Поиск
 
 
 

Пояснительная записка к проекту федерального закона № 224115-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

1.Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части замены органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на единый орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 образован единый федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В настоящее время законодательно не определено, за какой срок налогоплательщики транспортного и земельного налога, уплачивающие их на основании налогового уведомления, должны уплачивать эти налоги в случае, если они не были своевременно привлечены к их уплате, а также в течении какого срока возможен пересмотр неправильно произведенного налогообложения данных налогоплательщиков. Это обстоятельство дает основание привлекать указанных налогоплательщиков к уплате транспортного и земельного налогов и осуществлять пересмотр неправильно произведенного налогообложения за неограниченный период времени.
В этой связи законопроектом вносятся изменения в статьи 363 и 397 Налогового кодекса, устанавливающие предельный срок привлечения к уплате транспортного и земельного налогов налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающими эти налоги на основании налогового уведомления.
В целях снижения затрат организаций и физических лиц, имеющих земельные участки, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, по представлению в налоговые органы налоговой отчетности по окончании налогового (отчетного) периода, а также в целях сокращения работы налогового органа по обработке указанной налоговой отчетности законопроектом предлагается внести изменение в статью 388 Налогового кодекса в части признания налогоплательщиками земельного налога только организаций и физических лиц, имеющих земельные участки, признаваемые объектом налогообложения.
Законопроектом вносятся изменения в статью 391 Налогового кодекса, предусматривающие особенности определения налоговой базы по земельному налогу в отношении земельных участков, образованных (при разделе, объединении, перераспределении, выделении) в течение налогового периода.
Внесение указанного изменения связано с тем, что поскольку в настоящее время налоговая база по земельному налогу определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в случае образования земельного участка в течение налогового периода налоговая база в отношении образованного земельного участка будет определяться лишь с 1 января следующего налогового периода.
Кроме того, в указанной статье предусматривается установление обязанности налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей по самостоятельному определению налоговой базы по земельному налогу не только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, но и в отношении земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности.
Аналогичное изменение вносится в пункт 2 статьи 396 Налогового кодекса.
Предлагаемые изменения позволят эффективнее осуществлять налоговое администрирование земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих налогоплательщикам, являющимся индивидуальными предпринимателями, поскольку эти налогоплательщики будут обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу. Кроме того, данное изменение приведет с снижению затрат (в т.ч. материальных) на налоговое администрирование этих земельных участков.
В целях приведения в соответствие пункта 13 статьи 396 Налогового кодекса статье 85 Налогового кодекса предлагается возложить обязанность по утверждению единой формы сведений, предоставляемых органом, осуществляющим ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса, в соответствии с которыми исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по земельному налогу) осуществляется с применением повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами, в том числе и для индивидуального жилищного строительства.
В настоящее время имеет место наличие свидетельств о регистрации прав собственности на земельные участки, приобретенные организациями для индивидуального жилищного строительства.
Действующие положения пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса не дают основания для применения в отношении таких земельных участков повышающих коэффициентов, тем самым организации, обладающие этими земельными участками, находятся в более выгодных условиях, чем другие организации, осуществляющие жилищное строительство. Предлагаемые изменения позволят устранить это неравенство.
Авторами законопроекта предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон), направленные на приведение Закона в соответствие с Налоговым кодексом.
В целях приведения положений Закона в соответствие с частью первой Налогового кодекса законопроектом предусматривается внесение изменения в пункт 1 статьи 3 Закона в части исключения слова «суммарной».
Действующая редакция пункта 1 статьи 3 Закона предусматривает установление налоговой ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, что не соответствует статье 53 Кодекса, согласно которой налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При этом согласно статье 3 Закона налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость объекта налогообложения, т.е. восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
2. Законопроектом предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), предусматривающие совершенствование механизмов предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, определение новых источников пополнения доходов местных бюджетов, приведение отдельных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон) в соответствие с положениями Бюджетного кодекса.
Статья 136 Бюджетного кодекса устанавливает ограничения по осуществлению бюджетного процесса в муниципальных образованиях в зависимости от уровня финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, то есть степени покрытия расходных обязательств муниципальных образований за счет средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая, что сегодня, когда объем финансовой помощи составляет около 60% от доходов местных бюджетов, практически все муниципалитеты не вправе реализовать полномочия по самостоятельному установлению оплаты труда депутатов и муниципальных служащих, введению дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категории граждан, полномочия по решению других вопросов, право на решение которых имеют органы местного самоуправления только за счет собственных доходов. Это важнейшие вопросы - финансирование и софинансирование капитального ремонта жилых домов, совершение нотариальных действий и оказание иных социально значимых услуг.
Эта система ограничений требует совершенствования. Законопроектом предлагается не включение в состав финансовой помощи, учитываемой при установлении ограничений, не только субвенций, но и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями между муниципальными районами и поселениями (в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона).
Изменения, вносимые в статью 142.3 Бюджетного кодекса,. предусматривают решение вопроса обязательности предоставления субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера из бюджетов поселений отнести к полномочиям муниципальных районов.
При этом соответствующая поправка вносится и в часть 4 статьи 53 Федерального закона. В результате расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 Федерального закона, в случаях, установленных уставом муниципального района, могут осуществляться за счет межбюджетных субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Внесение изменений в статьи 217 и 232 Бюджетного кодекса упрощает порядок зачисления добровольных пожертвований от физических и юридических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
А именно, субсидии, субвенции и имеющие целевое назначение безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий, субвенций и имеющим целевое назначение безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
3.В Федеральный закон, кроме вышеназванных изменений, вносятся изменения в статьи 14.1 и 15.1, уточняющие порядок финансирования вопросов, право на решение которых имеют органы местного самоуправления, соответственно поселений и муниципальных районов.
Финансирование указанных вопросов предлагается осуществлять за счет доходов местных бюджетов за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, а не только за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, как установлено действующей редакцией статей 14.1 и 15.1 Федерального закона. Обусловлено это тем, что поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений относятся к финансовой помощи из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.