Поиск
 
 
 

О некоторых изменениях федерального законодательства в 2009 году

Г.Зуева, начальник сводно-аналитического отдела НП «СФР»

Уважаемые коллеги!


Доводим до Вашего сведения комментарии по отдельным аспектам межбюджетных отношений в законодательстве, принятом Государственной Думой РФ в конце 2009 года.
Следует особо отметить, что конструктивные стратегические решения федерального уровня принимались в оперативном режиме с учетом сложившейся ситуации на местах, и в том числе нашего мнения, работников региональных и муниципальных финансовых органов. Многие предложения и поправки в действующее российское законодательство, направленные нашим Сообществом финансистов в Минфин России и комитеты Государственной Думы нашли свое отражение в Бюджетном и Налоговом кодексе, в 131 ФЗ. Такой формат работы - от общего к частному, от частного к общему, многократно усиливающий эффект от совместной работы, мы будем стремиться поддерживать и в будущем.
Результатом нашей совместной работы является, в частности, Федеральный закон №283 от 28.11.09 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты».
Решение актуальных задач во многом зависит от того, насколько эффективно будет выстроена "бюджетная вертикаль", обеспечивающая сбалансированность расходных полномочий, закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы, с доходными источниками.
Вместе с тем, Федеральным законом 131-ФЗ органы местного самоуправления наделены широкими полномочиями, в ряде случаев не обеспеченными доходными источниками для их реализации.
В связи с этим, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований являются важным источником доходов местных бюджетов и в значительной степени определяют платежеспособность муниципальных образований.
Сегодня доля межбюджетных трансфертов в бюджетах большинства городских округов, не говоря уже о бюджетах муниципальных районов и поселений, превышает 30% и практически у всех - 10% собственных доходов. В силу ограничений, установленных статьей 136 БК РФ, муниципалитеты не вправе самостоятельно не только определять объем расходов на содержание органов местного самоуправления, но и устанавливать и исполнять дополнительные расходные обязательства, такие как, например, дополнительные меры социальной поддержки населению, софинансирование капитального ремонта жилых домов, финансирование муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (осуществляющих обучение на бюджетной основе), служб неотложной медицинской помощи, музеев городских округов и других.
Вышеназванным законом принята норма о том, что в состав финансовой помощи, учитываемой при установлении ограничений, не включаются не только субвенции, но и межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями между муниципальными районами и поселениями (в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона), и субсидии, предоставляемые муниципалитетам за счет средств Инвестиционного фонда.
Изменения, внесенные в статью 142.3 Бюджетного кодекса, предусматривают решение вопроса об обязательности предоставления субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера из бюджетов поселений, относящиеся к полномочиям муниципальных районов.
При этом соответствующая поправка внесена и в часть 4 статьи 53 Федерального закона. В результате расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона, в случаях, установленных уставом муниципального района, могут осуществляться за счет межбюджетных субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района.
Внесенные изменения в статьи 217 и 232 Бюджетного кодекса упрощают порядок использования добровольных пожертвований от физических и юридических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
А именно, субсидии, субвенции и имеющие целевое назначение безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий, субвенций и имеющим целевое назначение безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
В Федеральном законе, кроме вышеназванных изменений, приняты изменения в статьи 14.1 и 15.1, уточняющие порядок финансирования вопросов, право на решение которых имеют органы местного самоуправления, соответственно поселений и муниципальных районов.
Финансирование указанных вопросов осуществляется за счет доходов местных бюджетов за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, а не только за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, как было установлено в ранее действовавшей редакции статей 14.1 и 15.1 Федерального закона. Обусловлено это тем, что поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений фактически замещают финансовую помощь из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законом также приняты изменения в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс).
Приняты изменения в статью 391 Налогового кодекса (пункт 6 статьи 4). Внесение указанного изменения связано с тем, что в действующем законодательстве, в случае образования земельного участка в течение налогового периода, налоговая база в отношении образованного земельного участка определялась лишь с 01 января следующего налогового периода. Это приводило к уменьшению поступлений от земельного налога в местные бюджеты. Принятые изменения позволяют устранить этот недостаток.
Принята следующая норма: "В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки на учет."
До принятия указанного закона, также законодательно не было определено, за какой срок налогоплательщики транспортного и земельного налога, уплачивающие их на основании налогового уведомления, должны уплачивать эти налоги в случае, если они не были своевременно привлечены к их уплате, а также в течение какого срока возможен пересмотр неправильно произведенного налогообложения данных налогоплательщиков. Это обстоятельство давало основание привлекать указанных налогоплательщиков к уплате транспортного и земельного налогов и осуществлять пересмотр неправильно произведенного налогообложения за неограниченный период времени. В этой связи законом внесены изменения в статьи 363 и 397 Налогового кодекса, устанавливающие предельный срок привлечения к уплате транспортного и земельного налогов налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающими эти налоги на основании налогового уведомления, не более чем за три налоговых периода.
Кроме того, в части налога на имущество физических лиц уточнены объекты налогообложения. К таким объектам, помимо уже предусмотренных законом жилых домов, квартир, дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений, отнесены дополнительно комнаты и доли в праве общей собственности на имущество. Для налогоплательщиков, располагающих таким имуществом, налог будет исчисляться от инвентаризационной стоимости именно этой комнаты, или доли. И уплачиваться налог должен каждым собственником этой комнаты или доли.
