёт до 6,8 млн. тонн, к 2025 г. – до 9,2 млн. тонн. При этом предполагается, что наибольшие объемы грузов будут следовать на материк (соответственно 4,5 и 6,2 млн. тонн).

Прогнозируемый рост грузопотока в основном связан с увеличением добычи и сбыта угля, добываемого в Углегорском районе и необходимостью завоза в Сахалинскую область грузов для строительства новых крупных объектов электроэнергетики и перерабатывающей промышленности.

Оценка стоимости строительства железнодорожной линии Селихин – Ныш колеблется в достаточно широком диапазоне в зависимости от выбора варианта прохождения трассы железной дороги и выбора створа перехода через пролив Невельского и составляет ориентировочно около 230 млрд. рублей.

Строительство линии Селихин – Ныш вызовет резкое увеличение роста прямых железнодорожных перевозок, позволит сократить время доставки грузов и снизить себестоимость железнодорожных перевозок. Создание неразрывной сети железных дорог Дальневосточного экономического района приведет к ускоренному экономическому развитию Сахалинской области и северо-восточных районов Хабаровского края.

 

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

Сахалинская область принадлежит к небольшому числу субъектов Российской Федерации, имеющих сложную транспортную схему, связывающую регион с материком. Это единственная в России административная территория, расположенная на 59 островах. Обладая выгодным географическим расположением, исключительными природными ресурсами, такими, как нефть, газ, уголь, область при этом относится к регионам с неустойчивым транспортным сообщением.

Островное положение Сахалинской области предопределяет ведущую роль морского транспорта, так как практически все грузы на Сахалин и Курилы, а также в обратном направлении на материк и в зарубежные страны доставляются морем.

На морской транспорт сейчас приходится 61,7% всего грузооборота.

Основные перевозимые грузы - продукция производственно-технического назначения (нефтепродукты, машины, оборудование, цемент, прокат черных металлов), а также основные продукты питания (производство которых на островах недостаточно для жизнеобеспечения области) поступают из других регионов морским путем в порты области, в основном в Холмск и Корсаков, откуда доставляются потребителям по железной дороге и автотранспортом. Поэтому экономика области неразрывно связана с функционированием транспортного комплекса, обеспечивающего производственные, внутриобластные и межрегиональные связи, сферу обращения товаров, услуг в удовлетворения потребностей населения в перемещении.

Инфраструктура морского транспорта Сахалина состоит из восьми морских портов  и 14 морских терминалов, входящих в границы портов, транспортного флота и морской железнодорожной паромной переправы "Ванино - Холмск".

В рамках проекта "Сахалин-2" в Корсаковском районе построен и сдан в эксплуатацию специализированный порт "Пригородное" для транспортировки нефти и сжиженного природного газа.

На Курильских островах находятся портовые пункты, приписанные к Невельскому морскому порту, в которых осуществляются грузовые и пассажирские операции.

Морские порты являются основой всей транспортной структуры о. Сахалин. Так как о. Сахалин расположен в нескольких климатических поясах, то навигационные условия портов различны. Например, порты, расположенные в южной и юго-восточной части острова: Невельск, Холмск, Корсаков, - имеют круглогодичную навигацию. Морские порты центральной и северной части острова: Углегорск, Шахтерск, Красногорск, Бошняково, Александровск-Сахалинский и Поронайск - открыты для навигации с середины апреля по середину октября, то есть всего полгода, а в порту Москальво навигация открывается на месяц позже.

Анализ грузооборота портов Сахалинской области за последние годы показывает, что падение грузооборота, имевшее место в 90-х годах прошлого века, остановилось и начиная с 2000 года отмечен рост объемов грузооборота и пассажирооборота.

Объем перерабатываемых грузов находится на уровне 4,3 млн. тонн. В дальнейшем ожидается значительный рост грузооборота за счет увеличения объемов добычи угля и его реализации зарубежным покупателям и потребителям северных дальневосточных регионов. Кроме этого, намечаемое строительство новых промышленных объектов также вызовет увеличение потребностей в морских перевозках.

Основным морским перевозчиком в Сахалинской области является ОАО "Сахалинское морское пароходство", флот которого включает в себя 21 судно, в том числе 16 транспортных судов, 4 парома и 1 ледокол. В состав флота входят собственные и арендованные суда, а также суда, принадлежащие дочерним, зависимым и ассоциированным компаниям.

Все суда имеют ледовый класс, сертифицированы Российским морским Регистром судоходства на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) и находятся под техническим надзором Российского морского Регистра судоходства.

Суммарный брутто-тоннаж всех судов компании равен 142457 брутто-регистровой тонне, а суммарная мощность двигателей всех судов - 164840 лошадиным силам.

По объему перевозок пароходство является компанией регионального значения.

Последние 3 года финансово-экономические показатели пароходства стабильны, компания работает с прибылью, которая позволяет реализовывать программу пароходства по модернизации и продлению сроков эксплуатации паромов до 2020 года.

Основной проблемой пароходства является старение флота.

Другим значимым для Сахалинской области и пока единственным морским перевозчиком, обеспечивающим пассажирское сообщение между Сахалином и Курильскими островами, является ЗАО "Морская Компания "Сахалин-Курилы". В настоящее время финансово-экономические показатели компании положительные. Основная проблема компании - отсутствие на Курильских островах пассажирских причалов, способных принимать под обработку ее пассажирские суда, что значительно снижает эффективность работы компании.

ЗАО "Морская Компания "Сахалин-Курилы" имеет в собственности два пассажирских судна пассажировместимостью по 140 человек. В целях регулярного обеспечения пассажирских перевозок на линии Сахалин-Курилы, имеющих важное социальное значение, между администрацией Сахалинской области и ЗАО "Морская Компания "Сахалин-Курилы" заключен контракт на 2010 год.

В связи с убыточностью данных перевозок администрация Сахалинской области осуществляет их дотирование из средств областного бюджета. В 2010 году на эти цели выделено более 138 млн. рублей.

Кроме внутренних морских линий, действует регулярное японо-российское паромное сообщение, связывающие Сахалинскую область с островом Хоккайдо (Япония): Вакканай - Корсаков - Вакканай, которое было открыто в мае 1999 года. На этой линии работает специальный паром "Эйнс Соя" японской судоходной компании "Хато Рандо Фэрри"

Rambler's Top100