Поиск
 
 
 

Особенности и приоритеты бюджетной политики города Ярославля на 2008 г.

А.А.Данц, заместитель мэра - директор департамента финансов мэрии города Ярославля
Историческая справка о финансовой системе города Ярославля, которой в этом году исполняется 90 лет, находится в материалах выданных участникам семинара.

Кратко остановлюсь на основных параметрах бюджета города на 2008 год.
Параметры бюджета 2008 года дают возможность решения важнейших социально-экономических задач. Общий объем доходов составляет 12,7 млрд.руб. с ростом в 9% к 2007 г., в том числе 8,3 млрд.руб. – за счет средств городского бюджета; объем расходной части равен 14,7 млрд.руб., из них 10,2 млрд.руб. за счет собственных средств; дефицит сложился максимальный – 2 млрд.руб. Облигационный займ – 400 млн.руб.

В целях мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в бюджет города мэрией начиная с 2006 года проводится работа по подготовке земельных участков к продаже на аукционах прав на заключение договоров аренды. В результате продажи в 2007 году прав по 7 земельным участкам общей площадью более 600 тыс.кв.м в бюджет города в 2007 году поступило более 300 млн.руб., а в 2008 - 2012 годах планируется получить еще более 2,5 млрд.руб. (из которых 2008г. - 900 млн.руб., в 2009- 450 млн.руб., 2010-2012 гг. – по 400 млн.руб. ежегодно).
Одним из весомых источников пополнения бюджета города в целях обеспечения его сбалансированности является реализация муниципального имущества, доходы от которой на 2008 год составят 1 млрд.руб. или 12% от общей суммы доходов. Вместе с тем, учитывая, что в результате приватизации объектов муниципальной собственности происходит значительное снижение поступлений от арендной платы (к 2011 году по сравнению с 2008 годом поступления уменьшаться в 3 раза: 460 млн. руб. в 2008 году, 150 млн. руб. – в 2011 году), идет тенденция к сдерживанию процесса приватизации. Так, если в 2007 году средства от реализации муниципального имущества составляли более 2-х млрд.руб. (или 27,6% от общей суммы доходов), то в 2008-2010 годах планируется только по 1 млрд.руб. ежегодно.

Бюджет г. Ярославля ежегодно является социально-ориентированным, основную долю расходов бюджета города (почти 70%) составляют расходы текущего характера, в которых ежегодно сохраняется значительная доля заработной платы с начислениями (около 40%).

Размер тарифной ставки первого разряда работников бюджетных учреждений города превышает федеральную более, чем на 30%.
Повышение на 14% заработной платы работников городских бюджетных учреждений с 1 февраля 2008 года обойдется бюджету города в 174 млн.руб.
В 2008 г. предполагается осуществить поэтапный переход на новые отраслевые схемы оплаты труда работников бюджетной сферы, что означает отмену единой тарифной сетки. Уже с 1 сентября 2007 г. в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области введена новая система оплаты труда в государственных образовательных учреждениях Ярославской области и муниципальных образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета. В текущем году в городе планируется переход на новую систему оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, рассматривается вопрос о поэтапном переводе на новые схемы оплаты труда и других отраслей городского хозяйства.

В связи с подготовкой к 1000-летнему юбилею города особенностью бюджета на 2008 г. является значительный объем расходов инвестиционного характера: на строительство и реконструкцию социально значимых объектов планируется направить 2,6 млрд. руб. При этом, на мероприятия, связанные с подготовкой к тысячелетнему юбилею Ярославля, планируется направить 52,8% указанных средств (1,4 млрд.руб.), в том числе за счет средств городского бюджета – 1,3 млрд.руб. К новым важным объектам относятся:
- Берегоукрепление Волжской набережной
- Строительство концертного зала
- Продолжение строительства зоопарка

Кроме того, в соответствии с ФЦП «Жилище» на 2002–2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 (в редакции от 11 августа 2007 г.) в рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделены средства на реализацию программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» – 371 млн. руб., в том числе за счет средств городского бюджета – 250 млн.руб.

