Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.
Муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом.
В статье 31 Бюджетного кодекса установлено право органов государственной власти и органов местного самоуправления на самостоятельное определение направления расходования бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием; займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования; договоров о предоставлении муниципальных гарантий; договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления (п. 2 ст. 100 БК РФ).
Кроме того, Бюджетный кодекс не предусматривает такой формы расходования бюджетных средств, как оплата за счет средств бюджета муниципального образования приобретенного у коммерческой организации права требования по договору цессии. Этот договор не направлен на обеспечение задач, отнесенных законом к сфере ведения местного самоуправления, противоречит интересам населения муниципального образования и влечет причинение вреда экономическим интересам муниципального образования.
То есть принятое на себя муниципальным образованием по спорному договору обязательство влечет несанкционированное расходование бюджетных средств, что противоречит требованиям бюджетного законодательства.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом.
В письме Минфина России от 11 марта 2015 г. № 02-02-08/12916 указывается, что правоотношения, возникающие между заказчиком (бюджетным учреждением) и исполнителем (юридическим лицом), регулируются не только гражданским, но и бюджетным законодательством, а также законодательством о контрактной системе, в связи с чем сделан вывод, что цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается.
Таким образом, заключение бюджетным учреждением договора цессии (уступки права требования) с коммерческой организацией, по которому коммерческая организация уступает бюджетному учреждению право требовать долг со своего должника, не является правомерным, поскольку влечет несанкционированное расходование бюджетных средств.