Поиск
 
 
 

"80 лет городскому финансовому отделу (управлению): этапы, пути, его настоящее и взгляд в будущее".

Доклад начальника финансового управления администрации г. Рязани Ю.Б. Карпова на торжественном собрании 6 ноября 1998 г.
Уважаемые коллеги финансисты!

Наши уважаемые гости!


Так уж распорядилась история, что 80-летие со дня образования городского финансового управления совпало по времени с далеко не лучшими временами в жизни нашей страны, г.Рязани, финансовой системы и самого горфинуправления. Страна переживает тяжелый экономический и финансовый кризис, почти разрушена в прошлом единая финансовая система, идет переосмысление ценностей. В тяжелом моральном, да и материальном положении оказались финансисты, как ныне работающие, так и наши ветераны-пенсионеры. Все сказанное выше, конечно, не создает праздничного настроения, но исторический факт- вещь упрямая, от него никуда не уйдешь. Мы не можем сегодня не вспомнить этапы того пути, который прошел городской финансовый отдел за 80 лет своего существования, не поговорить о том, как изменилось главное "детище" городского финансового отдела - бюджет города. Мы обязаны сегодня вспомнить тех, кто честно и бескорыстно отдал свои знания, опыт, любовь к этой сложной, а подчас и опасной профессии финансиста и тем самым внес свой вклад в становление и развитие городского финансового управления, бюджета города, городских финансов, следовательно, в развитие и благоустройство своего родного и любимого города Рязани.

Итак, вернемся к истории.

3 марта 1917 г. в Рязани начал свою работу Совет рабочих депутатов, который в апреле 1918 года был реорганизован в Рязанский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В это время в составе Совета не было самостоятельного структурного подразделения по финансам.

1 ноября 1918 года СНК РСФСР принял декрет «Об организации финансовых отделов Губернских и Уездных Исполнительных Комитетов Советов депутатов». Этим декретом было утверждено Положение о финансовых отделах, определены сроки его введения и упразднялись казенные палаты, губернские акцизные управления и финансовые органы местных самоуправлений, которые до этого входили в состав городских дум и городских управ.

3 ноября 1918 года городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов избирает исполнительный комитет и создает в составе Исполкома 8 отделов, в том числе и Финансовый. Это число - 3 ноября 1918 года мы и считаем днем рождения городского финансового отдела. Давайте на несколько минут окунемся в историю г. Рязань и его финансового отдела, так как без знания прошлого нельзя понять настоящее и прогнозировать будущее. Еще известный русский историк С.М.Соловьев в своем предисловии к многотомному труду «История России с древнейших времен» писал: "Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараясь объяснить каждое явление из внутренних причин."

Итак, городу Рязани в этом году исполнилось 903 года, и носит он это название с 1777 года, после переименования Переславля-Рязанского. С 1778 года и до 1929 года - это центр Рязанской губернии (151 год). В 1929 и до середины 1930 года - это центр Рязанского округа Московской губернии. В 1930 году и до сентября 1937 года - это центр Рязанского района Московской области. 26 сентября 1937 года была образована Рязанская область, в которую входило 52 района, а город Рязань стал областным центром. В 1946 году город был разделен на три района, которые просуществовали до 1950 года. В 1951 году городские власти добились восстановления внутригородских районов, их было три: Железнодорожный, Октябрьский и Советский, а в 1972 году к ним добавился еще один - новый промышленный район - Московский. Прожили районы до 1992 года.

На протяжении 74 лет из 80-ти финансовый орган города носил название - финансовый отдел.

С 1918 по 1929 год - это финансовый отдел Исполнительного комитета Рязанского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Рязанской губернии.

В 1929 - 1936 г.г. - это финансовый отдел Исполнительного комитета Рязанского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Московской области.

В 1937 -1939 г.г. - это финансовый отдел Исполнительного комитета Рязанского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Рязанской области.

В 1939 - 1972 г.г.- это финансовый отдел Исполнительного комитета Рязанского городского Совета депутатов трудящихся.

