Поиск
 
 
 

Инструменты для осуществления антикризисных мер в бюджетном секторе (исполнительные органы власти, бюджетные учреждения (в части осуществления предпринимательской деятельности), автономные учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия).Пакет антикризисных мер.

Г.М. Кулаченко, исполнительный директор ООО «РАСТАМ - Бюджетные технологии» (г. Тюмень)

ВВЕДЕНИЕ

Целью подготовки настоящего пакета является подбор инструментов, которыми организации бюджетного сектора смогут воспользоваться для стабилизации финансового положения.
Пакет антикризисных мер предусматривает сбалансированность по четырем опорным точкам: организационная структура, финансы, контрагенты, персонал.
Данный пакет не предлагает универсальные мероприятия по выходу организаций бюджетного сектора из финансового кризиса ввиду того, что каждая организация имеет свою специфику. Задачей пакета является определение инструментария, с помощью которого можно обозначить комплекс мер, гарантирующих повышение устойчивости в условиях кризиса.
Мировая финансовая ситуация затронула все организации независимо от их форм собственности. При этом для вывода организации из кризиса можно использовать следующие инструменты: снижение затрат, оптимизацию денежных потоков, работу с дебиторами и реструктуризацию кредиторской задолженности.
Программа вывода организации из кризиса, как правило, предполагает проведение радикальных преобразований в условиях крайней ограниченности ресурсов, в первую очередь финансовых и временных.
В условиях кризиса сокращение издержек - один из наиболее действенных инструментов, которым организация может воспользоваться в неблагоприятных условиях. Для этого могут быть использованы следующие меры: ужесточение процедур авторизации расходов, поиск возможностей осуществления закупок совместно с другим покупателем, анализ возможностей передачи на аутсорсинг дорогостоящих процессов, внедрение новых форм расчетов с контрагентами, оптимизация технологических процессов, сокращение издержек на оплату труда и др.
Удержание ключевых сотрудников и освобождение от «балласта» - одна из основных задач во время кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно реализовать адекватную систему мотивации.
При проведении антикризисной программы в области управления персоналом необходимо решить две основные задачи:
- удержание и вовлечение в реализацию мероприятий антикризисной программы сотрудников организации;
- минимизация рисков возникновения конфликтных ситуаций при проведении оптимизации штатной численности персонала.
Представленный пакет мер содержит как общие рекомендации, которые могут быть использованы при любой стратегии преодоления кризиса так и специализированные разделы.
Рекомендации по внедрению данного пакета, а также сопровождение внедрения пакета антикризисных мер входит в число услуг, оказываемых ООО «РАСТАМ-Бюджетные технологии».
Считаем, что внедрение данных мер позволит повысить устойчивость организаций бюджетного сектора и устранить зоны, которые при воздействии внешних факторов могут привести к их дестабилизации.

Пакет антикризисных мер в бюджетной сфере

    Мероприятие
    Нормативная правовая база
    Комментарий
    Перечень рекомендаций для исполнительных органов власти
    I. Общие вопросы
    1.1. Государственно-частное партнерствост. 525, 526, 606, 665, 702, 779, 1027 ГК РФ;
    ст. 2 ФЗ от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
    ст. 29 ФЗ «Об акционерных обществах»; ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ, Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ» от 01.03.08
    1.1.1. Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
    Формы государственно-частного партнерства:
    - контракты, которые государство заключает с частными компаниями: на выполнение работ и оказание услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д.;
    - арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату;
    - соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми Российская Федерация предоставляет инвестору — субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.
    - государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения;
    - концессия — это система отношений между, с одной стороны, государством (концедентом) и, с другой стороны, частным юридическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.
    Преимущества государственно-частных партнерств для бизнес-структур:
    - софинансирование инвестиционных проектов (совместно с государством) на договорных условиях инвестиционного проекта;
    - передача части рисков партнеру – государству, получение государственных гарантий под инвестиционные проекты (предприятия могут получать гарантированный объем работ, предоставление кредитных ресурсов на льготной основе и т.д.);
    - повышения качества оказания услуг и снижение затрат в (долгосрочной перспективе).
