Поиск
 
 
 

О.А.Белая, заместитель начальника бюджетного отдела департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар

Проверка составления бюджетных смет учреждениями
муниципального образования город Краснодар


Правильность составления сметы влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, вследствие этого проверка данного направления финансовой деятельности учреждения является одним из важнейших этапов финансового контроля.
При этом большое значение имеет методическое регулирование порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.
Министерство финансов в приказе от 20.11.2007 № 112н установило в соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса общие требования, которыми должны руководствоваться главные распорядители бюджетных средств при разработке порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений.
Указанные требования устанавливают право главного распорядителя самостоятельно определять степень детализации сметы по кодам аналитических показателей.
Однако, по нашему мнению, форма бюджетной сметы для учреждений, финансируемых их бюджета муниципального образования, должна быть единой для всех бюджетных учреждений, расположенных на его территории.
В связи с этим департаментом финансов были разработаны и доведены главным распорядителям средств местного бюджета рекомендации по составлению, утверждению и ведению бюджетных смет, форма бюджетной сметы, а также формы расчетов (обоснований) по статьям расходов.
Необходимо отметить, что после реформы бюджетной классификации, произведенной с 1 января 2005 года, результатом которой стали более укрупненные коды экономической классификации расходов (с 1 января 2008 года коды операций сектора государственного управления), для исполнения местного бюджета были введены дополнительные аналитические показатели, максимально детализирующие статьи расходов. Например, по КОСГУ 225 «Услуги по содержанию имущества» выделяются следующие расходы:
ремонт транспортных средств,
текущий ремонт зданий и сооружений,
капитальный ремонт зданий и сооружений,
стирка,
вывоз мусора,
дератизация,
остальные расходы на содержание помещений.
По КОСГУ 226 «Прочие расходы» применяются дополнительные классификаторы, позволяющие выделить расходы на оплату проживания на время нахождения в служебной командировке, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, информационно-вычислительных работ, услуг, пожарной охраны и сигнализации, вневедомственной охраны, подписки, повышения квалификации, участия в семинарах и др.
Использование дополнительных аналитических показателей является существенным рычагом предварительного и текущего контроля (как в части правильности планирования и финансирования расходов по кодам операций сектора государственного управления, так и анализа качества планируемых расходов) и позволяет сделать бюджет более прозрачным, что дает возможность получения в любой момент оперативной информации.
С учетом введенных дополнительных аналитических показателей департаментом финансов и были разработаны формы расчетов (обоснований) расходов.
Установить, насколько обоснованы данные расчеты - является целью проверки бюджетных смет.
В ходе проверки смет анализируются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, их соответствие объему работы учреждения, проверяется соблюдение установленных норм расходов.
Составление бюджетных смет производится до начала финансового года, в связи с этим одной из проблем, с которыми сталкиваются учреждения при формировании сметы, являются сложности с учетом роста цен и тарифов при планировании расходов.
В частности по коммунальным услугам на момент составления сметы у учреждения нет документов, устанавливающих размер тарифа на плановый период (даже, если документ на тот момент уже принят, то доводится он до организаций намного позже). Планирование расходов производится исходя из коэффициентов индексации, указанных в методических рекомендациях по расчету объема ассигнований на плановый период.
В результате фактически установленные тарифы могут быть как выше прогнозируемых, так и ниже.
Так, тариф на электроэнергию в 2008 году был утвержден в размере меньшем, чем прогнозируемый, в связи с чем у тех учреждений муниципального образования город Краснодар, в смете которых предусматриваются средства на оплату электроэнергии, данные расходы оказались излишне запланированными. Однако трактовать данное обстоятельство как нарушение было бы неправильно, так как учреждения при составлении сметы руководствовались имеющимися на тот момент документами и рекомендациями.
Жизнь не стоит на месте и естественно в течение года появляются объективные обстоятельства, в результате которых возникает необходимость внесения изменений в бюджетную смету.
Порядок оформления изменений также содержится в общих требованиях к ведению смет, установленных Министерством финансов.
Помимо этих требований департамент финансов в своих рекомендациях предусмотрел обязанность главных распорядителей (учреждений) ежеквартально составлять уточненные бюджетные сметы и уточненные обоснования (расчеты), что является хорошей базой для анализа качества планирования, а также для прогнозирования расходов на очередной плановый период.
Расчет сметных показателей производится с использованием, нормативного метода, метода индексации, планового метода. Независимо от используемого метода важным этапом планирования расходов является проведение анализа материалов, характеризующих исполнение сметы за предыдущий год, выполнения показателей, характеризующих деятельность учреждения.
С 1 января 2009 года вступает в силу пункт 2 статьи 69/2, устанавливающий, что планирование бюджетных ассигнований должно производиться на основании государственных (муниципальных) заданий. Формирование муниципального задания станет важным шагом для перехода на бюджетирование, ориентированное на результаты. Следовательно, при составлении бюджетным учреждением сметы расходов в нее должен быть заложен тот объем денежных средств, использование которых позволит достичь поставленных перед бюджетным учреждением целей и задач (то есть конечных результатов его деятельности на определенный период).
Всем вышесказанным еще только предстоит заниматься, поэтому для нас важен опыт коллег в этом направлении.
Что касается работы, проведенной специалистами отраслевых отделов департамента по проверке составления смет в текущем году, то основной статьей, по которой были выявлены нарушения (впрочем, как и в предыдущие годы), является заработная плата. Завышение ассигнований по данной статье в учреждениях социально-культурной сферы связано с планированием сверхтиповых ставок, наличием вакантных должностей, планированием надбавок, установленных главой муниципального образования город Краснодар, не по физическим лицам, а по штатным расписаниям. Большая часть нарушений, выявляемых по иным статьям (завышение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов, объемов предоставления услуг по содержанию зданий и помещений) также выявляется при проверке смет учреждений социально-культурной сферы.
Вышеперечисленное свидетельствует о слабом ведомственном контроле, в то время как бюджетным законодательством полномочие по обеспечению результативности использования выделенных бюджетных ассигнований возложено на главных распорядителей бюджетных средств.
В части смет иных учреждений и смет органов местного самоуправления, департамент финансов имеет возможность осуществлять предварительный контроль планирования ассигнований еще на этапах рассмотрения проектов бюджетных смет и формирования бюджетной росписи после утверждения бюджета, в результате чего при проверке смет существенные нарушения не выявляются.
В заключение необходимо отметить что, главным результатом осуществления предварительного контроля за планированием расходов является предупреждение (недопущение) неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.

Спасибо за внимание.