В 1972 - 1990 гг.- это финансовый отдел Исполнительного комитета Рязанского городского Совета народных депутатов Рязанской области .

С 1991 года - это финансовое управление мэрии г.Рязани, а затем администрации г.Рязани.

Из истории страны нельзя выбросить ни богатейший опыт дореволюционного периода, ни практику развития после 1917 года. Это наше общее достояние со всеми его противоречиями, состоявшимися и нереализованными начинаниями. Еще недавно ученые экономисты и финансисты если не отрицали значение предреволюционного опыта, то уж, по меньшей мере, считали, что учиться по этой истории нечему. В абсолют возводились достижения послереволюционного периода.

Сейчас демонстрируются другие стороны российской приверженности к крайностям - попытка отрицания чего-либо ценного из последних 80-ти лет развития страны и ее финансов. Видимо, такой подход неприемлем, как с научных позиций, так и с точки зрения практики.

Изучение истории городского финансового отдела, принципов формирования бюджета города за 80 лет свидетельствует о преемственности в подходах и целях.

Функции городского финансового отдела в основном остались те же, что и были до 1917 года, а затем в 1918 году были подтверждены Декретом СНК РСФСР от 31 октября, утвердившем положение о финансовых отделах Губернских и уездных Советов Депутатов. Его основными задачами были:

формирование доходной и расходной части бюджета города, при этом расходы должны соответствовать доходам;

обеспечить своевременное и полное поступление в бюджет всех доходных источников;

обеспечить своевременное финансирование всех учтенных в бюджете расходов в разрезе учреждений и мероприятий. Не учтенные в бюджете расходы не могут финансироваться, пока не найден соразмерный им источник дохода;

установить и обеспечить строгий финансовый контроль за эффек-тивным и целесообразным использованием бюджетных средств. Принимать решительные меры по фактам хищения бюджетных средств, их незаконного использования.

По сути дела стоящие перед финансовым управлением администрации города задачи за 80 лет не изменились, хотя решать их в силу ряда обстоятельств на данном этапе стало намного труднее и сложнее.

Еще до создания городского финансового отдела 6 апреля 1918 года Рязанский городской Совет рассмотрел вопрос о создании особой финансовой комиссии «как для разработки общего финансового плана по городскому хозяйству, так и вообще всех вопросов, касающихся городских финансов» и постановил: «организовать финансовую комиссию из 8 членов, причем 4 члена должны быть избраны от Совета рабочих депутатов и 4 члена от союза служащих бывшего городского общественного самоуправления (то есть от бывшей Думы)».

Это был прообраз будущей постоянной комиссии Совета по финансам и бюджету. Комиссия решила заседать еженедельно по средам в 18 часов. Заседания вел лично председатель исполкома городского Совета Александр Иванович Ершов. В работе комиссии, начиная с декабря 1918 года, постоянно принимал участие и часто выступал с докладами заведующий городским финансовым отделом Г.Г.Ерецкий. Это был первый заведующий ГОРФО, с которого пошла династия заведующих с 1918 года и до наших дней. Он родился 5 ноября 1887 года. в г.Купянске Харьковской губернии, работал бухгалтером Егорьевской городской Управы. Ему был 31 год, и по состоянию здоровья он был освобожден от службы в армии. Это все, что удалось о нем узнать по материалам тех лет. Заведовал он ГОРФО 5 месяцев до апреля 1919 года, а затем был переведен в заместители заведующего ГОРФО, но оставался председателем коллегии ГОРФО. В июле 1919 года заведующим ГОРФО стал Н.М. Байтин.

К моменту создания городского финансового отдела положение с городскими финансами было критическим. На столе председателя Рязанского горисполкома Александра Ивановича Ершова лежала составленная еще городским головой Иваном Антоновым смета доходов и расходов города на 1917г.- пухлый том из 429 страниц, изданный одной из Рязанских типографий.

