Развитие энергетического потенциала Республики Алтай - основа ее экономического благополучия

Республика Алтай - уникальный регион в самом центре Евразийского континента. Необыкновенной красоты первозданная природа, огромное разнообразие флоры и фауны, наличие беспрецедентных запасов чистой воды благодаря большому количеству ледников и берущих из них начало стремительных горных рек, крупные месторождения полезных ископаемых, неиссякаемые лесные запасы и многие другие факторы определяют мощный ресурсный потенциал региона, привлекают внимание многочисленных инвесторов, имеющих интерес в развитии туризма, промышленных производств, основанных на экологической чистоте и природных богатствах. Однако необеспеченность региона собственными источниками энергии делают его неконкурентоспособным по сравнению с промышленно развитыми территориями, не позволяют выйти на бездотационный уровень жизнеобеспечения.

Республика Алтай располагает двумя третями всех гидроресурсов Западной Сибири. Гидроэнергетический потенциал региона оценивается в десятки миллиардов кВт-ч годовой выработки. В тоже время Республика Алтай - один из немногих регионов Российской Федерации, который до настоящего времени не производит на своей территории электроэнергию, и уже ощущает дефицит электроэнергии, особенно в зимние месяцы максимума потребления электроэнергии. Потребность республики в зимние месяцы, в часы "пик" превышает 100МВт.

Освоение гидроэнергетических ресурсов Горного Алтая - одно из наиболее перспективных направлений в развитии топливно-энергетического комплекса региона, необходимого для дальнейшего подъема экономики территории. Целесообразность освоения гидроресурсов обусловлена тем, что стоимость электроэнергии, произведенной на местных генерирующих мощностях, будет значительно ниже экспортируемой из других регионов, что позволит снизить себестоимость продукции во всех отраслях экономики и повысить ее конкурентоспособность.

Учитывая изложенное, Министерство регионального развития Республики Алтай разработало республиканскую целевую программу "Развитие энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008 - 2010 годы и на период до 2020 года".

Особенностью программы является то, что она строится исходя из роли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) как локомотива экономики Республики Алтай.

Основная цель Программы - создание условий для развития эффективной многоотраслевой экономики на основе ликвидации дефицита в энергоресурсах и обеспечения их доступной цены.

Задачи Программы - создание условий для последовательного решения проблемы энергетического самообеспечения Республики Алтай на основе строительства источников тепловой и электрической энергии с максимальным использованием местных возобновляемых и топливных ресурсов; реализация государственной политики энергосбережения. Так как Программа является комплексной, ее задачами также являются:

•  разработка и реализация политики энергосбережения в республике;

•  развитие инженерных электросетевых коммуникаций, предусматривающих сооружение магистральных электросетей 110 кВ, строительство и техническое перевооружение распределительных электрических сетей 10 кВ и 0,4 кВ.;

•  внедрение современных технологий при производстве и передаче тепловой и электрической энергии;

•  развитие газификации республики.

Реализации указанных программных целей в значительной степени будет способствовать строительство ГЭС на реке Катунь , которая увеличит энергетический потенциал не только Республики Алтай, но и соседних субъектов федерации. Правительство республики, рассмотрев ряд вариантов использования гидроресурсов одной из крупнейших рек Сибири - Катуни, на основании их сопоставления с учетом потребностей республики и возможностей инвестирования, пришло к выводу о необходимости строительства в створе Катуни гидроузла мощностью 140 МВт со среднегодовой выработкой электроэнергии 850 миллионов КВт-ч, работающей без регулирования стока реки. Институтом "Гидропроект" выполнены материалы "Обоснования инвестиций в строительство Алтайской гидроэлектростанции на р. Катуни в Республике Алтай". Главной целью этого проекта является создание предприятия по производству электроэнергии, сбыт которой позволил бы окупить затраты в течение 8 - 12 лет.

Параметры Алтайской ГЭС запрограммированы с учетом тех обстоятельств, что в современных условиях сооружение ГЭС не приводит автоматически к регулированию стока Катуни, что существующие на территории республики ЛЭП позволяют перераспределять мощности в пределах 130 - 150 мегаватт и что ущерб окружающей среде и существующей хозяйственной деятельности от сооружения и дальнейшей эксплуатации ГЭС будет сведен к минимуму.

