25 апреля 2024 года

Итоги социально-экономического развития Республики Ингушетия за 2009 год

Валовой региональный продукт 


В 2009 году объем валового регионального продукта Республики Ингушетия составил, по предварительной оценке, 17268,9 млрд. рублей. или 101,5 % к уровню предыдущего года. 

Объем валового регионального продукта на душу населения вырос на 2,4 % и составил 33,5 тыс. рублей. 
Отраслевая структура валового регионального продукта Ингушетии отличается высокой долей непромышленных отраслей, в первую очередь, государственного управления, удельный вес которого составляет 28 %. В структуре ВРП в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился удельный вес промышленного производства (на 0,2 п.п.), сельского хозяйства (0,7 п.п.), строительства (на 2 п.п.), транспорта и связи (2,1 %) и торговли (1,6 п.п.), сократился удельный вес прочих видов деятельности (на 6,6 п.п.). 

Промышленное производство 

В 2009 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами вырос на 15,7 % и достиг 1347,3 млн. рублей. Объем промышленного производства на душу населения по республике составил 2,6 тыс. руб. 

Структура промышленного производства 


Большинство промышленных организаций республики относится к государственному сектору экономики. Основной объем производства промышленной продукции обеспечивают организации следующих форм собственности: государственная – 75%, смешанная – 10,7%, частная – 14,1. 

Индекс промышленного производства составил 97,1 % к уровню 2008 года (по Российской Федерации – 89,2 %). 

Добыча полезных ископаемых сократилась на 1,1 % и составила 362,6 млн. руб. Индекс производства полезных ископаемых увеличился до 106,4 %. 
В прошлом году в республике добыто 62,3 тыс. тонн нефти, что на 6,1 % превысило уровень 2008 года. Выпуск продукции ОАО «Ингушнефтегазпром» снизился на 12,3 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составил 330,2 млн. руб. За отчетный период реализовано 64,1 тыс. тонн нефти или 114,0 % к аналогичному уровню 2008 г. 
В последние годы ОАО «Ингушнефтегазпром» находится в кризисном состоянии, что связано с выработанностью месторождений, труднодоступным горным рельефом, большими глубинами залежей, огромным количеством обводненных малодебитных скважин. 
Кроме того, из-за высокой экспортной пошлины, стали невозможны поставки нефти на экспорт. Положение предприятия усугубляет огромное налоговое бремя, которое поставило ОАО «Ингушнефтегазпром» на грань банкротства. 
В 2008 г. принят план финансового оздоровления и развития ОАО «Ингушнефтегазпром» на 2008-2013 годы, мероприятии которого вошли в проект ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.». В рамках ФЦП предусматривается осуществить ввод в эксплуатацию нефтяных скв. №№916,924 ,что обеспечит прирост добычи нефти до 60 тыс. тонн в год и попутного газа до 45 млн. куб.м. в год. Также предусматривается организация автоматизированной системы учета нефти и строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 100 тыс. тонн в год. 
Кроме того, необходимо решение вопроса по реструктуризации (отсрочке) накопившейся задолженности по налогам и сборам в федеральный бюджет. На сегодняшний день у предприятия сложилась высокая кредиторская задолженность по налогам и сборам, которая превышает 1,2 млрд. руб. В настоящее время прорабатывается вопрос отсрочки по уплате налоговых платежей, зачисляемых в федеральный бюджет в размере 509,8 млн. руб. Получены положительные заключения от ФНС России, Минэкономразвития России. Решается вопрос о получении положительного заключения от Минфина России. 
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, составила 16,0 млн. руб., что на 3,8 % ниже уровня 2008 года. Индекс производства вырос на 40,0 %. ГУП «Ингушское карьероуправление» добыто 283,5 тыс. куб. м (рост на 27,5 %) нерудных строительных материалов на сумму 14,7 млн. руб. (увеличение на 44,1 %). 
Тем не менее, ситуация остается сложной, что обусловлено рядом негативных причин, главными из которых являются нехватка собственной горнодобывающей техники и незаконные стихийные разработки карьеров, что приводит к снижению добычи полезных ископаемых. 
Для выхода из сложившейся ситуации в проекте ФЦП заложены мероприятия по его реконструкции. В частности предусматривается приобретение ПДСУ мощностью 200 тыс. куб. м. в год, 24 единицы спецтехники и механизмов. 
За отчетный период объем продукции, произведенной обрабатывающими предприятиями, сократился на 10,5 % и составил 266,2 млн. руб. Индекс производства по данному виду деятельности составил 51,4 %. 
Объем производства пищевых продуктов превысил на 9,7 % уровень предыдущего года и составил 38,8 млн. руб. 
Рост показателя обусловлен, в основном, увеличением производства на ОАО "Назрановский хлебозавод". Предприятием произведено 288,7 тонн хлебобулочных изделий, 3,8 тыс. тонн кондитерских изделий, 740 кг макаронных изделий, 5,5 тыс. тонн подсолнечного масла на общую сумму 9,0 млн. руб. (рост на 20,5 %). 
На ГУП Маслосырзавод «Сунженский» поступило на переработку 150,9 тонн молока. Выработано и реализовано молочной продукции на 2,1 млн. руб., в том числе: 35,2 тонны молока; 5,7 тонн сметаны; 7,6 тонн сыра; 2,4 тонны творога. Готовая продукция поставляется в учреждения социальной сферы республики. 
В 2009 году проведена реконструкция ГУП «Мукомольный комбинат», установлено мельничное оборудование мощностью 50 тонн в сутки, проведены пуско-наладочные работы и мероприятия по подготовке складских помещений предприятия к хранению и складированию собранного урожая. Налажена работа дробильного цеха по производству кормов из 3-х компонентов мощностью 5 тонн в сутки. 
Наблюдается значительное сокращение объемов издательской и полиграфической продукции. Объем производства по данному виду деятельности снизился на 48,8 % и составил 10,2 млн. руб. На основном предприятии отрасли, ГУП «Полиграфкомбинат», выпуск продукции составил 1,0 млн. рублей или 36,6% к аналогичному периоду 2008 года. Произведено 336 тыс. штук полиграфической продукции в количестве, что на 50,5 % меньше по сравнению с прошлым годом. 
В целях развития предприятия планируется обеспечить комбинат качественным оборудованием для выпуска газет, линии твердого переплета в рамках реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.». 
Объем производства прочих неметаллических минеральных продуктов снизился на 11 % и составил 168,4 млн. руб. Индекс производства сократился на 44,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. 
В 2009 году завершено и в текущем году ведутся пуско-наладочные и монтажные работы на кирпичном заводе в с. Галашки и кирпичном заводе в с. Сурхахи. Выход предприятий на полную производственную мощность позволит значительно увеличить показатели развития данной отрасли. Кроме того, на стадии завершения строительство керамзитовом заводе в г. Карабулак. 
Основными действующими предприятиями отрасли являются Комбинат строительных материалов (КСМ) ЗАО «НЕОН», Нестеровский и Назрановский кирпичные заводы. За отчетный период кирпичными заводами республики выпущено 23,3 млн. штук строительного кирпича, что на 10,0 % ниже уровня предыдущего года. 
Объем производства готовых металлических изделий вырос на 153,6 % и составил 10,6 млн. руб. ГУП «Боахам» произведено 320 кв. м блок-контейнеров, 2409 кв. м металлочерепицы и оказаны услуги по прокату металлопрофиля на сумму 19,8 млн. руб. (на 23 % выше аналогичного периода 2008 г.). 
За отчетный период объем производства машин и оборудования составил 0,1 млн. руб., что значительно ниже аналогичного периода прошлого года (4,1%). 
Основным предприятием отрасли является ОАО «НЗЭММ». На протяжении 2009 года завод не занимался производственно-хозяйственной деятельностью, производственные мощности предприятия не были задействованы. Основной причиной простаивания предприятия является отсутствие необходимого оборудования для выпуска продукции. В связи с тем, что первый пусковой комплекс завода введен и требуется лишь наладить производство, доукомплектовав цеха необходимым оборудованием, планируется в рамках ФЦП осуществить данные мероприятия. 
На 1 декабря 2009 г. сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий сложился в размере 280,5 млн. руб. убытка (80,2 % к уровню предыдущего года), в том числе добыча полезных ископаемых - 110,1 млн. руб., производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 131,8 млн. руб., обрабатывающие производства - 1,2 млн. руб. Удельный вес убыточных предприятий и организаций сохранился на уровне предыдущего года и составил 36,4 % к общему количеству. 