Всего предполагалось в 1917г. получить доходов 1 310 698 руб. 25 копеек за счет следующих источников:

Сборы с недвижимых имуществ (огородные земли, луга);

Сборы с торговли и промыслов (трактиры, извоз);

Сборы с лошадей и экипажей;

Сборы с собак - по 3 рубля с собаки (кстати, в городе велся учет собак - в 1914г.-561, в 1915г.-561, в 1916г. -599,1917г.-560.);

Сборы с велосипедов (по 3 рубля за велосипед);

Различные пошлины;

Сборы с городских сооружений и предприятий (они составляли почти 30% всех доходов.), в том числе:

с городских зданий (лавки, лари, театр и другие учреждения);

с рыбных ловель и за стоянку судов в городских водах (с пароходов на пристанях на реках Ока и Трубеж);

с мест на площадях в базарные дни;

с мест под балаганы, цирки и зверинцы;

доходы с Рюминой рощи;

с водопровода (73 700 ведер в сутки);

с электричества;

с городского ассенизационного обоза;

с городской скотобойни;

доходы от продаж талонных книжек за свалку нечистот;

доходы с прибыли городского банка;

пособие городу от Гос.казны (на содержание городской полицейской команды, на школьное строительство, на возмещение расходов по расквартированию армии);

пособие городу от Министерства народного просвещения на содержание городских реальных училищ;

плата с учеников реальных училищ;

разные поступления. Таков был состав доходных источников бюджета города на 1917 год, который городские власти взяли за основу при формировании бюджета на 1918 год.

Правда, они увеличили размеры тарифов и сборов в несколько раз. Так, сборы с собак увеличили с 3 руб. за одну собачку до 10 руб., с велосипедов - с 3 рублей до 15 рублей за единицу. Все ставки арендной платы и отчисления от доходов городских имуществ и предприятий были увеличены на 50%-75%.

Кроме того, Постановлением Исполкома городского Совета рабочих депутатов от 10 июля 1918 года были введены подоходный налог и квартирный налог, что позволило укрепить доходную базу бюджета города. Исполком Горсовета сумел также добиться значительного увеличения Министерством народного просвещения средств на содержание городских реального и приходских училищ. Таким образом, удалось сформировать бюджет города на 1918 год без дефицита по доходам и расходам в сумме 6139,5 тыс. рублей в ценах того времени или больше бюджета 1917 года в 4,7 раза. Куда же пошли деньги?

Прежде всего, решили рассчитаться с долгами перед Гос.казной, губернией и банками и направили на погашение долга 1194 тыс.руб или 19,5% всех расходов, 601 тыс.руб. или 9,8 % выделили на содержание городской милиции и охрану города; 364 тыс. руб. или 5,9 % пошло на воинскую квартирную повинность.

Городской пожарной команде выделили 117 тыс. руб. или почти 2% расходов; на благоустройство города - ремонт мостовых, тротуаров, набережных, на содержание бульваров и общественных садов, ремонт мостов, освещение города (электрическое и керосиновое) было выделено 344 тыс. руб. или в 13 раз больше, чем в 1917 году.

На народное образование было выделено за счет собственных доходов 366 тыс. руб. и, кроме того, от Министерства народного просвещения на содержание 9 городских училищ городу выделялось 3569 тыс. руб. Это значительно больше, чем в 1917 году.

На здравоохранение планировалось 45 тыс. руб., хотя это было в 2,7 раза больше 1917 года, но позволило содержать городскую амбулаторию, где был один врач и один фельдшер; выделялись деньги на борьбу с эпидемиями, на содержание ветеринарной лечебницы и на борьбу с бродячими собаками.

В бюджете были также предусмотрены деньги на общественное призрение (социальное обеспечение) - 104 тыс. руб. или 1,7% расходов.

На культуру деньги не выделялись, так как городской театр, который датировался из бюджета, был сдан в аренду на 2 года за 3 тыс. руб. в год.

Таковы были основные расходы городского бюджета на 1918 год -первого бюджета городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

За истекшие 80 лет в городе естественно произошли разительные перемены.

Из провинциального городка с населением менее 50 тыс. человек (по переписи 1914 года) за 75 лет в 1989 году город достиг 500 тысячного рубежа, а сейчас число его жителей превышает 530 тысяч (за последние 3 года оно, правда, уменьшилось на 7 тыс. человек).