    Преимущества государственно-частных партнерств для государства:
    - Положительный социально-экономический эффект. Возможность ускоренной реализации инвестиционного проекта, соответствующего государственным нуждам и интересам;
    - Экономия бюджетных средств за счет привлечения финансирования со стороны частного сектора;
    - Привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора;
    - Возможность избежать бюджетных затрат на эксплуатацию. Все затраты на содержание объекта на период его пилотной эксплуатации производятся за счет инвестора.
    1.2. Предоставление государственных гарантийст. 115, 116, 117 БК РФ1.2.1. Расширение перечня организаций, которым предоставляются государственные гарантии.
    II. Мероприятия, направленные на сохранение доходной базы
    2.1. Повышение эффективности использования государственной (муниципальной) собственности ст. 215 Гражданского кодека РФ2.1.1. Отказ от непрофильных и излишних активов.
    Использование государственной (муниципальной) собственности с целью получения дополнительной прибыли (аренда, возвратный лизинг, временное пользование в качестве оплаты с поставщиками и подрядчиками).
    2.2. Эмиссия и обращение государственных и муниципальных ценных бумагст. 816, 817 ГК РФ
    Федеральный закон N 90-ФЗ от 18.07.2005 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»
    2.2.1.В целях привлечения дополнительных источников финансирования, можно использовать такой инструмент как эмиссия ценных бумаг. Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
    По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо.
    Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
    Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.
    III. Оптимизация бюджетных расходов, в т.ч. повышение качества финансового менеджмента
    3.1. Реорганизация бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы (в автономные учреждения или иные формы) Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»3.1.1. Перевод существующих бюджетных учреждений в автономные.
    .
    3.2. Оптимизация перечня государственных (муниципальных) услуг
    ст. 6 Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
    3.2.1. Бюджетные услуги должны оказываться с целью обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления в соответствии возложенными на них полномочиями. Необходимо провести инвентаризацию перечня оказываемых услуг на предмет исключения исполнения избыточных функций, оказания услуг не предусмотренных законодателем в качестве обязательных.
    3.3. Оптимизация бюджетных расходовПриказ Минфина РФ от 2 августа 2004 г. № 223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов российской федерации и муниципальных образований»,
    Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 859
    "Об утверждении Положения о предоставлении в 2008 - 2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов".
    3.3.1. Оптимизация бюджетных расходов:
    - При наличии дополнительного полученных доходов в текущем году, целесообразнее не принимать на себя дополнительные расходные обязательства и увеличивать объем принятых. Дополнительно полученные доходы в 2008 году необходимо аккумулировать на счете местного бюджета на случай сокращения поступлений доходных источников;
    - необходимо пересмотреть расходную часть бюджета с целью сокращения расходов, принятия дополнительных обязательств по дополнительным гарантиям муниципальных служащих;
    - провести анализ инвестиционной составляющей бюджета. Провести инвентаризацию перечня строек и реконструкций, с целью их консервации, используя при этом такой подход как соизмерение затрат на консервацию и ввод в эксплуатацию. На основании проведенного анализа, принять решение о целесообразности дальнейшего проведения работ.
    3.4. Совершенствование механизмов государственной поддержки
    План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики Правительства РФ
    3.4.1. Необходимо провести инвентаризацию, анализ действующих НПА и разработку новых с целью реализации направлений по совершенствованию механизмов государственной поддержки:
    - финансовой и банковской системы;
    - аграрного комплекса;
    - жилищного строительства;
    - поддержка производства и реализации товаров местного производства. Поддержка внутреннего спроса:
    - поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан;
    - совершенствование механизмов налоговой политики.
    Перечень рекомендаций для государственных , муниципальных и автономных учреждений
    IV. Гражданское право
    4.1. Корректировка способов расчетов












    ст. 410 ГК РФ4.1.1. Зачетом является погашение, взаимозачет встречных однородных требований.
    Для зачета необходимо соблюдение следующих условий:
    1) Предъявляемое к зачету требование должно быть встречным, то есть таким, в котором каждая из сторон является одновременно и кредитором, и должником по отношению друг к другу, - кредитором по зачитываемому требованию должен быть должник по требованию, против которого оно предъявляется к зачету, и наоборот.
