25 апреля 2024 года

Инвестиционная политика

Инвестиционная привлекательность республики обусловлена в первую очередь ее ресурсно-географическими условиями. Привлечение инвестиций – одно из стратегических направлений деятельности Правительства Республики Хакасии имеющее целью повышение уровня и качества жизни населения на основе существующего потенциала республики и возможностей дальнейшего развития.
Республика Хакасия обладает высоким инвестиционным потенциалом. К числу основных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность региона, относятся:
- наличие и проведение мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку инвестиционной деятельности;
- уникальные по запасам, условиям залегания, разнообразию и качеству минерально-сырьевые ресурсы;
- высокая обеспеченность электроэнергией;
- развитая транспортная инфраструктура;
- земельные ресурсы, объекты недвижимости для размещения новых производств;
- высококвалифицированные кадры.
В целях оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности в республике приняты следующие нормативные правовые акты:
- Закон Республики Хакасия от 02.04.2010 N 27-ЗРХ  "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия" (принят ВС РХ 24.03.2010);
- Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 N 161 "О Порядке оценки инвестиционных проектов, заявленных на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия";
- Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 N 162 "О Порядке мониторинга инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия";
- Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 N 160 "О предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия" (вместе с "Положением о комиссии по инвестициям при Правительстве Республики Хакасия", "Порядком представления инвестором документов для получения государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия");
- Постановление Правительства Республики Хакасия от 21.07.2008 N 239 "О Концепции развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009 - 2015 годы";
- Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.05.2010 N 263 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.09.2009 N 417 "О предоставлении субсидий юридическим лицам и компенсаций населению на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам коммерческих банков" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Хакасия" (вместе с "Порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам коммерческих банков, привлекаемым юридическими лицами для приобретения объектов недвижимого имущества (нежилого назначения) на территории Республики Хакасия");
- Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2005 N 364 (ред. от 14.04.2010) "О Совете по научной и научно-технической деятельности при Правительстве Республики Хакасия" (вместе с "Положением о Совете по научной и научно-технической деятельности при Правительстве Республики Хакасия").
 Правительством Республики Хакасия последовательно проводится инвестиционная политика, направленная на создание необходимых условий для расширения производства, повышения его прибыльности и на этой основе накопление внутренних источников финансирования для инвестиционной деятельности. В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются средства для оказания государственной поддержки по реализуемым инвестиционным проектам, в том числе:
предоставление бюджетных инвестиций;
предоставление субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе на оплату части процентов по кредитам;
предоставление государственных гарантий Республики Хакасия.
Среди форм поддержки инвестиционной деятельности предусмотрены меры налогового стимулирования:
предоставление налоговых льгот в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и законом Республики Хакасия о соответствующем налоге;
предоставление инвестиционных налоговых кредитов в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и законом Республики Хакасия.
А также установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Республики Хакасия для инвесторов.
Реализация государственной политики осуществляется на основе применения программно-целевого метода, совершенствования нормативной правовой базы в решении вопросов социально-экономического развития республики:  
- в целях развития энергетики принята Концепция по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года, которая станет основой по разработке региональной программы повышений энергоэффективности и энергосбережения, ожидаемые результаты - снижение энергоемкости ВРП к 2020 году на 40 %; снижение объема потребления энергетических ресурсов в бюджетном секторе на 15 % от объема фактически потребленных ими в 2009 г.; повышение качества и уровня жизни населения республики, развитие экономики и социальной сферы региона и т.д.;
- в сфере жилищно-коммунального хозяйства реализуется ряд программ, обеспечивающих капитальный ремонт жилищного фонда, оснащение приборами учета потребляемых энергоресурсов жилищного фонда, переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, ожидаемыми результатами являются рост жилищной обеспеченности с 20,2 кв. м на человека до 21,7 кв. м, увеличение годового объема ввода жилья со 121,2 тыс. кв. м общей площади жилья до 168,2 тыс. кв. м, снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 70 до 64 процентов;
- в сфере развития агропромышленного комплекса утверждена республиканская целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010 - 2012 годы». Общий объем финансирования Программы в 2010 - 2012 годах за счет средств республиканского бюджета составляет 1 672 988 тыс. рублей. Программой предусматривается решение следующих основных задач:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения жилищных условий в сельской местности;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего, животноводства;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 50%;
совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.  
Реализуемые в республике меры государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса предусматривают:
упрощение условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений. Так, во исполнение Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также в целях обеспечения условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений приняты соответствующие нормативные правовые акты;
меры налогового стимулирования в соответствии с действующим законодательством;
республика постоянно участвует в федеральной программе оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, реализуемой Минэкономразвития России, привлекая средства на условиях софинансирования реализации мероприятий республиканской долгосрочной целевой программы.
Решение проблем программно-целевым методом и совершенствование действующего законодательства в Республике Хакасия способствовало созданию устойчивых предпосылок к преодолению посткризисных явлений, сформировавшихся в период конца 2008 и 2009 годов.  
Приоритетами инвестиционной политики в республике являются модернизация производства и повышение конкурентоспособности добывающего и обрабатывающего комплексов, развитие секторов новой экономики, прежде всего - высокотехнологичных отраслей промышленности.
Объем инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования в республике в 2009 году оценивается в объёме около 13,1 млрд. рублей или 85,8% к соответствующему периоду 2008 года, из них 60,8% от общего объема инвестиций в основной капитал освоено крупными и средними предприятиями. В качестве источников инвестиций в основной капитал в 2009 году более активно использовались привлеченные средства (удельный вес привлеченных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал составил 69,5%), собственные средства предприятий составили 30,5%.
Накопленный в Республике Хакасия иностранный капитал на начало 2010 года составил 12,2 млрд. рублей. В 2009 году в экономику республики было инвестировано иностранного капитала в объёме 992,2 млн. рублей.
Основным источником прямых иностранных инвестиций в 2009 году выступили кредиты, полученные от зарубежных совладельцев. Основными странами-инвесторами в 2009 году являлись Кипр и Китай.