В республиканской целевой "Программе развития энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008 - 2010 годы и на период до 2020 года" в качестве приоритетного направления создания генерирующих источников (поставщиков электрической энергии и мощности на розничном рынке энергии и мощности в Республике Алтай) принято развитие малой гидроэнергетики.

Автономное энергоснабжение отдаленных муниципальных поселений, не обеспеченных централизованным электроснабжением, предусматривается по "гибридной" схеме: мини ГЭС + ДЭС.

Источником автономного электроснабжения отдаленных малых потребителей (фермерские хозяйства, животноводческие стоянки, пасеки, объекты туризма и т.д.) могут быть микро- ГЭС и дизельные электростанции. Установка и использование подобных генерирующих источников осуществляется за счет средств потребителей.

Исходя из этого, разработана "Концепция развития и схема размещения объектов малой энергетики на территории Республики Алтай", задачами которой являются:

- поиск способов энергетического обеспечения отдаленных муниципальных поселений, как одной из предпосылок роста уровня жизни населения и эффективно сти экономики региона. Выявление местного ресурсного потенциала и оценка экономической эффективности производства тепловой и электрической энергии на его базе;

- достижение экономической и социальной стабилизации в населенных пунк тах, которые до настоящего времени не обеспечены централизованным электроснабжением, обеспечиваются электроэнергией от автономных дизельных электростанций (ДЭС), снижением бюджетных расходов, связанных с закупкой и завозом в труднодоступные населенные пункты, включая жидкое топливо для работы ДЭС;

Система программных мероприятий направлена на то, чтобы создать благоприятные условия для потребителя энергоресурсов.

Удовлетворение потребности народного хозяйства и населения Республики Алтай в электро энергии является неотъемлемым условием развития экономики и зависит, в первую очередь от эффективности энергопотребления и энергосбережения. Эти факторы взаимосвязаны и совместно формируют возможные сценарии социально-экономического развития республики на перспективу.

Основными потребителями электроэнергии в настоящее время являются лес ной и агропромышленный комплексы, жилищно-коммунальный сектор, социально-бытовая и торговая сферы. В перспективе на юге республики на базе значительных ресурсов полезных ископаемых намечаются к вводу в действие предприятия ме таллургической промышленности, а именно:

ртути - на Акташском месторождении;

вольфрама, молибдена, висмута и меди - на Калгутинском месторождении;

лития и тантала - на Алахинском месторождении;

кобальта – на Каракульском медно-кобальтовом месторождении;

серебра и сурьмы - на Озерном месторождении Юстидского рудного узла.

В северной части республики осваивается Синюхинское месторождение рудного золота и волластонита. В бассейнах рек Лебедь, Сия, Клык, Бийка, Калычак разведаны значительные запасы россыпного золота. Выйдет из застоя строительный комплекс республики, который будет опираться на новые предприятия промышленности строи тельных материалов и баз строительной индустрии. В настоящее время наиболее разведаны и частично разрабатываются месторождения нерудных материалов, в том числе мрамора, гранита, базальта и др.

На первое место для освоения выдвигается нетрадиционное воллостанитовое сырье, которое в значительных количествах сейчас завозится в Россию для производства радиокерамики, фаянса, фарфора, санитарных изделий, изоляционных материалов и т.д.

В перспективе намечается освоение месторождений охристых глин для производства красок, гипса, мелкочешуйчатой разновидности железного гематита - спекулярита для изготовления особо прочных красок, абразивных материалов, минеральных солей, облицовочных и поделочных камней - яшм, порфиров, мусковита и полевого шпата.

Для достижения стратегических целей в распоряжении Правительства Республики Алтай имеется ряд механизмов.

Базовыми являются правовые механизмы, обеспечивающие законодательную основу для действий участников стратегического развития республики.

В современных условиях, когда привычные административные меры в строительстве уже не действуют, необходимо разработать и принять ряд нормативных правовых актов, создающих систему экономических стимулов для основных исполнителей и кредиторов при возведении МГЭС, ТЭЦ, ВЭС, льготное налогообложение. Эффективная система страхования рисков инве­сторов и подрядчиков, обязательное участие администрации районов и сельских поселений в организации строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, таких как заготовка деловой древесины, рубка ряжей плотин, ручная доработка грунта в каналах, траншеях и котлованах зданий гидроуз­ лов, установка опор электропередачи и т.д. С этой целью разрабатываются дополнения и изменения в Закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай». Совершенствование законодательной базы позволит создать механизм реальной заинтересованности для вложения отечественных и зарубежных инвестиций и создания соответствующего инвестиционного климата в целом.