Эта норма вводится в действие с 01.01.09г.
При исполнении Федерального закона « О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов» следует учитывать следующие особенности.
В соответствии с положением п.4 ст.12 Федерального закона о федеральном бюджете на 2010 год (в законе на 2009 год этой нормы не было) операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, при исполнении бюджетов субъектов РФ будут учитываться на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных органах федерального казначейства.
По разъяснению Руководителя Федерального казначейства (Артюхина Р.Е.) субъект РФ вправе осуществлять кассовые выплаты из бюджета субъекта РФ в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета субъекта (муниципального образования) вне зависимости от поступивших из федерального бюджета целевых средств, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете субъекта РФ. Это означает, что положения данного пункта не ограничивают права субъекта РФ на использование остатка средств на едином счете бюджета.
Положения статей 12 и 24 Федерального закона о бюджете на 2010 год касаются остатков бюджетных средств, которые в течение 2009 года перечислялись как целевые субсидии или субвенции из федерального бюджета в бюджеты субъектов и муниципальных образований, но не использованы до 01.01.2010 года по целевому назначению.
Если в 2009 году эти целевые средства, перешедшие с 2008 года, оставались в соответствующих бюджетах и направлялись на те же цели сверх лимитов, предусмотренных на 2009 год, то с 2010 года эти остатки должны быть в течение первых 15 дней января 2010 года перечислены на счета федерального бюджета в органах Федерального казначейства.
Депутаты были против такого предложения, но компромисс был достигнут только в части остатков средств по субвенциям, связанным с обеспечением жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также остатков субсидий на софинансирование объектов капитального строительства региональной и муниципальной собственности. Только эти средства остаются в региональных и муниципальных бюджетах для оплаты выполненных работ по заключенным договорам. Все другие остатки целевых субсидий и субвенций перечисляются в федеральный бюджет.
Полагаем необходимым рекомендовать субъектам РФ (муниципалитетам) провести своевременно сверку остатков с федеральным казначейством и сразу же работать с ГРБС для определения объема средств, которые должны быть возвращены в бюджеты субъектов в 2010 году для оплаты уже заключенных договоров и контрактов и погашения сложившейся кредиторской задолжности, особенно в части объектов ФЦП и ФАИПов.
В федеральном бюджете на 2010 год для поддержки функционирования монопрофильных муниципальных образований (моногородов) предусмотрена поддержка за счет средств федерального бюджета 20,0 млрд. руб. из них – 10,0 млрд. руб. бюджетных кредитов и10,0 млрд.руб. – дотации из антикризисного резерва Правительства. Если учесть, что общий объем расходов «моногородов» составляет порядка 70,0 млрд.руб., то это существенная поддержка. На Минрегион России ложится большая ответственность за эффективное использование этих средств, а от «моногородов» требуется срочная разработка программ их экономического развития и утверждение их в Минрегионе России. На сегодня только по городам Тольятти и Асбесту разработаны такие программы. Эту работу следует активизировать.
В 2010 году финансовая поддержка из федерального бюджета строительства, содержания и реконструкции региональных и муниципальных дорог в виде субсидий не предусмотрена. На эти цели будут предоставляться бюджетные кредиты в объеме до 50, 0 млрд. руб. под ј части учетной ставки ЦБ, со сроком погашения в течение 5 лет. Поскольку федеральный бюджет предоставляет бюджетные кредиты только субъектам РФ, депутаты внесли поправку в БК и для муниципальных образований, т.е. закреплено право предоставления дешевого бюджетного кредита на срок до 5 лет от субъекта РФ – муниципальному образованию. При этом данные кредиты не учитываются при расчете предельного объема государственного (муниципального) долга и размера предельного дефицита бюджета.
Что касается бюджетных кредитов под временный кассовый разрыв при исполнении бюджетов и на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований, то он может предоставляться на тех же условиях, но со сроком погашения в течение 3 лет.
Принятие Федерального закона « О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов» проходило в нелегких условиях недостаточности доходной базы как на федеральном, так и на региональном, и тем более – муниципальном уровне. Отсюда – и непопулярные решения, связанные с отменой софинансирования федеральным бюджетом полномочий субъектов РФ и муниципалитетов, имеющих социальную направленность. На эти цели надо находить ресурсы.
Поэтому депутаты ГД поставили перед Правительством еще ряд задач, которые необходимо будет решать в ходе исполнения бюджета в 2010 году. В частности, по оказанию дополнительной помощи из федерального бюджета нижестоящим бюджетам, в случае их несбалансированности, на доплаты к региональной социальной пенсии для обеспечения прожиточного минимума пенсионера в соответствующих субъектах, на организацию отдыха детей и на другие расходы, софинансирование которых осуществлялось ранее за счет средств федерального бюджета.
При этом, по инициативе нашего Сообщества финансистов в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов» принята норма, предоставляющая право Минфину России передавать Минздравсоцразвитию России средства для перечисления в бюджеты субъектов РФ на выплату региональной социальной доплаты к пенсиям, в случае недостаточности у них средств на эти цели, за счет 20 млрд.руб., предусмотренных в федеральном бюджете на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии (ст.24 п.27 ФЗ №308 от 02.12.2009 г.).
Внесены и другие поправки, касающиеся межбюджетных отношений. В связи с этим рекомендуем обратить особое внимание на статьи 9, 10,12,13,17,18,19,22,23,24 Федерального закона №308-ФЗ от 02.12.2009 года.
В ходе реформы местного самоуправления Сообществом финансистов России была проделана большая результативная работа. Полагаем, что наша дальнейшая совместная работа и в 2010 году станет не менее активной и плодотворной в части совершенствования бюджетного, налогового и иного законодательства, требующего более четкого правового регулирования и позволяющего добиваться стабильности и сбалансированности бюджетов всех уровней.