    2) Предъявляемое к зачету требование должно быть однородно с требованием, против которого оно предъявляется к зачету.
    3) Оба требования должны относиться к таким, по которым к моменту осуществления зачета срок исполнения наступил либо срок исполнения которых не указан или определен моментом востребования.
    4) Требования, предъявляемые к зачету требований на момент заявления о зачете должны быть бесспорными.
    5) Для зачета достаточно заявления одной из сторон (в данном случае сторона направляет другой стороне письмо с требованием о зачете встречного требования).
    6) Зачет возможен на основании соглашения между сторонами о прекращении взаимных обязательств зачетом.
    4.2. Корректировка схемы расчетовп. 1 ст. 486 ГК РФ; 4.2.1. В договорах с поставщиками целесообразнее включать условие об оплате товара непосредственно после его передачи продавцом.
    4.3. Определение в договорах момента перехода права собственностист. 223, 224 ГК РФ4.3.1. По общему правилу право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи.
    Норма права, определяющая момент возникновения права собственности у приобретателя по договору является диспозитивной, что означает право сторон в договоре определить иной момент возникновения права собственности.
    Момент возникновения права собственности влияет на порядок налогообложения, поэтому организация, заключая договоры, вправе включать в них условия, определяющие такой момент перехода права собственности, который соответствует интересам организации.
    В договоре можно предусмотреть, что право собственности возникает с момента:
    - передачи вещи;
    - полной оплаты товара;
    - отпуска товара в производство;
    - и т.д.
    4.4. Аутсорсинг ст. 702, 779 ГК РФ4.4.1. Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций деятельности организации в соответствии с принципом «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше меня».
    Передача функций деятельности на аутсорсинг способствует:
    - снижению затрат, в том числе сокращению инфраструктуры и издержек по ее содержанию;
    - возможности уделить наибольшее внимание основной деятельности;
    - повышению качества за счет использования аутсорсинговыми компаниями современных технологий, процедур, принципов и методов управления процессами, выполнения работы высококвалифицированными специалистами.
    Организация может заключить договоры о передаче традиционных неключевых функций внешним исполнителям – аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы.
    V. Трудовое право
    5.1. Оптимизация численности штатаст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77, п. 2 ч. 1 ст. 81, 178, 179, 180 ТК РФ5.1.1. Через изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно оптимизировать численность штата организации. Это возможно сделать посредством:
    - сокращения избыточных и дублирующих функций сотрудников
    - установления режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.
    В этих случаях работодатель должен предупредить работников об изменении условий трудового договора персонально и под роспись не менее чем за два месяца до предстоящих изменений и предложить другую имеющуюся работу (вакантную должность).
    При отсутствии указанной работы или отказе работников от предложенной работы трудовой договор прекращается по основанию отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
    Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается по основанию сокращение численности или штата работников организации. При этом работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
    п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ5.1.2. Проведение аттестации персонала на предмет соответствия должности направлено на выявление сотрудников, не соответствующих требованиям работодателя к персоналу в условиях кризиса.
    Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:
    1) наличие нормативной основы (положения об аттестации);
    2) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;
    3) всеобщий характер аттестации (аттестации подлежат не отдельные, а все (за исключениями, определяемыми в нормативном порядке) работники определенной категории);
    4) периодичность в проведении аттестации (работники подвергаются аттестации регулярно, как правило, по истечении определенного срока после проведения предыдущей аттестации, установленного в нормативном порядке).
    Заключение аттестационной комиссии о том, что работник по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у работодателя право расторгнуть трудовой договор с данным работником.
    ст. 128 ТК РФ5.1.3. По соглашению между работником и работодателем работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок, определяемый соглашением сторон.
    Предоставление отпуска без сохранения заработной платы возможно по письменному заявлению работников.
    5.2. Изменение рабочего графикаст. 74, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ5.2.1.Оптимизировать рабочий график возможно путем установления неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.
    Об изменении условий трудового договора работодатель должен предупредить работников персонально и под роспись не менее чем за два месяца до предстоящих изменений и предложить другую имеющуюся работу (вакантную должность).
    Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается по основанию сокращение численности или штата работников организации. При этом работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
    5.3. Повышение контроля за соблюдением трудовой дисциплины п. 5, 6, 7, 8, 9, 10 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ5.3.1. В условиях кризиса целесообразно ужесточение контроля за соблюдением трудовой дисциплины персонала и надлежащего исполнения им трудовых обязанностей, что позволит выявить персоналий, ненадлежащим образом выполняющим условия трудового договора, что является основанием для расторжения трудовых отношений с ним по инициативе работодателя.
    За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право уволить работника по соответствующим основаниям.
    5.4. Внутреннее перемещениест. 60.2, 151 ТК РФ5.4.1. С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
    Применение данной меры возможно в результате увольнения некоторых работников по различным основаниям.
    Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения должностей, а по такой же профессии (должности) – путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
    Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
    Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
    Таким образом, размер доплаты может быть меньше размера заработной платы, которая бы выплачивалась работнику, самостоятельно выполняющему эту работу.
    5.5. Отмена повышенных социальных гарантийст. 74 ТК РФ5.5.1. Предупредив работников об изменении условий трудового договора персонально и под роспись не менее чем за два месяца до предстоящих изменений и предложив другую имеющуюся работу (вакантную должность) работодатель вправе отменить повышенные социальные гарантии, предусмотренные трудовыми договорами.
    При отказе работников от продолжения работы на новых условиях трудовой договор прекращается по основанию отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
    VI. Финансы
    6.1. Оптимизация обслуживания долгаСтатья 105 Бюджетного кодекса РФ6.1.1. Оптимизация по процентным платежам:
    - рассмотрение возможности изменения процентной ставки по имеющимся займам и кредитам от других уровней бюджета;
    - отсрочка погашения займов и кредитов;
    - досрочное погашение долга;
    Реструктуризация долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающие другие условия обслуживания и погашения обязательств (статья 105 Бюджетного кодекса РФ).
    Пролонгация долга – пересмотр сроков действия долгового обязательства, производится она с целью облегчения выплаты долга, растянутого по срокам погашения (статья 105 Бюджетного кодекса РФ).
    6.2. Корректировка схемы расчетовп. 1 ст. 486 ГК РФ;
    ст. 487 ГК РФ,
    ст. 330 ГК РФ,
    п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н,
    Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 №16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организации».
    6.2.1. Использование предоплаты.
    Предварительная оплата стоимости сделки - наиболее выгодный для поставщика способ расчетов, так как не только гарантирует полную оплату, но и позволяет использовать в обороте денежные средства покупателя до того времени, пока товар станет его собственностью. Для покупателя-плательщика, наоборот, этот метод расчета невыгоден, поскольку приводит к существенному отвлечению денежных средств из собственного оборота. Компромисс интересов чаще всего достигается путем предоставления ценовых скидок за предварительную оплату.
    Основным инструментом контроля дебиторской задолженности может служить так называемый реестр старения. Он представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа. Реестр составляется исходя из политики организации в области кредитования контрагентов.
    Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система пеней и штрафов. Она применяется в случае нарушения сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, и должна быть предусмотрена в договоре.
    Ускорение инкассации задолженности контрагентов-дебиторов позволит:
    - увеличить оборачиваемость дебиторской задолженности,
    - полученные средства направить на пополнение оборотных средств и погашение обязательств.
    6.3. Сокращение ФОТ
    ст. 60, 74, 77, 81, 128, 151, 178, 179, 180, 192 ТК РФ6.3.1. Во исполнение п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 плана мероприятий раздела II Трудовое право
    Мероприятия по сокращению численности штата, изменению рабочего графика, повышению контроля за соблюдением трудовой дисциплины, внутреннее перемещение, усиление нагрузки в результате перераспределения функций между оставшимися сотрудниками, отмена повышенных социальных гарантий приведут к снижению затрат на оплату труда.
    Экономический эффект в данном случае – прямая экономия бюджетных средств.
    При этом с целью снижения социальной напряженности рекомендуется проведение разъяснительной работы - работникам разъясняют перспективы развития организации и нынешнюю ситуацию.