Дебиторская задолженность предприятий и организаций сложилась в размере 3209,6 млн. руб. или 152,4 % к аналогичному периоду прошлого года. В структуре дебиторской задолженности просроченная задолженность составила 918,2 млн. руб. или 28,6 %. Кредиторская задолженность предприятий и организаций увеличилась на 25,4 % и составила 4755,7 млн. руб., из нее просроченная задолженность – 2028,4 млн. руб. или 42,7 %. 

Агропромышленный комплекс 

В республике осуществляется комплекс мер по стабилизации и повышению эффективности работы агропромышленного комплекса. 
В 2009 году объем произведенной продукции сельского хозяйства увеличился на 8,7 % по сравнению с прошлым годом и составил 3411,0 млн. руб. При этом более 75 % произведенной продукции приходится на хозяйства населения. 

Вместе с тем, существует ряд острых проблем, отрицательно влияющих на развитие отрасли. Прежде всего, это: сохранившийся высокий диспаритет цен на промышленную продукцию (техника, запчасти, ГСМ, средства защиты растений) и сельхозпродукцию, увеличение тарифов на энергоносители, низкая обеспеченность техникой и минеральными удобрениями. 
Для проведения уборочных работ в хозяйствах имеется в наличие 1305 единиц всех видов техники или 45,6 % от потребности. При этом, имеющаяся техника на 80 % выработала свой ресурс. Для улучшения ситуации приобретено 111 единиц всех видов техники. 
Это позволило добиться прироста показателей растениеводства. В отчетном периоде предприятия были обеспечены собственными семенами зерновых (кроме кукурузы) на 90 %, картофеля - на 50 %. 

Валовое производство зерновых (с кукурузой) увеличилось на 20,1 %, картофеля - на 10,3 %, овощей - на 25 %, при этом урожайность зерновых выросла на 19,8 %, овощей - на 28,8 %, кукурузы - на 79,3% по сравнению с предыдущем периодом. 
Однако вследствие низкой агротехники возделывания (отсутствие в необходимом количестве минерально-органических удобрений) урожайность культур остается ниже нормативной (зерновых в среднем - на 7-8 цн/га, кукурузы на зерно - на 15-20 цн/га, подсолнечника - на 9 цн/га, картофеля - на 80 цн/га). 
В 2009 году всеми категориями хозяйств произведено 5,7 тыс. тонн мяса (рост на 1,8 %), 72,2 тыс. тонн молока (увеличение на 2,9 %), 6,9 млн. штук яиц (114,7 % к уровню 2008 г.). 

