Поиск
 
 
 

Доклад по презентации

Тезисы доклада
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ


«В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг. Однако практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев
(из Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации)

На сегодняшний день изменения бюджетного законодательства определили четкий вектор направления развития систем управления инвестициями на государственном и муниципальном уровне. Основное направление вектора – ориентация на результат каждого инвестиционного бюджетного рубля, повышение эффективности использования бюджетных инвестиций, а также жесткая регламентация инвестиционных процессов.
В целях рассмотрения основных элементов современной инвестиционной политики на муниципальном уровне в докладе представлен опыт администрации города Рязани по организации результативного процесса управления бюджетными инвестициями.
Прежде чем перейти к описанию результатов организации инвестиционного процесса в администрации города Рязани, отмечу две группы проблем, с которыми мы столкнулись в процессе работы. Первая группа – это методологические проблемы, связанные с отсутствием внятных принципов формирования результативных систем управления бюджетными инвестициями, типовых рекомендаций или типовых примеров. Все, что есть в качестве исходной информации – это определение бюджетных инвестиций (ст.6 БК РФ) и общее описание (ст. 79 БК РФ), а также ряд федеральных правил и порядков. В таких условиях создание системы результативного управления бюджетными инвестициями превратилось бы в груду формальных нежизнеспособных документов, что никак не соотносится с поставленными нами задачами.
Другая группа – это организационные проблемы. Основная сложность, с которой мы столкнулись – донести идею бюджетирования, ориентированного на результат, до каждого исполнителя. Руководство администрации города, экономический и финансовый органы администрации воспринимают внедрение управления по результатам как единственный вектор модернизации системы муниципального управления, поскольку сами «переболели» этой идеей и на себе «прочувствовали» все преимущества и особенности этих механизмов. При этом необходимо приложить много усилий для обучения специалиста эффективно, своевременно и качественно выполнить задачу по организации результативного управления бюджетными инвестициями, поскольку его текущую работу никто не отменял, специалист «и так зашивается, а тут еще новые поручения». Результат достаточно предсказуем: либо сорвутся сроки, либо пострадает качество выполнения как поставленной задачи, так и текущей работы.
Итак, мы сделали решительный шаг и сформировали админстративный регламент инвестиционного процесса. Прежде всего, был регламентирован сам процесс формирования инвестиционных заявок, в котором четко прописаны процедуры формирования всех элементов инвестиционного проекта, а также формализован результат этого процесса, нормативно закрепляющий все административные процедуры в виде Административного регламента формирования адресной инвестиционной программы города Рязани. Основные цели регламента:
- упорядочение процесса формирования адресной инвестиционной программы города,
- уменьшение влияния субъективных факторов при выборе объектов инвестиций,
- повышение эффективности использования бюджетных инвестиций.
Суть регламента состоит в том, чтобы Инвестиционный совет города мог принимать решения о целесообразности финансирования того или иного объекта не только на основе интуитивной необходимости или лоббирования заинтересованных сторон, а в первую очередь, на основе полного комплекса показателей, которые объективно оценивают необходимость таких инвестиций.

Слайд 1. Инвестиционная заявка.



Все сведения об объекте инвестиций, заявляемом для финансирования из бюджета города Рязани, отражаются в инвестиционной заявке. По каждому объекту инвестиций в процессе согласования инвестиционной заявки формируется инвестиционный рейтинг, который отражает экспертные оценки, позволяющие определить межотраслевой приоритет объекта инвестиций. Инвестиционный рейтинг объекту инвестиций присваивается на основании сводного перечня показателей инвестиционной значимости.