В бюджете как в зеркале видны все те изменения, которые произошли в жизни города за 80 лет. И в этих изменениях бюджет играл исключи-тельно важную роль. Это не голые слова - это живые цифры, это документы, это живые свидетели наши земляки рязанцы, в том числе и финансисты, сидящие в этом зале.

На представленных диаграммах видно, что

-доходы бюджета города за этот период в сопоставимых условиях возросли в 863 раза,

-расходы бюджета в 1234 раза, в том числе:

-затраты на благоустройство города - более чем в 7 тыс. раз

-на народное образование - в 4,6 тыс. раз

-на здравоохранение - более чем в 20 тыс. раз. Если в первом бюджете города за счет него финансировалась одна амбулатория, один врач и один фельдшер, то сегодня за счет бюджета города финансируется 13 больниц, 4 родильных дома и 18 поликлиник, в которых работает более 11,5 медицинских работников, в том числе 2,5 тыс. врачей. Такие же огромные изменения произошли в сети детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений культуры и других объектов в социальной сфере.

Сейчас стоит задача не просто в расширении сети и контингентов социально - культурных учреждений, а в том, как в условиях экономического и финансового кризиса обеспечить более эффективное и рациональное использование имеющихся учреждений и достичь стоящих перед городом задач по генеральному плану его развития; выйти на государственные социальные нормативы, руководствуясь Уставом города.


Уважаемые коллеги!

За 80 лет существования горфинотдела сменилось не одно поколение финансистов, только одних заведующих сменилось более 20; готовясь к настоящему собранию, мы знакомились с документами, хранящимися в архиве горфинуправления, в Государственном архиве области, в областном партийном архиве. Мы изучили более 100 личных дел бывших работников горфинотдела. Есть что-то общее, что их всех объединяет:

- это, прежде всего, любовь к своей профессии;

- во-вторых, это государственный подход к решению стоящих перед горфинуправлением задач и чувство ответственности за свою работу и выполнение должностных обязанностей

- в-третьих, пожалуй, это глубокие знания и высокий профессионализм. Эти качества, видимо, передавались из поколения в поколение.

Уже по первому штатному расписанию горфинотдела, составленному по состоянию на 1 февраля 1919 года, четко определены обязанности каждого служащего исходя из положения о его должности и присвоенного

ему разряда по тарифной сетке. В штате было 23 должности, из них 3 вакансии; горфинотдел состоял из двух подотделов: налогового (ведал доходами бюджета) и сметно- кассового (ведал расходами и вел бухучет исполнения бюджета по доходам и расходам). Кроме двух управляющих подотделами, в штате ГОРФО были бухгалтер, помощники бухгалтера, делопроизводитель, помощники делопроизводителя, счетоводы, регистраторы, конторщики первого, второго и третьего разрядов и секретарь Горфинотдела. Им был Григорьев Павел Федорович, в обязанности которого входило заведовать личным составом, составлять доклады и отчетность по общим вопросам управления, обслуживать заведующего горфинотделом и финансовую коллегию. В его же ведении находилась информация отдела.

Сметно- кассовым подотделом руководил Беляев Василий Алексеевич. В его функциональных обязанностях было записано, что он работает под непосредственным наблюдением заведующего горфинуправления, отвечает за ведение счетоводства по учету доходов и расходов за счет государственных и местных источников, за ведение главного журнала и книги расассигнований, дает заключения по сметам горисполкома и разного рода делам сметно-кассового и счетоводного характера, вырабатывает правила счетоводства, составляет отчеты о деятельности подотдела и денежных операциях, обеспечивает выполнение постановлений ЦИК, циркулярных распоряжений Губфинотдела и распоряжений Горисполкома.

Аналогичные четкие обязанности были у каждого работника. Кстати, из этих обязанностей можно увидеть, какие налоги и сборы поступали в бюджет города в 1919 году.