За отчетный период крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ) и предприятиями Минсельхоза Ингушетии произведено: 
• 10,6 тыс. тонн молока, в т.ч. КФХ - 10,2 тыс. тонн (рост на 1,9 %), предприятиями МСХиП – 0,4 тыс. тонн (снижение на 9,4 %), 
• 965,4 тонн мяса, в т.ч. КФХ - 664,3 тонн (сохранение уровня предыдущего года), предприятиями МСХиП - 301,1 тонн (уменьшение на 11,8 %). 
Средний удой молока на фуражную корову по предприятиям МСХиП РИ составил 1143 кг., что на 7,2 % больше, чем в 2008 году. 
В целом по агропромышленному комплексу республики поголовье крупного рогатого скота снизилось на 7,5 % и составило 55,8 тыс. голов, поголовье овец - на 2,9 % и составило 76,2 тыс. голов. 
На предприятиях МСХиП наблюдается снижение поголовья КРС на 2,2 %, овец - на 0,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Несколько улучшились воспроизводственные способности скота. Выход телят на 100 коров вырос на 20 % и составил 42 головы, выход ягнят на 100 овцематок - на 3,8 % и составил 75 голов.
В целях всестороннего развития сельского хозяйства разработаны целевые программы, направленные на развитие и поддержку садоводства и частного сектора (хозяйств населения). Реализация этих мероприятий в полном объеме позволит увеличить производство овощной продукции на 20-25%, продукции животноводства на 10%, пчеловодства на 5%, повысить культуру земледелия, а также снять социальную напряженность на рынке труда. 
Значительную помощь сельскому хозяйству республики оказывает реализация нацпроекта «Развитие АПК». 
В прошедшем году в рамках стимулирования развития малых форм хозяйствования кредитными организациями республики выдано свыше 2,3 тыс. кредитов на сумму 917,8 млн. руб. 
В рамках мероприятий по поддержке отдельных отраслей сельского хозяйства и развитие животноводства из федерального бюджета выделено 78,0 млн. руб. субсидий. На поддержку товаропроизводителей агропромышленного комплекса из республиканского бюджета профинансировано 204,9 млн. руб. 

Дорожное хозяйство и транспорт 

В 2009 году перевозка грузов предприятиями республики выросла на 12%, а перевозка пассажиров напротив снизилась на 25,3%. Снижение пассажироперевозок произошло, главным образом, на автомобильном транспорте. Основные причины - неудовлетворительные результаты работы основного крупного перевозчика – ГУП «Ингушавтотранс», которые обусловлены высоким процентом износа автотранспортного парка предприятия, что не позволило обеспечить плановые показатели выхода транспорта в рейс. 
Существующая транспортная инфраструктура республики, характеризуется крайне низким уровнем развития. Слабо развитый транспортно-дорожный комплекс приводит к значительным транспортным издержкам как для предприятий и организаций, так и для населения республики. 
Транспортное сообщение осуществляется в основном по автомобильным дорогам, при этом их большая часть находится в неудовлетворительном состоянии: не отвечают нормативным требованиям - 60%, в аварийном состоянии - 8%. 

В сложившейся ситуации, большую озабоченность, вызывает прекращение финансирования из федерального бюджет мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог субъектов РФ. В условиях высокодотационности Республики Ингушетия, выделение необходимого объема средств на объекты дорожного хозяйства из республиканского бюджета невозможно. Прекращение финансирования приведет к тому, что 4 из 6 дорожно-строительных подразделений останутся без объемов работ, а численность безработных в республике возрастет на 400 человек. Сознавая необходимость сокращения расходов федерального бюджета, вместе с тем, представляется, что оно должно происходить с учетом анализа текущего социально-экономического положения и состояния дорожного комплекса каждого из регионов. Учитывая изложенное, необходимо рассмотреть возможность выделения в 2010 году средств на финансирование дорожного хозяйства республики в размере 1,9 млрд. руб. 
В условиях слабо развитого производственного комплекса республики, высокого уровня безработицы и низкого уровня среднедушевых доходов, когда значительная часть населения занята в сфере торговли, уровень развития транспортного комплекса оказывает непосредственное влияние на уровень социальной напряженности. 
Из аэропорта республики выполняется всего лишь один рейс в день по направлению г. Москва, который не покрывает расходы на содержание аэропортового комплекса. С учетом социальной значимости предприятия республика вынуждена направлять значительные средства на покрытие его убытков. При этом пассажиры – жители республики, пользуются услугами аэропортов соседних регионов, для осуществления поездок в международных направлениях. 
С учетом вышеизложенного, для повышения транспортной мобильности населения, увеличения пассажиропотока предприятия, необходимо придание аэропорту «Магас» статуса «международный». Руководством Республики Ингушетия в последние годы активно прорабатывался указанный вопрос, материалы неоднократно направлялись на рассмотрение в федеральные органы власти. Однако по настоящее время вопрос не находит решения. Главными замечания являются ограничения связанные с общественно-политической обстановкой на Северном Кавказе, однако необходимо отметить, что данный факт не стал ограничением при получении статуса «международный» аэропортами соседних республик, включая Чеченскую Республику. 
Вместе с тем, аэропорт «Магас» соответствует нормам для международных полетов, имеет все необходимые помещения и оборудование для обеспечения пограничного, таможенного и других видов государственного контроля, предусмотренного для пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Таким образом, придание аэропорту «Магас» статуса «международный» не требует расходование средств федерального бюджета. 
Имеется предложение крупных инвесторов готовых инвестировать средства в строительство производственно-складских баз на территории республики, при условии получения аэропортом «Магас» статуса «международный». 

Связь и информатизация 

Республика Ингушетия относится к регионам с очень низкой телефонной плотностью. Несмотря на принимаемые меры по развитию телекоммуникационного комплекса республики, уровень развития городских и сельских телефонный сетей значительно отстает от среднероссийских показателей, а по плотности телефонных аппаратов республика находится на одном их последних мест среди субъектов Российской Федерации. При этом в Республике Ингушетия в сельской местности связь отсутствует вообще. 

Обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами в Республике Ингушетия составила 37,5 штук на 1000 человек населения, что 7,6 раз меньше аналогичного показателя по РФ и в 6,1 раз меньше, чем по ЮФО. 
Учитывая низкий уровень развития инфраструктуры связи республики, реализация проектов по созданию «электронного правительства» региона потребует вложения значительных финансовых средств, и не может быть осуществлена без поддержки федерального центра. Ориентировочный объем необходимых средств составляет 500-600 млн. руб. 
Несмотря на существующие трудности, услуги связи имеют большой спрос со стороны населения и жителей Республики Ингушетия, что подтверждается ежегодным ростом объема услуги связи. Положительная динамика сохранилась и в 2009 году, где рост составил 7%, а общий объем оказанный услуг 1,6 млрд. руб. 

ЖКХ 

Участие субъекта в реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» позволило республике обеспечить ежегодный прирост объемов вводимого жилья. В 2007 году рост составил 37,2 %, в 2008 г. – 67,7 %. Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя, увеличилась с 6,4 м2 в 2002 г. выросла до 10,6 м2 в 2008 г. Вместе с тем, удержать темпы ввода жилья, в связи с общими кризисными явлениями в экономике, в 2009 году не удалось. Объем ввода жилья в 2009 г. в сравнении с 2008 годом снизился на 38,7 %. 

Особое внимание в рамках нацпроекта уделяется обеспечению жильем молодых семей. Выделено свыше 37 млн. руб. на обеспечение жильем 82 молодых семей. Кроме того, выдано 30 ипотечных кредитов на сумму 20 млн. руб. В республику поступило 24 сертификата для отдельных категорий граждан на сумму 34,7 млн. руб. Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в жилом образовании с. Яндаре ведется строительство 5-ти жилых домов. В 2009 году на эти цели профинансировано 56,6 млн. руб. 
В рамках реализации национального проекта и антикризисный мероприятий в 2009 году, в целях поддержки строительства жилья снижен размер арендной платы на участках, предназначенных под жилищное строительство и размещения предприятий стройиндустрии и промышленности стройматериалов, проводятся мероприятия по снижению административных барьеров в сфере строительства, сокращению сроков согласования исходно-разрешительной и проектно-сметной документации. 
Однако, несмотря на положительные результаты достигнутые в последние годы, нельзя отрицать существование определенных проблем. 
Критерии отбора для участия в реализации ряда подпрограмм, не позволяют дотационным регионам участвовать в их реализации. Такая ситуация способствует тому, что диспропорции в развитии различных регионов будут усиливаться. 
Распределение жилищных сертификатов в рамках выполнения государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством, происходит без учета реальных потребностей региона. Так, Республике Ингушетия, которая занимает одно из первых мест по России по количеству вынужденных переселенцев, данной категории граждан республики выделяется всего один сертификат в год. В таких условиях гражданин должен ожидать получения сертификата десятки лет. 
Серьезные проблемы характеризуют деятельность предприятий жилищно-коммунальной сферы – это высокий процент потерь, изношенность сетей, энергоемкость, низкий уровень качества предоставляемых услуг. 
Учитывая масштабность проблемы реформирования, модернизации и развития коммунального хозяйства, необходимо проведение целого комплекса мероприятий по его приведению в нормативное состояние. 
Для этого необходимо принятие нормативно-правовых актов и совершенствование организационной структуры, однако учитывая высокую степень износа объектов жилищно-коммунального хозяйства решение проблем невозможно без значительных финансовых вложений. 
На сегодняшний день более половины сетей водо-, газо-, и электроснабжения требуют реконструкции и замены на новые. Процент износа по сетям газоснабжения составляет 40 %, водоснабжения 66 %, электроснабжения 60 %. При существующем приросте населения и темпах строительства жилых микрорайонов, существующие мощности систем не в состоянии удовлетворить потребности республики. 
Остро стоит вопрос с системой водоотведения. Предельно низок уровень обеспеченности канализационными сетями городов, в сельских населенных пунктах система водоотведения полностью отсутствует. Общая протяженность канализационных коллекторов по республике составляет 71,2 км (11,3 % от необходимого), износ которых составляет более 59 %. Пропускная способность существующих коллекторов не удовлетворяет сегодняшним потребностям и нуждам населения, которое значительно возросло за последние годы. Ввиду полного физического износа существующих коллекторов и их полного отсутствия в новых микрорайонах, происходит излив нечистот на поверхность земли, тем самым подвергается опасности эпидемиологическая обстановка в республике. 
Правительством Республики Ингушетия, целях улучшения ситуации в сфере жилищно-коммунальной инфраструктуры, в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2015 годы» предусмотрены значительные средства на реконструкцию и развитие систем газо-, электро-, водоснабжения. Общий объем инвестируемых средств составит 5,1 млрд. руб. 
Вместе с тем, учитывая, что основной объем сетей газо- и электроснабжения находится на балансе сетевых компаний, необходимо увеличение объема средств, направляемых указанными организациями на реализацию инвестиционных программ. 

Цены 

В декабре 2009 года индекс потребительских цен увеличился на 12 %, что связано с ростом цен на энергоресурсы, продовольственные и непродовольственные товары. 

Индекс цен и тарифов на платные услуги населению составил 105,4 %. В отчетном периоде опережающими темпами росли бытовые и ветеринарные услуги, а также услуги связи и системы образования. 

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по республике увеличилась на 10,7 % и составила 2332,67 руб. 

Торговля и внешнеэкономическая деятельность 

В 2009 году объем платных услуг сократился на 19,5 % и составил 5895,3 млн. руб. Снижение показателя обусловлено, в основном, сокращением транспортных услуг. 
Оборот розничной торговли вырос на 13,1 % и составил 6408,5 млн. руб. В структуре оборота розничной торговли 34,3 % занимают продовольственные товары, 65,7 % приходится на непродовольственные товары. Доля продаж товаров на рынках составила 67,0 %, 33,0 % оборота формировалось торгующими организациями республики. В настоящее время на территории республики зарегистрировано 14 универсальных и 7 специализированных рынков, в том числе 3 сельскохозяйственных. 