В декабре 2007 года разработано и принято в новой редакции Положение о бюджетном процессе в городе Ярославле, которое соответствует действующему бюджетному законодательству. Этот документ вместе с другими нормативными и информационными материалами размещен на сайте Департамента финансов мэрии города Ярославля.

Несмотря на территориальное деление г.Ярославля на 6 районов, начиная с 1992 года в городе была принята система формирования единого городского бюджета, что позволило осуществлять единую экономическую и бюджетную политику и послужило основой для эффективного осуществления муниципального финансового контроля.

Для осуществления финансирования расходов отраслей городского хозяйства были открыты в ГУЦБ РФ лицевые счета всем бюджетным учреждениям. Их у нас около 470 (т.е. особенностью финансовой системы в городе является отсутствие централизованных бухгалтерий). Это решение было принято в целях формирования нового типа руководителя бюджетный учреждений, ориентированного на самостоятельное принятие решений расходованию бюджетных средств и их наиболее эффективному и рациональному использованию.
Сегодня мы исполняем бюджет через лицевые счета, открытые бюджетным учреждениям в департаменте финансов к текущему счету департамента в органах федерального казначейства.

По вопросу реформирования бюджетной системы хочется вынести ряд предложений:
1. В настоящее время в соответствии с требованиями ст.78 и 79 Налогового кодекса РФ возврат излишне уплаченных платежей с нарушением налоговыми органами сроков возврата, а также возврат платежей, излишне взысканных налоговыми органами, осуществляется с учетом начисленных процентов. В результате решений арбитражных судов, вынесенных не в пользу налоговых органов, возмещение сумм с учетом процентов осуществляется за счет поступлений бюджета, в который были зачислены вышеуказанные суммы.
На примере города Ярославля: в конце 2004 года согласно акта проверки налоговых органов в бюджет города было получено более 60 млн.руб. налога на прибыль. В конце 2006 - начале 2007 года в соответствии с решением суда данный налог был возвращен из бюджета как излишне взысканный с начислением процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, т.е. за 1 год 3 месяца. В результате сумма процентов составила около 11 млн.руб.
В связи с этим и учитывая, что налоговые инспекции являются федеральными органами предлагаем внести изменения в главу 12 части 1-ой Налогового кодекса РФ «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм» в части осуществления возврата начисленных процентов как за нарушение сроков возврата так и за излишне взысканные с налогоплательщиков суммы за счет средств федерального бюджета.
2. В настоящее время действующим налоговым законодательством не предусмотрено представление налоговыми агентами отчетности по налогу на доходы физических лиц, соответственно учет задолженности по НДФЛ налоговыми органами как по другим налогам не осуществляется.
Учитывая, что поскольку НДФЛ является основным доходным источником местных бюджетов, удельный вес которого в общей сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета г.Ярославля при собираемости 85% составляет 46%, поэтому возрастает заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении поступлений данного налога.
Таким образом, в целях увеличения собираемости налога на доходы физических лиц предлагаем внести изменения в главу 23 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц» в части закрепления за налоговыми агентами обязанности по ежеквартальному представлению в налоговые органы сведений об удержанных и уплаченных суммах НДФЛ, а за налоговыми органами обязанности по ведению учета задолженности.
3. В соответствии с действующей редакцией статьи 93.2 БК РФ, бюджетные кредиты юридическим лицам могут быть предоставлены только за счет средств целевых иностранных кредитов, то есть у муниципальных образований в настоящее время практически полностью отсутствует возможность предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, в том числе и муниципальным унитарным предприятиям. Вместе с тем, учитывая, что межбюджетные трансферты из средств федерального бюджета (например, на строительство ветхого и аварийного жилья) поступают, в основном, в конце финансового года, в связи с чем, освоить их в этот период практически невозможно, в целях более эффективного использования бюджетных средств, считаем целесообразным дополнить вышеуказанную статью положением о возможности предоставления целевого бюджетного кредита муниципальным унитарным предприятиям – при условии направления выделенных бюджетных средств на решение вопросов местного значения – в качестве временного замещения планируемых к выделению средств вышестоящих бюджетов, без предоставления ими обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.