Это налог с недвижимых имуществ, подоходный, промысловый, единовременный налог, налог с публичных зрелищ и увеселений, с велосипедов, с ломовых и легковых извозчиков, налог в пользу семей красноармейцев, чрезвычайный революционный налог, добавочный налог в фонд детского питания, квартирный налог, сборы: с лошадей, экипажей, собак, скота, трактирный, сбор с мер и весов, страховой сбор. Как видите,

налогов и сборов было не меньше, чем в наше время. Так же, как сейчас шла борьба с недоимкой, меры принимались очень жесткие. Правда, работники горфинотдела имели право получать налоги наличными и сдавали их в приходную кассу.

А у конторщицы 3-го разряда Чуприковой Александры Николаевны в ее обязанностях было написано: "выдает ярлыки на велосипеды, а также легковым и ломовым извозчикам, получает деньги за ярлыки, выдает в получении денег квитанции и сдает деньги по платежным объявлениям в кассу...".

Так работал первый горфинотдел.

За 80 лет в горфинотделе сменилось около 20-ти заведующих, мы не можем сегодня к сожалению назвать точную цифру и поименно всех заведующих ГОРФО, так как в архиве не найдены пока данные за 1920-1923гг.

В то время они менялись довольно часто, например, в 1931 году сменилось 3 заведующих ГОРФО, при этом в решении Горсовета причины не указывались, писали, как и сейчас - "в связи с переходом на другую работу". У каждого заведующего был свой почерк в работе, почти каждый оставил какой-то след в жизни горфинотдела, в формировании и исполнении бюджета города, в развитии городского хозяйства и культуры. Многих из них хотелось бы сегодня вспомнить и сказать в их адрес добрые слова признательности и благодарности.

С июля 1924 года и по ноябрь 1928 года городским финансовым отделом руководил Вышегородцев Иван Федотович, личность незаурядная. Он родился в 1896 году в бедной крестьянской семье с. Подвислово Ряж-ского уезда Рязанской губернии и был двенадцатым ребенком в семье. В шесть лет научился читать и писать. Активный участник Октябрьской революции, член КПСС с 1917 года, делегат 1-го Всероссийского съезда Советов, слушал речь В.И.Ленина, возглавлял военно-революционный трибунал в г. Рязани, был членом Президиума Рязанского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

В начале 20-х годов работает в г. Ряжске заведующим уездным финансовым отделом, и в июле 1924 года его переводят в г. Рязань заведующим отделом местных финансов Губернского финансового управления и одновременно заведующим Рязанской городской финансовой частью. За 4 года работы он сумел вывести бюджет города из кризиса, сделал его бездефицитным. В 1928 году бюджет города был сформирован с превышением доходов над расходами на 180,1 тыс.руб. (107,3 % к расходам), а фактически превышение доходов над расходами составило 202,5 тыс.руб. (108,2% к расходам). За свои успехи на финансовом поприще он был награжден Наркомфином РСФСР золотыми именными часами. Награждение именными часами было довольно редким явлением. В дальнейшем он был направлен на укрепление финансовых кадров Казахстана, был заведующим Усть-Каменогорским ГОРФО, затем зам.министра финансов Казахстана, начальником Карагандинского областного финансового отдела.

Он был награжден орденом Ленина. Дальнейшая судьба этого человека сложилась непросто. Он умер в Подмосковье в 1972 году в возврасте 76 лет.

Рязанский горфинотдел на протяжении многих лет был кузницей финансовых кадров. Из его стен вышли руководители финансов Рязанской области разных лет, руководители других экономических служб области, руководители областной и городской налоговых инспекций. Работников горфинотдела за их глубокие знания и принципиальность с удовольствием брали на финансовую и бухгалтерскую работу руководители крупных предприятий города, и они оправдывали доверие. Областной финансовый отдел всегда рассматривал Рязанский горфинотдел как базу для "обкатки" своих специалистов, перед тем как их выдвинуть на более ответственные руководящие должности. Подтверждением тому служат многочисленные факты.


Уважаемые коллеги!