Внешнеторговый оборот республики составил 10,0 млн. долл. США, в том числе экспорт - 5,4 млн. долл. США (представлен углеводородным сырьем), импорт - 4,6 млн. долл. США. Основные торговые партнеры - Турция, Германия, Китай, Италия, Польша, Болгария. 

Инвестиции 

Республика Ингушетия относится к регионам с высокими инвестиционными рисками, в связи с этим, основным источником инвестиционного развития являются государственные инвестиции. По предварительной оценке в 2009 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 7,96 млрд. рублей государственных капвложений, что на 94,1 % превышает уровень 2008 года. 

В 2009 году республика участвовала в реализации 12 федеральных целевых программ. 
Огромное значение для экономики и социальной сферы республики имеет ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)», направленная на снятие инфраструктурных ограничений развития экономики, устранение социально-напряженных ситуаций, развитие систем жизнеобеспечения населения. За отчетный период объем финансирования по данной программе составил 1074,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 872,9 млн. рублей, республиканского бюджета (с учетом объектов, не имеющих софинансирование из федерального бюджета) - 202,0 млн. рублей. 

В целях развития промышленного потенциала и привлечения инвестиций в экономику республики, в рамках данной Программы планируется создание 4-х промышленных территорий в Назрановском, Малгобекском, Сунженском районах республики и г. Карабулак общей площадью 200 га., из которых с 2008 года финансируются две промышленные территории в Назрановском и Малгобекском районах. 
Проект предусматривает строительство за счет средств федерального и республиканского бюджета комплексной инженерной инфраструктуры. 
После завершения строительных работ земельные участки будут предоставляться на конкурсной основе и в рамках инвестиционного соглашения частным инвесторам для организации новых высокорентабельных производств. 
По итогам реализации данных проектов планируется ввести в эксплуатацию более 60 предприятий за счет привлечения 9151,2 млн. рублей внебюджетных источников, а также обеспечить рабочими местами более 3897 человек. 
Доведенный до республики объем финансирования в рамках ФЦП «Юг России (2008-2012 гг.)», с учетом оптимизации расходов федерального бюджета в 2010 году, по линии Минрегиона России, составляет 181,9 млн. рублей (28 % от лимита, предусмотренного программой). 
В целях планомерного и своевременного выполнения программных мероприятий, а так же, учитывая, что республика находится в сложных социально-экономических условиях и реализация на ее территории отраслевых Федеральных целевых программ, в том числе и программы комплексного развития Республики Ингушетия «Юг России (2008-2012 гг.)», является основным инструментом государственной поддержки, необходимо сохранение объемов капитальных вложений в утвержденных программой объемах, без проведения секвестра. 

Малое предпринимательство 

В целях содействия занятости населения в республике реализуется Республиканская целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2009-2012 гг.». 
Участие в конкурсах Минэкономразвития России позволило привлечь средства, которые направлены на: 
• грантовую поддержку начинающих предпринимателей для организации своего бизнеса; 
• возмещение части стоимости арендных платежей, присоединения к сетям водопровода; 
• возмещение 2/3 процентной ставки за пользование банковским кредитом на реализацию инвестиционного проекта и 3/4 процентной ставки кредита на пополнение оборотных средств. 
Также, в рамках Программы организована работа по конкурсному отбору и размещению субъектов малого и среднего предпринимательства в ГУ «Республиканский Бизнес-инкубатор». 
Проведена организация целого комплекса важных мероприятий, таких как проведение социологических опросов и исследований по вопросам развития малого и среднего предпринимательства республики, курсы обучения предпринимательскому делу, мастер-классы, семинары, тренинги, круглые столы и конкурсы среди субъектов малого предпринимательства. Открыт Республиканский центр поддержки предпринимательства с постоянно действующим выставочным комплексом. 
По итогам 2009 года различные виды государственной поддержки предоставлены 317 субъектам малого предпринимательства в размере 44,8 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета 21,4 млн. рублей), что в 12,8 раз превышает аналогичный показатель 2008 года. 
Фактически, на сегодняшний день, создано 283 новых рабочих мест. Кроме этого, в соответствии с представленными бизнес-планами, данными субъектами планируется создать дополнительно порядка 1132 новых рабочих мест. 
Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, 32,8% осуществляют деятельность в сфере услуг, 41,5% занимаются сельским хозяйством, 25,7% занимаются производственной деятельностью, из них 8,2% юридические лица, 91,8% индивидуальные предприниматели. 

По предварительным данным в Республике Ингушетия на сегодняшний день функционируют 12,84 тыс. субъектов малого предпринимательства, что в 4 раза превышает аналогичный показатель 2008 года, в том числе 5355 юридических лиц и 7485 индивидуальных предпринимателей. 

Налоговые поступления 

В 2009 году поступление налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней превысило уровень прошлого года на 21,8 % и составило 1422,2 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет – 172,08 млн. руб. (рост на 2,0 %), консолидированный бюджет республики – 1250,16 млн. руб. (увеличение на 25,1%). 
Основными источниками пополнения доходной части бюджета являются налог на доходы физических лиц – 60,0 %, налог на имущество – 12,0 %, налоги на прибыль организаций – 11,0 %, НДС – 9,0 %. 

Структура налоговых платежей свидетельствует о том, что в связи с низким уровнем развития реального сектора экономики, ключевым видом деятельности, формирующим налоговые поступления в бюджеты всех уровней, выступает государственное управление за счет уплаты организациями НДФЛ. 
В связи с этим, основной задачей является расширение налогооблагаемой базы за счет создания новых и развития существующих предприятий в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016гг.». 