Слайд 2. Инвестиционный рейтинг и показатели инвестиционной значимости



Сводный перечень показателей инвестиционной значимости состоит из 15 элементов, среди которых целесообразно особенно выделить
ѕ повышение уровня выпуска продукции/услуг (оценивает изменение объема оказываемых услуг на территории города);
ѕ реализация принципов софинансирования (предполагает ранжирование исходя из возможностей привлечения дополнительных финансовых средств);
ѕ состояние завершенности объекта (разделяет заявки по сроку завершения работ капитального характера на объекте инвестиций);
ѕ наличие обосновывающей документации (разделяет объекты с точки зрения наличия и полноты проектно-сметной документации для начала работ на объекте инвестиций);
ѕ уровень экономического эффекта от реализации проекта (оценивает изменение бюджетной стоимости услуг на территории города);
ѕ уровень социального эффекта от реализации проекта (оценивает изменение обеспеченности населения услугами на территории города);
ѕ и другие.

Показатель инвестиционной значимости наиболее приоритетных объектов обозначается цифрой "7". Показатель инвестиционной значимости наименее приоритетных объектов обозначается цифрой "0". Инвестиционный рейтинг – числовой код, присвоенный объекту инвестиций на основании сводного перечня показателей инвестиционной значимости. Сумма значений показателей по инвестиционному объекту сводного перечня показателей инвестиционной значимости составляет инвестиционный рейтинг объекта.

Слайд 3. Реестр инвестиционных потребностей



Реестр инвестиционных потребностей муниципального хозяйства (далее - реестр) - перечень объектов капитальных вложений, проранжированный в соответствии с установленными критериями инвестиционного рейтинга на единых методологических и программно-технических принципах, позволяющих определить приоритетность финансирования того либо иного объекта инвестиций за счет средств бюджета города Рязани.


Слайд 4. Адресная инвестиционная программа



Адресная инвестиционная программа - перечень объектов нового строительства и реконструкции для нужд городского хозяйства и социальной сферы (далее - муниципального хозяйства), составленный в разрезе отраслей и финансируемый из бюджета города Рязани.
Адресная инвестиционная программа составляется на краткосрочную (1 год) и среднесрочную (3 года) перспективу (далее - перспективная программа).
Адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год составляется с учетом перспективной программы на трехлетний период, в которой предусматривается выделение ежегодного финансирования и перечня объектов инвестиций на планируемые годы.
Перспективная программа ежегодно корректируется с учетом выполнения годовой адресной инвестиционной программы, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
В проект адресной инвестиционной программы включаются объекты, занимающие в соответствии с полученным инвестиционным рейтингом верхние позиции в реестре инвестиционных потребностей муниципального хозяйства.