Каждому этапу развития города присущи свои особенности в формировании бюджета, в использовании бюджетных средств. Некоторые новшества, которые мы считаем, что они появились лишь в 90-е годы в связи с переходом к рыночным отношениям, на самом деле имели место еще в начале 30-х годов. Я имею ввиду выдачу юридическим лицам за счет бюджета или под гарантию бюджета краткосрочных ссуд.

Приведу такой пример. На Первомайском проспекте есть несколько жилых домов, которые старожилы называют "Ухтомские дома". Так вот, оказывается в 1930 году в г. Рязани было создано жилищно-строительное кооперативное товарищество им.Ухтомского. В апреле 1931 года Рязанский городской жилищный союз обратился в городской Совет с ходатайством о выделении товариществу 50 тыс. рублей в оборотные средства.

Президиум Рязанского городского Совета постановил: (текст дословный) "Учитывая финансовое положение ЖКТ им. Ухтомского и необходимость проведения в текущем 31 году строительства жилкомбината по ул. Красной Армии, выделить последнему в оборотные средства пятьдесят тысяч рублей из жилфонда в форме беспроцентного краткосрочного вклада через Москомбанк на срок 3 года по 1 мая 1934 года с погашением этого вклада по две тысячи рублей в месяц начиная с 1 мая 1932 года". Это ходатайство активно поддержал заведующий горфинотделом Алексей Васильевич Антонов. В январе 1932 года при заведующем горфинотделом Грушкине М.Я. был решен вопрос о финансовой помощи за счет бюджета города в строительстве Ташковского кирпично-черепичного завода. В Постановлении Президиума Рязанского Городского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов говорилось: "Учитывая критический момент завода в финансовом отношении отпустить ГОРКО (городскому коммунальному отделу) временную ссуду из городского бюджета 16000 рублей для расчета с рабочими с условием «немедленного погашения таковой». Одновременно этим же постановлением была создана комиссия, которой поручалось в декадный срок принять от Рязстроя все постройки завода, т.е. он принимался в городскую собственность.

Много нового и интересного появилось в работе горфинотдела с 1933 по 1936 гг. при заведующем Анатолии Михайловиче Серебрянникове. Он внедрил в ГОРФО бригадную форму организации труда.

В приказе по горфинотделу от 1 декабря 1933 года было написано: в целях лучшего обслуживания клиентуры, лучшей постановки учета и ликвидации обезлички в работе окладное счетоводство ГОРФО разбить на 2 самостоятельные бригады под руководством Романенко и Калининой.

Бригада Калининой, видимо, работала лучше, так как бригадиру в честь 8-го марта за успехи в работе была выдана премия в размере 50 рублей и, кроме того, заведующий своим приказом предоставил Калининой на 7 марта отдых (выходной день). Большой интерес и даже в наше время, представляет введенная при Серебренникове "Деловая оценка номенклатурного работника". В анкете указывались: фамилия, имя и отчество работника, какую должность он занимает, дату вступления в должность, и она содержала пять разделов: 1-ый раздел назывался паспорт должности. В нем указывалось, какие конкретные требования предъявляются к данной должности, основные функции работника и цифровые показатели, характеризующие объем и значение данной работы. 2-ой раздел назывался "Квалификация работника". В нем давалась краткая оценка предыдущей работы, в области какой работы специализировался, теоретическая и практическая подготовка, политическая подготовка. 3-ий раздел назывался "Личные качества". Он содержал ответы на вопросы: степень работоспособности, организаторские и административные способности, отношение к сослуживцам, интерес к научным дисциплинам, особые достоинства и недостатки; 4-ый раздел назывался "Оценка работы по занимаемой должности". В нем указывались конкретные случаи проявления инициативы, конкретные результаты практической работы, степень выполнения поставленных задач, качество работы и степень ориентировки в области выполнения работы. А 5-ый раздел назывался "Выводы" и содержал ответы на вопросы: Целесообразно ли используется работник? Оставить ли его на данной работе или переместить (куда и мотивы)? Можно ли его передвинуть на более ответственную работу, на какую именно, какие данные к этому, отвечает ли работник требованиям работы, не следует ли заменить? По сути, это была глубокая и всесторонняя аттестация работника и как специалиста, и как человека, и проходила она не формально.