Уровень жизни населения 

Последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, борьба с бедностью, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания являются важнейшими задачами социальной политики государства. 
В этой связи переход к устойчивому социальному развитию, настоятельная необходимость повышения всей социальной политики ставит перед регионами задачу повышения уровня жизни населения, которая особенно актуальна в Республике Ингушетия, так как по уровню среднедушевых доходов на душу населения республика занимает последнее место в ЮФО и СКФО. 
За январь-ноябрь 2009 года денежные доходы на душу населения выросли на 9,4 % и составили 5771,9 руб. (в среднем по СКФО - 9914,6 руб.), реальные денежные доходы сократились до 99,4 % к аналогичному периоду 2008 года. 

Потребительские расходы на душу населения снизились на 1,3 % и составили 2009,6 руб. (в среднем по СКФО - 6806,3 руб.). Более позитивная динамика наблюдается по заработной плате. Средняя заработная плата одного работника выросла на 18,8 % и составила 10957,0 руб. Прожиточный минимум в среднем на душу населения вырос к аналогичному периоду прошлого года на 11,4%. 

Рынок труда 

Республика Ингушетия традиционно относится к регионам с крайне напряженной ситуацией на рынке труда, для которого характерна проблема хронически недостаточного спроса на рабочую силу. 
В 2009 году за счет ввода кирпичного завода и Республиканского бизнес-инкубатора создано 156 новых рабочих мест. Кроме того, новые рабочие места созданы в рамках реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства. 
Другим направлением по трудоустройству населения республики является организация рабочих мест за пределами региона. Планируется к подписанию соглашение со Свердловской областью по трудоустройству на предприятиях агропромышленного комплекса области на постоянной основе безработных граждан из Ингушетии. 
В целях преодоления негативного влияния последствий финансово-экономического кризиса на рынок труда Республики Ингушетия, поддержки организаций, оказавшихся в сложной экономической ситуации, обеспечения занятости населения реализуется программа по дополнительным мероприятиям, направленным на снижение напряженности на рынке труда республики. В рамках программы в 2009 году профинансировано порядка 225 млн. руб., что позволило задействовать свыше 8 тыс. человек. За отчетный период 1030 работникам, находящимся под риском увольнения, было оказано содействие в организации и проведении опережающего профессионального обучения; на общественные работы привлечено 3482 чел.; 859 выпускников профессиональных учебных заведений всех уровней направлено на стажировку; 2480 безработных граждан получили финансовую помощь в виде субсидии в рамках развития малого предпринимательства и самозанятости; оказана помощь в виде субсидии 400 гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства. На досрочную пенсию за отчетный период направлено 58 чел. 
Важное место в системе мероприятий содействия занятости населения отводится работе по профессиональному обучению и повышению квалификации безработных граждан. На профобучение направлено 2091 безработных. Профориентационные услуги оказаны более 35 тыс. гражданам. 
Всего в рамках мероприятий программы трудоустроено 9468 чел. Из них направлено на общественные работы 4520 чел.; на временное трудоустройство - 3585 несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет и 809 выпускников в возрасте 18-20 лет; трудоустроено 372 человека, из числа граждан, испытывающих трудности в поисках работы; 112 чел. в рамках организации самозанятости населения и 70 чел. на постоянную работу. 
Вместе с тем, несмотря на проводимые мероприятия ситуация на рынке труда республики остается сложной. Численность граждан зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу увеличилась на 9 % и составила свыше 53,8 тыс. человек, из них признано безработными – около 50,8 тыс. человек, что на 8,4 тыс. человек превышает уровень предыдущего года. Уровень регистрируемой безработицы увеличился на 2,1 % (2008 г. - 24,3%) и составил 26,4 %. Уровень общей безработицы составил 52,4 % (2008 г. - 47,1 %). 

В целях решения данной проблемы в республике в рамках федеральных целевых программ «Юг России (на период 2008-2012 годы)» и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» ведется строительство новых объектов, c вводом которых уровень общей безработицы снизится примерно на 11-12 %. 
Однако, учитывая высокий уровень безработицы и ограниченные возможности республики в решении проблемы дефицита рабочих мест необходима помощь федерального центра по следующим направлениям: 
• оказание содействия в трудоустройстве молодых специалистов в федеральные органы исполнительной власти в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе; 
• ежегодное выделение целевых мест учащимся общеобразовательных школ республики для поступления в Суворовские военные училища; 
• создание Северо-Кавказского научно-технического центра высоких технологий; 
• открытие филиала по производству бытовой техники одного из предприятий оборонной промышленности. 

Социальная защита 

Приоритетное внимание в области государственной социальной политики уделяется мерам социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Проводится своевременное и полное обеспечение социальных выплат, пособий и компенсаций различным категориям граждан, оказывается материальная помощь малоимущим семьям и социально-незащищенным слоям населения и т.д. Особое внимание уделяется своевременным выплатам семьям с детьми. 
В 2009 году произведены выплаты ежемесячного детского пособия на общую сумму 146,6 млн. руб., пособие по уходу за ребенком неработающим женщинам в размере 558,0 млн. руб. и единовременное пособие на рождение ребенка в размере 35,2 млн. руб. 
За отчетный период оказана материальная помощь на общую сумму около 19,0 млн. руб. В целях реализации прав граждан на обеспечение жильем, вставших на учет до 01.01.2005 г., за счет федерального бюджета 6 вдовам участников Великой отечественной войны перечислены средства в размере 3,7 млн. руб., а также 7 семьям инвалидов - около 6,0 млн. руб. 
В органах социальной защиты на учете как получатели льгот состоят 2,5 тысяч тружеников тыла и ветеранов труда, которым за отчетный период выплачены ежемесячные денежные выплаты в размере 4,2 млн. руб. 
Расширяется сеть учреждений социального обслуживания. В рамках ФЦП «Дети России» ведется строительство реабилитационного Центра для детей-инвалидов с ограниченными возможностями в г. Магас. В 2009 году на строительство объекта направлено за счет средств федерального и республиканского бюджетов 58,82 млн. руб. 
Однако, несмотря на комплекс проводимых мероприятий уровень развития объектами социальной инфраструктуры остается крайне низким, республика испытывает острый недостаток специальных учреждений для социально-незащищенных слоев населения. 
Одной из актуальных проблем в социальной сфере республики остается проблема одиноких престарелых граждан. В настоящее время в республике насчитывается более 1700 одиноких престарелых граждан, нуждающихся в постоянном уходе. Из-за дефицита мест не удается решить данную проблему за счет специализированных учреждений других субъектов Российской Федерации, а в республике специализированные учреждения для обслуживания указанной категории граждан отсутствуют. 
В целях обеспечения стационарного обслуживания пожилых людей, оказания им медико-социальной, психологической, юридической и другой помощи необходимо строительство Геронтологического центра. В рамках решения этой проблемы проведена работа по отводу земельного участка площадью 3 га в с. Али-Юрт, проведены геологические изыскания, имеется проектно-сметная документация, прошедшая Государственную экспертизу. Сметная стоимость объекта в ценах 2 квартала 2007 года составляет 103,1 млн. руб. В связи с этим, необходимо финансирование данного объекта за счет средств федерального бюджета. 