Реализация данной Программы намечается по ряду взаимосвязанных направлений (комплексов), в рамках которых координируются и финансируются первоочередные, однородные мероприятия, в т.ч. различных участников Программы.

Намечается к реализация 8 подпрограмм, которые, в свою очередь, имеют статус региональных или ведомственных целевых программ:

1. Реализация политики энергоресурсосбережения в республике.

•  Развитие гидроэнергетики, как перспективного направления создания республиканских генерирующих мощностей.

•  Использование нетрадиционных источников энергии.

•  Развитие магистральных электрических сетей 110 кВ.

•  Строительство и реконструкция распределительных электрических сетей 10 кВ и 0,4 кВ.

•  Внедрение современных технологий при производстве тепло- электроэнергии.

•  Развитие газификации региона.

•  Установка и реконструкция ДЭС.

Программа закрепляет экосистемные подходы к природопользованию, устанавливает основные принципы управления ресурсосбережением, обеспечивает сохранение качества окружающей среды на уровне, безопасном для здоровья человека и условий его жизнедеятельности в интересах живущих и будущих поколений.

Финансово-экономические расчеты, произведённые МНТО "ИНСЭТ", свидетельствуют о высокой эффективности инвестирования в республике объектов малой энергетики, срок окупаемости заемных инвестиционных средств на 1-ом этапе строи тельства объектов малой энергетики составляет от 1,5 до 5,8 лет, что не ниже среднероссийских нормативных показателей на возведение энергетических объектов. Риски осуществления отдельных проектов по строительству объектов малой энергетики не оказывают существенного влияния на технико-экономические показатели намечаемых к строительству объектов.

С точки зрения экологии реализация проектов строительства объектов малой энергетики практически не нанесет ущерба природе. При возведении МГЭС забор воды из рек не превысит допустимых пределов и обеспечит минимальный са­ нитарный пропуск. Отработанная на МГЭС вода возвращается в реку без изменений качества. Практически не предусматривается затопление сельскохозяйственных угодий. В результате ввода в действие МГЭС значительно снижается завоз жидкого топлива на ДЭС. К важным социальным результатам развития республиканского топ ливно-энергетического комплекса необходимо отнести:

•  стабилизацию тарифов на тепловую и электрическую энергию для населе ния;

•  создание только в энергетике 750-ти новых рабочих мест, а в сопряженных отраслях их количество будет удвоено.

Практический эффект от реализации мероприятий, разработанных в на стоящей концепции, будет заключаться:

-в обеспечении потребителей тепловой и электрической энергией с тарифами, обеспечивающими достаточный уровень конкурентоспособности продукции пред приятий;

-в создании возможности проведения на территории республики самостоятельной энергетической политики во взаимосвязи и тесном взаимодействии с электриче скими сетями Бийского энергорайона ОАО "Алтайэнерго";

-в создании предпосылок для бескризисного преодоления возмущений, происходящих в энергетике республики и за её пределами;

-в выработке главных направлений обеспечения энергетической безопасности социально-бытовых и производственных объектов, расположенных на территории Республики Алтай;

-в повышении надежности энергоснабжения южных районов республики за счет строительства собственных генерирующих мощностей и создании условий для обеспечения независимости энергетики региона от энергетической ситуации в Алтайском крае;

-в обеспечении устойчивого энергоснабжения населенных пунктов с децентрализованным энергоснабжением за счет внедрения нетрадиционных возобновляемых источников энергии

-в ускорении строительства объектов малой энергетики с целью реализации проектов, повышающих экономический потенциал Республики Алтай и обеспечивающих рост доходов бюджета и внебюджетных фондов;

-в повышении уровня энерговооруженности отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства респуб лики с целью освоения выпуска конкурентоспособной продукции для выхода на новые рынки сбыта, в первую очередь, за счет глубокой переработки сырья в горнодобывающем, лесном и агропромышленном комплексах.