С февраля 1936 года по декабрь 1940 года горфинотделом руководил очень интересный человек- Иванов Валентин Петрович. Это был специалист с высшим финансовым образованием, высокого уровня культуры и к тому же очень талантливый художник, его работы выставлялись на областных и даже республиканских выставках художников-любителей. После горфинотдела Валентин Петрович Иванов работал секретарем Рязанского Облисполкома, а затем заместителем заведующего областным финансовым управлением.

В годы Великой Отечественной войны горфинотделом руководил Едемский Иван Алексеевич. Он проводил очень жесткую налоговую и бюджетную политику, как и требовало то время. Эти качества он прививал своим работникам. Так, в 1943 году бухгалтер по налогам Бурлакова Елизавета Алексеевна была награждена Наркомфином СССР значком "Отличник финансовой работы". В приказе наркома финансов говорилось: "За выполнение финансовых планов и повседневное проведение твердой финансово-бюджетной и кредитной дисциплины". Важным этапом в жизни городского финансового отдела стали 50-е годы. Приход в 1951 году к руководству горфинотделом Введенского Владимира Петровича, а в 1954 году Смуренкова Владимира Ефимовича - экономистов-финансистов широкого профиля, профессионалов с большим практическим опытом работы, и умелый подбор кадров способствовал резкому повышению уровня всей экономической и контрольной работы, росту авторитета финансового отдела среди предприятий и организаций города и у руководителей партийных, и советских органов.

В сентябре 1960 года, в связи с назначением Смуренкова В.Е. заведующим областным финансовым отделом, руководить горфинотделом было доверено Тамаре Ивановне Краско, выпускнице Ленинградского финансового института, имевшей к тому времени уже солидный опыт финансовой работы и глубокие экономические знания.

Она вводит в практику работы горфинотдела обязательное написание заключений по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций городского хозяйства, а также предприятий союзного и республиканского подчинения крупнейших плательщиков бюджета. Будучи прекрасным экономистом-аналитиком, она умела увидеть за каждой цифрой бюджета города или баланса предприятия реальную жизнь и делать очень глубокие выводы. Ее авторитет, как экономиста-финансиста, был в городе непререкаемым. В дальнейшем она была выдвинута на работу заведующим отделом цен Облисполкома, где работала до ухода на пенсию. Мы рады приветствовать Тамару Ивановну в этом зале.

Приоритет по стажу работы в горфинотделе и по руководству им принадлежит Марьяновскому Моисею Лазаревичу. Он был направлен на работу в горфинотдел из областного финансового отдела в 1964 году заместителем заведующего, а в 1970 году по предложению председателя горисполкома Чумаковой Надежды Николаевны утверждается сессией горсовета заведующим, проработал в этой должности более 23 лет. При нем о Рязанском городском финансовом отделе и опыте его работы узнали далеко за пределами области. Коллектив горфинотдела принимает активное участие во Всесоюзном социалистическом соревновании среди финансовых органов страны, 12 раз ему присуждались классные места, а дважды он признавался лучшим среди городских и районных финансовых отделов СССР, и ему вручались дипломы 1-ой степени и переходящее Красное Знамя. В середине 80 годов в связи с начавшейся в стране перестройкой, по инициативе финансового отдела в городе начинают внедряться в различных сферах городского хозяйства и даже в бюджетных учреждениях элементы территориального хозрасчета и самоокупаемости. По предложению ГОРФО сессия городского Совета впервые в России вводит в бюджете города новые доходные источники: плату за превышение предприятиями допустимых концентраций токсичных отходов при их выбросе в атмосферу, сбросе в открытые водоемы и складировании; плату за привлечение в город иногородних трудовых ресурсов; штрафные санкции за нарушение правил благоустройства города и санитарного состояния и ряд других дополнительных источников доходов.