Здравоохранение, физическая культура 

За отчетный период в здравоохранении республики осуществлен комплекс мер, направленных на создание эффективной системы управления, совершенствование качества оказываемой медицинской помощи, улучшение диагностической и материальной базы лечебных учреждений. Проводится техническое перевооружение учреждений здравоохранения, оснащение их современной диагностической аппаратурой, лабораторной, реанимационной техникой, УЗИ и ЭКГ аппаратами и другим медицинским оборудованием. Идет дооснащение самым современным оборудованием республиканской службы крови. 
На реализацию 11 республиканских программ в сфере здравоохранения предусмотрено 39,7 млн. рублей, что на 60 % больше, чем в предыдущем году. По состоянию на 1.11.2009 г. профинансировано 34,9 млн. руб. или 87,9 %. от запланированного объема. Из федерального бюджета поступило препаратов на сумму 14,1 млн. руб. В рамках реализации этих программ внедрены методы ранней диагностики ВИЧ-инфекции, закуплено медицинское оборудование для лечения больных туберкулезом. 
Успешно реализуются основные направления ПНП «Здоровье». Всего на реализацию нацпроекта направлено 149,0 млн. руб. (82,2 % к уровню 2008 года). 
Ведется работа по организации подготовки и переподготовки кадров для первичного звена (обучение прошли 67 человек), а также денежные выплаты медработникам первичного звена, ФАПов и скорой медицинской помощи (выплачено 53,6 млн. руб.). Особое внимание уделяется профилактике заболеваний, вакцинации и диспансеризации населения. 
В рамках мероприятий дополнительной диспансеризации обследовано свыше 6 тыс. человек, проведен 100% охват работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Выполнен план поставки в республику антивирусных препаратов. План на ВИЧ-обследование также выполнен на 100 %. Оказана медицинская помощь женщинам в период беременности и родов на сумму 87,8 млн. руб., что на 3,1 % больше уровня прошлого года. В прошедшем году свыше 940 жителей республики получили высокотехнологичные виды помощи. 
В итоге удалось достичь увеличения рождаемости на 3,1 %. Кроме того, в отчетном периоде не было ни одного случая материнской смертности. 
Однако, низкий уровень материально-технической базы детских учреждений здравоохранения (отсутствие типовых зданий) и недостаточный уровень подготовки и обеспеченности педиатрическими кадрами формирует высокий показатель младенческой смертности 14,7 промилле на 1000 родившихся (в 2008 г. - 14,6). 

Остается нерешенной проблема оказания специализированной медицинской помощи женщинам и новорожденным детям при тяжелых нарушениях репродуктивной функции, осложненном течении беременности и патологии плода, новорожденного, выхаживании недоношенных и глубоко недоношенных детей. 
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 тыс. населения составляет 112,2 посещений в смену или 62 % от нормативной потребности (по РФ - 259). 
По числу больничных коек на 10 тыс. населения республика также отстает от расчетного показателя в 2,1 раза, потребность 4186 коек, фактически функционирует 2057 коек. Обеспеченность по РИ-41,8, по РФ-107. 

Медицинскую помощь населению оказывают 1249 врачей или 62,7 % от потребности. Обеспеченность на 10 тыс. населения составляет 24,9, по РФ - 43,3. Имеет место диспропорция между обеспеченностью врачами городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. Укомплектованность врачами в сельской местности более чем в 2 раза ниже, чем в городской. 
Укрепление здоровья населения во многом зависит от развития физической культуры и массового спорта, пропаганды здорового образа жизни. Учитывая большую социальную значимость физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения, в республике уделяется особое внимание массовости вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом. 
В этом направлении в общеобразовательных школах открыты 17 дополнительных спортивных секций по видам спорта: тхэквондо, дзюдо, вольная борьба и тайскому бокс и др. Введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс с. Экажево. Завершается строительство специализированного зала бокса в г. Назрань. 
Вместе с тем, удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в республике крайне низок - всего лишь 2,3 % (в среднем по Российской Федерации - 19,8 %) 

Данная динамика обусловлена тем, что по обеспеченности спортивными объектами Ингушетия занимает последнее место по Российской Федерации. Так, обеспеченность спортивными залами составляет 12,8 % от потребности, плавательными бассейнами – 0,02 %, стадионами и спортивными площадками (с учетом плоскостных сооружений общеобразовательных учреждений) – 0,23 %. Единовременная пропускная способность всех спортивных объектов республики составляет всего лишь 5504 человек (чуть более 1 % от населения республики, тогда как в Российской Федерации – 35 %). Из имеющихся спортивных залов 22% располагаются в приспособленных, нестандартных помещениях. 