Перспективными направлениями для инвестирования являются:
- развитие добывающих отраслей промышленности на основе глубокой переработки, в том числе:
- промышленное освоение Ново - Михайловского месторождения углеводородов.
- развитие производств строительных материалов на основе использования местного сырья, в том числе:
- промышленное освоение Давыдковского месторождения цементных глин и известняков.
- развитие агропромышленного комплекса, в том числе:
- организация производства мяса козлят в объеме 81 тонн в год, козьего молока 324,1 тыс. литров;
- организация производства мяса свинины в объеме 5,6 тыс. тонн в год;
- развитие рыбопромысловых хозяйств;
- внедрение инновационных технологий в металлургическом производстве на основе энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- создание производств по переработке промышленных и бытовых отходов, в том числе:
- строительство мусоросортировочного комплекса на территории Абакано-Черногорского промышленного узла;
- строительство производственного комплекса по сбору и переработке затопленной древесины в акватории Саяно-Шушенского водохранилища.
- развитие спорта и туризма, на основе уникального рекреационного потенциала (Ширинские и Ивановские озера, спортивные сооружения горнолыжного курорта «Гладенькая», центра подготовки олимпийского резерва в пгт. Вершина Тёи);
- строительство современного выставочно-ярмарочного комплекса.
Крупнейшие предприятия с иностранным участием:
Общество с ограниченной ответственностью "Разрез Степной";
Общество с ограниченной ответственностью "Хакасский Алюминиевый Завод";
Общество с ограниченной ответственностью  "Сорский горно-обогатительный  комбинат";
Инвестиционные проекты федерального значения:
Организация центра олимпийской подготовки на базе горнолыжного курорта «Гладенькая»;
Строительство автомобильной дороги общего пользования межрегионального значения Абакан – Большой Ортон – Таштагол с подъездом к городу Междуреченску;
 Реконструкция аэропортового комплекса (г. Абакан), в том числе за счет средств федерального бюджета – разработка проектной документации, реконструкция взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием, устройство водосточно-дренажной системы, перрона, рулежных дорожек, внутриаэродромных дорог, замена светосигнального оборудования, строительство патрульной дороги и ограждения аэропорта;
Строительство автодороги и перегрузочного терминала в пгт. Туим в рамках реализации проекта по промышленному освоению Усинского марганцевого месторождения;
 Реконструкция Саяно-Шушенской ГЭС.

Rambler's Top100