Одновременно начинает проводиться работа по рационализации сети бюджетных учреждений, их количество и контингенты увязываются с генеральным планом развития города и с нормами обеспеченности на 1 жителя. Эта работа проводится совместно с постоянной депутатской комиссией по бюджету, городской плановой комиссией, городской санитарной службой и другими отделами горисполкома. Горфинотдел ведет широкий обмен опытом работы с другими городами Центральной России и городами - побратимами Ловечем (Болгария ) и Мюнстером (Германия). Горфинотдел в 1991 вступает в секцию " Финансы и бюджет ", созданную при Союзе Российских городов, активно участвует в ее работе, а заведующий избирается членом Правления. В 1992 году Рязанский горфинотдел одним из первых в России внедряет единый бюджет города. За последние 20 лет в жизни горфинотдела было много и других интересных дел и начинаний. Но жизнь не стоит на месте. В настоящее время в связи с тяжелым экономическим и финансовым кризисом финансовому управлению приходится искать нетрадиционные подходы для исполнения бюджета и финансирования бюджетных учреждений и мероприятий. Все это требует от работников глубоких знаний, широкого кругозора, инициативы, высокой служебной дисциплины и чувства ответственности за порученный участок работы. Но мы не забываем о богатом опыте наших предшественников и все лучшее стараемся брать на вооружение. Мы чтим память о финансистах, прошедших за истекшие 80 лет через городской финансовый отдел и финансовые органы города и внесших свой весомый вклад в укрепление бюджета города и городских финансов и, к сожалению, не доживших до этого дня: Долецкого Павла Иосифовича, кавалера ордена Ленина, первого начальника налоговой инспекции ГОРФО, Куторова Василия Степановича - замечательного бюджетника и бухгалтера, заместителя заведующего ГОРФО, Еришеву Капитолину Николаевну - главного бухгалтера ГОРФО на протяжении 20 лет, человека глубоко преданного своей профессии и большого патриота России; Новожилову Антонину Васильевну - очень мудрого и хорошего специалиста по налогам; Наумкину Валентину Ивановну - грамотного и ответственного работника по государственным доходам; Лачина Сергея Яковлевича - зам. заведующего горфинотделом, умелого организатора работы по платежам в бюджет, Федотова Анатолия Федоровича-специалиста по бюджету, хорошего экономиста - аналитика и контролера -ревизора; Воронкову Надежду Алексеевну, очень рано ушедшую из жизни, талантливого экономиста - финансиста широкого профиля, бывшего заведующего Советским райфинотделом и многих, многих других, которых сегодня нет с нами и которые оставили заметный след в жизни городского финансового отдела. Мы выражаем нашу благодарность и признательность за многолетний и добросовестный труд нашим ветеранам, находящимся ныне на заслуженном отдыхе, многие из которых присутствуют на этом собрании: Едемской Валентине Федоровне, Игумновой Тамаре Васильевне, Иванковой Октябрине Михайловне, Константиновой Вере Андреевне, Краско Тамаре Ивановне, Комиссаровой Александре Петровне, Марьяновскому Моисею Лазаревичу, Мягкой Валентине Наколаевне, Наумовой Римме Анатольевне, Левычкиной Раисе Петровне, Овчинниковой Александре Михайловне, Попковой Елене Васильеене, Селифоновой Альбине Андреевне, Суслович Людмиле Васильевне, Федотовой Валентине Александровне, Фоминой Антонине Никандровне, Цирковой Марие Ивановне. Мы желаем всем ветеранам крепкого здоровья, благополучия и долгих счастливых лет жизни.

Я поздравляю с юбилеем всех работников финансового управления, решивших посвятить себя этой нелегкой, но исключительно важной профессии финансиста. Хочу выразить уверенность, что, несмотря на финансовый кризис и те трудности, которые переживает бюджет города, работники финансового управления администрации города Рязани и впредь будут напряженно и творчески работать над решением стоящих перед ними задач, внесут свой весомый вклад в изыскание дополнительных ресурсов для бюджета и в успешное его исполнение.

Начальник финансового управления администрации города Рязани Ю.Б.Карпов