Поиск
 
 
 

Анализ исполнения бюджетов муниципальных образований за 2008 год

Л.Б.Пикман, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации

Особенностью формирования доходной части бюджетов муниципальных образований в 2008 году оставалась высокая зависимость от безвозмездных перечислений, которые составили в 2008 году 1 326 млрд. руб. или 55% доходов местных бюджетов. Доля налоговых доходов в общем объеме доходов составляет 30,4%, неналоговых доходов – 9,8%.
В 2008 году принимались бюджеты муниципальных образований, в подавляющем большинстве бюджеты отдельных поселений исполнялись в составе муниципальных районов. Выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов осуществлялось в форме предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов.
В целом доходы местных бюджетов по сравнению с 2007 годом увеличились в 1,2 раза и составили 2 411 млрд. руб. (с учетом безвозмездных перечислений). Доходы без учета безвозмездных перечислений составили 970 млрд. руб. или 40,2% от общего объема. Темп роста объема доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 138%.
Сумма безвозмездных перечислений по сравнению с 2007 годом увеличилась на 209 млрд. руб., тогда как собственные доходы – на 184 млрд. руб.
В отдельных регионах местные бюджеты формировались практически только на основе безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней. Так, свыше 70% доля межбюджетных трансфертов составляла в муниципальных образованиях Республики Алтай, Республики Саха (Якутия), Ненецком АО, Республике Дагестан, Республике Тыва, Чеченской Республике, Чукотском АО, Республике Ингушетия, Усть-Ордынском Бурятском АО.
В целом по итогам 2008 года муниципальные образования исполнили свои бюджеты с дефицитом 10,5 млрд. руб. В 44 субъектах местные бюджеты исполнены с профицитом, а в 39 субъектах – с дефицитом. Для сравнения консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации исполнены с дефицитом более 50 млрд. руб., то есть почти в 5 раз больше. По объемам доходов местные бюджеты по итогам исполнения 2008 года составляли около 40% в консолидированных бюджетах регионов.
Многие регионы используют практику передачи местным бюджетам дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Всего в 2008 году таких регионов было 74. Иногда это была разовая помощь из бюджета субъекта и этот дотация служила источником такой непредвиденной помощи, но в таких регионах как Тверская область, Ленинградская область, Читинская область, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия- Алания, Магаданская область, Республика Коми доля дотации на сбалансированность достигла в 2008 году от 15% до 30%.
Отдельные регионы, учитывая низкий уровень закрепленных за местными бюджетами налогов, в целях пополнения доходной базы местных бюджетов передавали им в соответствии с региональным законодательством часть налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации (19 регионов), акцизов (11 регионов), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (32 региона), транспортного налога (22 региона).
В связи с экономическим кризисом в значительном количестве субъектов следует ожидать снижения доходов местных бюджетов. Уже в ноябре и декабре 2009 года в 28 субъектах Российской Федерации произошло сокращение доходов по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. В 15 регионах налоговые доходы в ноябре и декабре 2008 года наметили тенденцию к снижению, произошло сокращение удельного веса и неналоговых доходов в 30 субъектах.
Большая зависимость от ситуации в экономике страны будет наблюдаться в так называемых монообразованиях, то есть в тех муниципальных образованиях, где налоговые платежи поступали от одного или нескольких бюджетообразующих налогоплательщиков. Всего в субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 100 тыс. человек таких муниципальных образований 31. А в Республике Татарстан, Липецкой, Свердловской, Челябинской областях, Тюменской области и Ханты-Мансийском АО, Ставропольском Крае, Чувашской Республике численность населения в таких моноотраслевых образованиях от 500 тыс. до 1млн. 200 тыс. человек. Падение объемов производства и реализации на таких предприятиях не только обуславливают снижение поступление налога на прибыль, но несут за собой проблему высвобождения работников, и как следствие падение налога на доходы физических лиц.
Доля расходов на оплату труда и социальные выплаты населению составляли в общем объеме расходов 2008 году более 40 %. Особо хотелось бы отметить муниципальные образования в тех регионах, где эти расходы занимают значительную долю и при этом, где доля финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации велика. По нашему мнению эти муниципальные образования особо будут подвержены кризисным колебаниям, так как именно налоговые доходы в бюджетах субъектов Российской Федерации, а особенно налог на прибыль организаций в первые месяцы кризиса подверглись относительному снижению в сравнении с неналоговыми доходами. Таким образом, снижение собственной налоговой базы бюджетов субъектов может повлечь невозможность обеспечения первоочередных расходных обязательств, в том числе и в виде финансовой помощи местным бюджетам, и как следствие острые социальные последствия.
К таким наиболее проблемным регионам следует отнести Алтайский Край, Читинскую, Кемеровскую, Тамбовскую, Курганскую области, Республики Удмуртскую, Карачаево-Черкесскую, Кабардино-Балкарскую, Алтай, Дагестан, Тыва, Чеченскую, Ингушетию, а также Чукотский АО, Еврейскую автономную область
При этом для местных бюджетов 20-ти регионов собственные доходы составляют 30% и менее. А среднее значение обеспеченности местных бюджетов собственными доходами по России составляет немногим более 40%. Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов остается высокой. Между тем, по оценке Минрегиона России, доходная база региональных бюджетов в сравнении с предыдущим годом снизится как минимум на 8-10%. По нашей оценке 18 регионов столкнутся с проблемой финансирования текущих расходов в 2009 году, 30 регионов частично профинансируют капитальные вложения и 35 регионов смогут полностью выполнить принятые обязательства.
Таким образом, падение доходов региональных бюджетов несет в себе гораздо большую опасность социальной напряженности, в том числе и за счет угрозы снижения межбюджетных трансфертов в местные бюджеты.