-в улучшении теплоснабжения населения путем перевода котельных на природный газ, газификации жилого фонда, повышения эффективности использования газовых сетей и снижения затрат на транспортировку топлива. Кроме того, позволит улучшить бытовые условия проживания населения Республики Алтай, особенно в сельской местности, расширить использование природного газа на объектах ЖКХ. Важным направлением является реконструкция котельных с частичной заменой котельного оборудования на модульные установки комбинированной выработки энергии на базе газопоршневых или газотурбинных установок, что позволит улучшить экологическую обстановку в Республике Алтай.

В результате обследования 30 рек бассейна Катуни установлена экономическая целесообразность строительства 35 малых ГЭС. Несмотря на относительно высокие начальные капиталовложения, малые ГЭС обладают рядом достоинств. Эти источники возобновляемой энергии не зависят от цен на традиционные энергоносители, потребность в производственном потенциале при полной автоматизации отсутствует, эксплуатационные затраты низкие, воздействие на окружающую среду минимально.

Первым этапом развития малой энергетики в Республике Алтай стало строительство мини-ГЭС на реке Кайру, обеспечивающей постоянной электроэнергией отдаленное и труднодоступное село Балыкча. В настоящее время в завершающую стадию вступает строительство малой ГЭС на реке Тюнь, которая подаст электричество в приграничное высокогорное село Джазатор.

Наиболее перспективными из 35 МГЭС являются гидростанции "Мульта", "Чибит", "Уймень". Уникальный случай представляет река Мульта в Усть-Коксинском районе, которая на протяжении 15 км имеет перепад 500 метров по вертикали. Каскад малых ГЭС на реке Мульта будет способен в зимние месяцы функционировать в качестве источника пиковых мощностей. Малая ГЭС на реке Уймень также является наиболее целесообразной в экономическом отношении. В Чойском районе достаточно развита база стройиндустрии, имеются трудовые ресурсы, транспортная сеть для доставки стройматериалов. Строительство Уйменьской ГЭС даст ощутимый импульс развитию местной промышленности, повысит надежность электроснабжения северных территорий. Каскад ГЭС на реке Чуя, первой очередью которого является МГЭС «Чибит», обеспечит дешевой и постоянной энергией южные районы республики.

На всех этих и других предполагаемых гидрообъектах природно-ландшафтные условия позволяют обеспечивать выработку электроэнергии за счет естественного перепада высот в течении горных рек. При этом с точки зрения экологии реализация проектов строительства объектов малой энергетики не нанесет ущерба природе и климату здешних мест. Забор воды из рек не превысит допустимых пределов и обеспечит минимальный санитарный пропуск. Отработанная на МГЭС вода возвращается в реку без изменения качества. Практически не предусматривается затопление сельскохозяйственных угодий. И, конечно, важнейшее положительное значение имеет социальный эффект строительства малых ГЭС, выражающийся в стабилизации тарифов на энергию и создании новых рабочих мест.

Рациональное сочетание строительства гидросооружений различной мощности и спецификации, начиная от Алтайской ГЭС на 140 МВТ с годовой выработкой 850 миллионов кВт-ч и до таких малых ГЭС как Уйменская мощностью 10 МВт с годовой выработкой 12 тысяч кВт-ч, позволит полностью обеспечить нужды народно-хозяйственного комплекса республики, даст импульс развитию экономики и социальной сферы.

Проект Алтайской ГЭС уже детально проработан, определены сроки его реализации. Обоснование инвестиций по ряду малых ГЭС также выполнено, ведутся работы по технико-экономическому основанию еще нескольких гидрообъектов. Кроме того, природные климатические условия Горного Алтая позволяют использовать в практических целях альтернативную энергию с помощью ветро- и солнечных установок.

Глава Республики Алтай А. В. Бердников в своих публичных выступлениях неоднократно подчеркивал необходимость создания собственных энергетических мощностей в республике. Соответствующие структуры в Правительстве РА активно работают над тем, чтобы практически реализовать имеющиеся в регионе возможности и достичь энергетической независимости и надежного электро- и теплоснабжения республики. В этом залог поступательного развития, экономического благополучия и повышения качества жизни населения территории.
Rambler's Top100