Слайд 5. Мониторинг состояния объектов



Мониторинг состояния объектов, включенных в адресную инвестиционную программу, осуществляет Отдел городского строительства.
Ежеквартально заказчики-застройщики объектов, включенных в адресную инвестиционную программу, готовят и направляют в Администрацию отчет о ходе выполнения адресной инвестиционной программы города Рязани. Сводный ежеквартальный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных адресной инвестиционной программой, представляется в Инвестиционный совет. В результате рассмотрения отчета Инвестиционным советом администрации города формируется одно из следующих решений:
- принятие материалов к сведению, продолжение реализации проекта;
- направление предписаний на устранение нарушений, продолжение реализации проекта;
- прекращение реализации проекта, исключение проекта из адресной инвестиционной программы.
Какие преимущества дает нам предложенный подход:
Эксплуатация системы управления инвестициями позволила разрешить ряд противоречий и выявила ряд преимуществ заложенного в ней подхода к определению эффекта от бюджетных инвестиций:
1) найден универсальный механизм ответа на вопрос: «куда вкладывать: в детский сад, котельную, водопровод или дорогу?» путем определения единого показателя полезности инвестиционного проекта с точки зрения социального и экономического эффектов от бюджетных инвестиций;
2) учтены изменения бюджетного законодательства путем определения вклада каждого бюджетного рубля в результат инвестирования: бюджетные средства выделяются не на строительство объекта (как раньше), а на возможность объекта после ввода в эксплуатацию оказывать государственные и муниципальные услуги населению территории;
3) исключена возможность строительства непосильного для бюджета с точки зрения дальнейшего содержания «грандиозного спортивного комплекса, ультрасовременного медицинского центра или полностью компьютеризированного образовательного учреждения» на основе применения экономических механизмов оценки целесообразности строительства и учета будущей стоимости оказываемых объектом услуг;
4) отсутствует возможность строительства «еще одной школы или еще одной больницы при острой нехватке детских садов» путем ориентации инвестиционных ресурсов на улучшение обеспеченности территории необходимой инфраструктурой для оказания населению качественных государственных и муниципальных услуг
5) отказ от практики длительного согласования, многочисленных доработок документов и возможности лоббирования одиозных заведомо неэффективных проектов на основе унификации инвестиционной заявки и утверждения единого административного регламента принятия решений о финансировании проекта.
Теперь необходимо более подробно остановиться на технологии реализации системы. Как уже быдо видно из слайдов, система работает в виде веб-сервиса «Система управления инвестициями». Первое, что необходимо отметить, заказчика полностью устраивает функционал веб-сервиса, который отвечает требованиям административного регламента, а по отдельным элементам представлено даже больше возможностей по сравнению с указанными требованиями.
Но что самое ценное для практической работы – это возможность сервиса по методологическому сопровождению непосредственного исполнителя на каждом шаге процесса реализации инвестиционного процесса, а также возможность доступа к примерам лучшей практики формирования полноценных инвестиционных заявок.
Вот простой пример: что делает непосредственный ответственный исполнитель – муниципальный служащий, когда получает поручение по обоснованию инвестиционной заявки и подтверждению ее эффективности? Он пытается в правовых системах либо в глобальной сети найти аналогичные документы или информацию о выполненных проектах. Как правило, очень сложно найти ценную информацию. Но когда пользователь видит, как в этот процесс включились коллеги из других областей и городов, понимание особенностей этого процесса и понимание конкретного варианта решения формируется достаточно отчетливо.
Теперь остановлюсь на организации процесса в администрации города Рязани. С точки зрения системы управления, выстраивание единой пошаговой технологии процесса формирования и сопровождения инвестиционных заявок способствует с одной стороны, быстрому обучению непосредственных исполнителей, с другой – жесткой дисциплине выполнения этих процессов. Если исполнитель не ввел необходимые данные на какой-либо критической точке процесса, он не сможет работать дальше и не сможет получить ожидаемый результат.
И здесь возможны два варианта: либо исполнитель не до конца освоил технологию процесса и возвращается к анализу и изучению примеров правильного выполнения процесса, либо прибегает к помощи группы специалистов-разработчиков веб-сервиса по телефону горячей линии или электронной почте. В любом случае, исполнитель доходит до конечного состояния процесса и получает гарантированный результат – сформированную и обоснованную инвестиционную заявку. Как показывает практика, при повторном прохождении всех этапов процесса трудностей у исполнителя уже не возникает, к тому же начинает проявляться творческий подход и качество инвестиционных заявок существенно возрастает.
Как мы оцениваем эффективность выбранного нами пути. Прежде всего, это соответствующий требованиям уровень квалификации специалистов, отвечающих за инвестиционный процесс города. Причем это достигнуто без существенных финансовых затрат, затрат собственного времени и административного ресурса. Другой важный аспект – существенно сократились затраты времени специалистов на выполнение процесса формирования инвестиционных заявок и уже получили практически по всем направлениям результат поставленной управленческой задачи.
И наконец, что также немаловажно – у администрации города появился полноценный инструмент управления этим процессом. Руководитель может из любой точки земли при наличии доступа к глобальной сети Интернет контролировать выполнение процесса формирования и согласования инвестиционных заявок у различных ГРБС.
При этом отчетливо видно, какие из отраслей успешно справились с поставленной задачей, какие застряли и пытаются разобраться с правилами выполнения процесса. Видно также и тех, кто имитирует результативную деятельность, либо даже не приступал к работе. При этом позиция администрации достаточно жесткая: если ты не можешь работать по установленным регламентам, очень трудно будет найти положительные аргументы в вопросах определения перечня объектов, вошедших в адресную инвестиционную программу, а также уровня стимулирования сотрудников ГРБС, отвечающих за инвестиционные проекты.