Образование 

В сфере образования проводится работа по совершенствованию образовательного процесса и укреплению материально-технической базы системы образования. 
В 2009 году на проектирование и строительство школ: на 704 мест в г.Магас, в с. Аки-Юрт на 540 мест, коррекционной школы-интернат на 450 мест в с. Нижние Ачалуки направлено 21,1 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 9,9 млн. рублей. 
На проведение капитального ремонта 12 аварийных школ профинансировано 68,23 млн. рублей, реконструкцию учебного корпуса ИнГУ - 10,6 млн. рублей, строительство профессионального училища на 360 мест - 1,0 млн. рублей. 
В рамках реализации нацпроекта в сфере образования основной акцент сделан на повышение качества образовательных услуг, престижа труда педагогических работников. За выполнение функций классного руководства учителя получают ежемесячные вознаграждения с сохранением ранее действовавших надбавок и доплат (выплачено 35,1 млн. руб.). 
Лучшие педагоги республики по результатам публичных конкурсов получают материальное поощрение. В прошлом году на поощрение 66 лучших педагогов республики по результатам конкурса выделено по 100 тыс. руб. Кроме того, семь победителей конкурса «Поддержка талантливой молодежи» получили президентские гранты. К сети Интернет подключено 48 общеобразовательных школ. 
Проведены подготовительные мероприятия для организации в республике дистанционного обучения детей с ограниченными физическими возможностями, обучающимися на дом. Федеральным агентством по образованию для Ресурсного центра по дистанционному обучению детей-инвалидов на дому на базе СШ №10 г. Назрань выделено компьютерное оборудование. 
Несмотря на принимаемые меры, в системе образования республики существуют проблемы, которые оказывают существенное влияние на качество организации образовательного процесса. В настоящее время общее количество ученических мест составляет 35339, дефицит ученических мест составляет 39871 тысяч. Обеспеченность ученическими местами составляет 50,3%. 

Кроме того, школы испытывают недостаток в кабинетах математики, физики, химии, биологии, русского языка, недостаточно интерактивных досок. Из 1388 компьютеров в рабочем состоянии лишь 905, которые давно устарели морально и физически. Во многих школах устарела и пришла в негодность ученическая мебель. 
Аналогичная ситуация сложилась в сфере дошкольного образования, которым охвачено всего 8% детей дошкольного возраста (в РФ - 61,9 %). Основной причиной низкого охвата детей дошкольным образованием является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. 
До настоящего времени остаются открытыми вопросы оказания детям-инвалидам, имеющим отклонения в физическом развитии, квалифицированной психолого-социальной, социально-педагогической помощи. Дети, нуждающиеся в специальном обучении, вынуждены на период учебного процесса направляться в учреждения других регионов Российской Федерации, что связано с дополнительными финансовыми расходами и морально-психологическим дискомфортом. 
В связи с этим, актуальным является строительство коррекционной школы-интернат на 450 мест в сельском поселении. Нижние Ачалуки. В 2009 г. по данному объекту начата разработка проектно-сметной документации. Финансирование данного объекта из федерального бюджета осуществляется в рамках ФЦП «Дети России». В текущем году лимит 9,0 млн. рублей был уменьшен до 7,2 млн. рублей. Учитывая острую социальную значимость данного объекта и отсутствие возможности решения проблемы средствами республиканского бюджета, необходимо увеличить лимит из федерального бюджета в 2010 году с 5,0 млн. рублей до 25,0 млн. рублей. 
Кроме того, необходимо выделить 25,7 млн. рублей на оснащение компьютерным оборудованием 114 школ республики. 

Культура 

Основной целью государственной политики в сфере культуры является сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия народа республики. 
Несмотря на проводимые мероприятия, материально-техническая база культуры в своем развитии значительно отстает по сравнению с другими регионами и не соответствует нормативной потребности. Так, обеспеченность населения республики клубными учреждениями составляет всего лишь 14 % от нормативной потребности, обеспеченность библиотеками - около 50 %, детскими школами искусств и школами эстетического образования – около 20 % от нормативной потребности. 

За последние годы в республике не введено ни одного объекта культуры, отсутствуют специально построенные здания для театральных и концертных организаций. Практически все библиотеки и театры расположены в приспособленных помещениях, многие из которых находятся в ветхом и аварийном состоянии. Условия работы в таких помещениях не соответствуют санитарно-гигиеническим и пожарным нормам, что сказывается на качестве работы творческих коллективов. 
В Ингушетии функционируют семь детских профессиональных учебных заведений, из которых 3 детские художественные школы, 4 детские школы искусств. Из-за низкого уровня обеспеченности детскими школами искусств большое количество детей школьного возраста остается неохваченным эстетическим образованием. Данные учреждения расположены в приспособленных помещениях, без наличия концертных залов, что мешает довести уровень контингента учащихся до необходимого качества. Остается низким уровень материально-технической базы школ: не хватает музыкальных инструментов, технических средств, нотной литературы. 
Основной задачей в области культуры остается развитие и сохранение памятников истории и культуры. В целях улучшения работы по охране памятников археологии и сохранения археологического наследия создан Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, который функционирует с небольшими перерывами с 1988 года. В его состав входят около сотни уникальных архитектурных комплексов, состоящих на федеральном учете. Одной из главных задач музея является учет, паспортизация, консервация и реконструкция памятников истории и культуры. 
За счет средств федерального бюджета ведется планомерная работа по консервации и реставрации памятников, входящих в музей-заповедник, и находящихся в аварийном состоянии, определена очередность проведения ремонтно-реставрационных работ. В 2009 году начаты и ведутся ремонтно-восстановительные работы на боевых башнях сс. Таргим, Озиг, Лейми, святилище «Итаз-Ерды». Начаты работы по созданию на базе архитектурного комплекса «Эгикал» этнографического музея традиционного быта ингушей. 
Rambler's Top100