Поиск
 
 
 

Доклад Н.М. Пищулиной

Уважаемые участники, уважаемые приглашенные!


Основу долговой политики городского округа Ростов-на-Дону составляет привлечение заемных средств на инфраструктурные инвестиции. Среди направлений инвестиционной политики города замена подвижного состава общественного автотранспорта, реконструкция систем водоснабжения, обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства. На предложенной Вашему вниманию диаграмме во временном горизонте с 2000 по 2006 год и плановый период до 2009 года видно, что доля заемных средств с целью инвестирования в инфраструктуру города находятся в вилке от 85,5 до 100 процентов.

Статьей 100 Бюджетного кодекса РФ установлен закрытый перечень видов долговых обязательств муниципальных образований, это:

- кредитные соглашения и договоры;
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг муниципального образования;
- договоры и соглашения о получении бюджетных кредитов от других уровней бюджетной системы Российской федерации;
- договоры о предоставлении муниципальных гарантий.

Кредитные соглашения, муниципальные займы и бюджетные кредиты от других уровней бюджетной системы составляют прямые долговые обязательства муниципального образования, предполагающие выплаты в объемах и по условиям, и по срокам установленным заранее. Муниципальные гарантии это условные обязательства муниципального образования, так как финансовая ответственность на гаранта будет возложена при наступлении гарантийного случая.

Соотношение прямых и условных долговых обязательств городского округа отражено на слайде.

Основные принципы планирования и привлечения заимствований города определяются целями использования заемных средств:

краткосрочные заимствования - на временные «кассовые разрывы», то есть для поддержания ликвидности бюджета городского округа (надо отметить, что для этих целей заимствования Администрацией города Ростова-на-Дону в последний раз привлекались в декабре 2004 года на досрочную выплату заработной платы за декабрь работникам бюджетной сферы города, когда в первый раз мы уходили на новогодние каникулы);

долгосрочные заимствования – для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру.

При планировании долгосрочных заимствований Администрация города Ростова-на-Дону стремится к распределению структуры портфеля заимствований (диверсификации) между разнообразными источниками с целью снижения зависимости от одного кредитора или одного долгового инструмента. Это позволяет повышать финансовую гибкость и подбирать оптимальные условия для новых заимствований в зависимости от текущей конъюнктуры.

Городским округом используются три вида долговых инструментов (это отражено на слайде): банковские кредиты, бюджетные кредиты (в виде связанных кредитов) и муниципальные гарантии. Остановлюсь на каждом из них.

Мной было отмечено, что до 2004 года банковские кредиты привлекались только в виде краткосрочных заимствований для поддержания ликвидности бюджета при возникновении «кассовых разрывов». В 2006 году Администрация города приняла участие в отборе инвестиционных проектов в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» для реализации, входящей в федеральную целевую программу «Жилище», подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по результатам отбора было принято решение о предоставлении Администрации города Ростова-на-Дону государственной поддержки для реализации проекта первой очереди жилой застройки района «Ливенцовский» и Распоряжением Правительства РФ от 11.08.2006 № 1098-р принято решение о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации.

Первая очередь предполагает застройку трех микрорайонов общей площадью 43 гектара с 2006 по 2010 годы. Общая площадь жилых домов, размещаемых на территории составляет 440 тысяч квадратных метров, численность населения более 17 тысяч человек при средней жилой обеспеченности на одного человека 25 кв.м.. В соответствии с проектом планировки, выполненной ОАО «Ростовгражданпроект» общая стоимость застройки первой очереди составляет 7,5 млрд.руб. из нее 0,7 млрд.руб. или 9,4 % приходится на внеквартальные сети (это: по 9 км сетей водопровода и канализации, 2,12тр.км.сетей теплоснабжения, а также газоснабжение и электроснабжение).

Привлечение кредитных средств осуществляется под обеспечение поручительствами федерального и областного бюджетов. Из вышестоящих бюджетов осуществляется субсидирование процентной ставки, правда в связи с постоянным внесением разъяснений в порядок субсидирования, бюджету городского округа до настоящего времени эти средства не поступили. По нашему мнению и сам процесс получения гарантии и процесс оформления документов на получение субсидии на уплату процентов очень бюрократизирован. Для финансирования проекта заключен кредитный договор с ЗАО «Московский Международный банк» на открытие кредитной линии сроком на три года в объеме 708,6 млн.руб. . Заимствования привлечены путем проведения открытого конкурса, в конкурсе приняли участие 6 банков, отбор осуществлялся по минимальному размеру процентной ставки. Наименьшая ставка 8,25 % была предложена ЗАО «ММБ». Кредитная линия предусматривает четыре транша, два транша на сумму 152,4 млн.руб. уже получены и освоены.

Следующим инструментом заимствований, привлекаемых городом являются так называемые связанные кредиты, которые составляют бюджетные кредиты вышестоящих бюджетов. В соответствии с Соглашением от 6 октября 1995 года № 3885-RU Международный Банк Реконструкции и Развития предоставил Российской Федерации заем для реализации проекта «Городской общественный транспорт». В рамках данного кредита был предоставлен субзайм городу Ростову-на-Дону в сумме 26,7 млн. долларов США, что позволило городу приобрести с сентября 1996 по сентябрь 1997 года 169 автобусов. В соответствии с условиями субзайма задолженность по нему планировалась погашению в течение 10 лет, начиная с четвертого квартала 2000 года до 1 квартала 2010 года. Администрация города планирует погасить кредит досрочно, в первом полугодии текущего года. На сегодня получено согласие о досрочном погашении Минфина России и Администрации Ростовской области- которая выступала гарантом погашения этого субзайма. Обслуживание кредита не превышало 6,7 процентов годовых.

Гарантии представляют собой инструмент снижения стоимости заимствований для развития инфраструктуры.

В связи с тем, что объекты Водоканала Ростова-на-Дону находятся в изношенном состоянии, насосное и энергетическое оборудование на ряде насосных станций морально и физически устарело, а объем затрат, необходимых на реконструкцию объектов, значительно превышает финансовые возможности предприятия и потребителей. С целью инвестиций в развитие ПО «Водоканал» г.Ростова-на-Дону, который осуществляет сто процентное водоснабжение населения городов Ростов-на-Дону, Батайск и Аксай (более 1,3 млн.человек) и 78,2% - службой канализации, предприятием в 2003 году был привлечен субзайм для финансирования проекта «Городское водоснабжение и канализация» в объеме 10 млн. долларов США, исполнение обязательств по которому обеспечивается муниципальной гарантий. В текущем году объем субзайма увеличен до 22 млн. долларов США. Субзайм должен быть использован до 31 декабря 2007 года. Погашение субзайма в соответствии с графиком погашения предусматривается в течение 10 лет по 2,2 млн.долларов США начиная с 2009 по 2018 год. Обслуживание данного субзайма осуществляется по плавающей ставке и не превышает 6,27 процентов годовых.

Вместе с тем, Администрация города для погашения задолженности теплоснабжающих организаций города использует практику предоставления муниципальных гарантий под их заимствования на пополнение оборотных средств (коротких, сроком не более 9 месяцев).

При осуществлении долговой политики Администрация города ориентируется на то, что объем долга не должен превышать 30% доходов бюджета городского округа без учета финансовой помощи. На слайде Вашему вниманию представлено фактически сложившееся соотношение объема долга и доходов бюджета города.

Расходы на обслуживание муниципального долга в абсолютном значении и по отношению к общей сумме расходов бюджета представлены на слайде. Удельный вес расходов на обслуживание муниципального долга в общей сумме расходов находится в вилке от 0,1 до 1,4 процентов.