    ст. 135 ТК РФ6.3.2. Внедрение двухуровневой системы оплаты (часть гарантированной оплаты и премиальная часть) с премированием по достижению показателей выполнения плана (например, плана по выходу из кризиса).
    Для этого необходимо
    - разработать новое положение по оплате труда работников.
    - доводить до персонала план по выходу из кризиса (плановые показатели) и сообщать об уже полученных успешных результатах реформ.
    В случае невыполнения плановых показателей организация может сэкономить денежные средства по выплате премии.
    п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ6.3.3. Проведение аттестации персонала, результатом которой является заключение о том, что работник по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, дает работодателю право расторгнуть трудовой договор с работником. При этом выходное пособие работнику не выплачивается.
    6.4. «Аутсорсинг»ст. 702, 779 ГК РФ;
    пп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
    6.4.1. Аутсорсинг позволяет организациям повысить эффективность своей деятельности за счет сосредоточения на ее главном направлении и передачи непрофильных функций внешним специализированным организациям на договорной основе.
    На сегодняшний день наиболее востребованы следующие направления аутсорсинга:
    - предоставление услуг по обработке информации (IT-аутсорсинг) - программирование, тестирование ПО и т. д.;
    - бухучет и финансы, управление персоналом, маркетинг, юридические услуги, логистика, транспортные услуги, уборка помещений, организация питания и т. д.
    Как правило, на аутсорсинг выводятся вспомогательные (обеспечивающие) процессы.
    К положительным последствиям выведения процессов на аутсорсинг можно отнести:
    - снижение затрат, в том числе сокращение инфраструктуры и издержек по ее содержанию;
    - снижение налогового бремени (в связи с сокращением штата - ЕСН);
    - снижение затрат при организации бухгалтерского учета по начислению заработной платы, ЕСН, НДФЛ, расчету больничных листов и т.д.
    - возможность уделить наибольшее внимание основной деятельности;
    - превращение структуры расходов из фиксированной в переменную, что облегчает процесс планирования расходов;
    - снижение цены приобретаемой услуги за счет использования тендерных торгов (при условии достаточно высокого уровня конкуренции на рынке);
    - повышение качества за счет использования аутсорсинговыми компаниями современных технологий, процедур, принципов и методов управления процессами;
    - возможность со стороны организации-заказчика осуществлять постоянный контроль за качеством оказываемых услуг;
    - уменьшение риска за счет гарантии качества фирмы-аутсорсера (можно установить в договоре с аутсорсинговой компанией меры ответственности за выполненную работу, которые могут быть предусмотрены в виде штрафных санкций или возмещения ущерба заказчику).
    VII. Налоги
    7.1. Налог на добавленную стоимость
    7.1.1.Корректировка способов расчета.
      Возможность принятия к вычету НДС без фактической уплаты денежных средств при взаимозачете.
      п.4 ст.168, п.2 ст.172 НК РФ7.1.1.1. В целях исполнения п.1.1. настоящего документа следует учитывать, что при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, стороны сделки обязаны перечислять друг другу денежные средства в сумме НДС, выделенной в счете-фактуре контрагента.
      При этом при использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком.
      Исключение составляет вычет НДС при зачете взаимных требований.
      При взаимозачетах право на вычет не связано с моментом уплаты денежными средствами предъявленного НДС.
      Однако такой подход может привести к возникновению налоговых споров, так как Минфин РФ считает, что компания, не перечислив при взаимозачете НДС деньгами, не вправе принять его к вычету.
      7.1.2. При заключении договоров по которым организация является продавцом (исполнителем), определять момент перехода права собственности по мере оплаты.п.1 ст.167 НК РФ;
      ст.223,224 ГК РФ.
      7.1.2.1. В целях исполнения п.1.3. настоящего документа следует учитывать, что моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п.п.3, 7 - 11, 13 - 15 ст.167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:
      1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
      2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
      По общему правилу право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи.
      Определение момента перехода права собственности не в момент передачи, а по мере оплаты позволит исчислять и уплачивать НДС в более поздний период.
      7.1.3. В целях обеспечения и гарантии оплаты за товар в договорах с покупателями следует предусматривать не уплату суммы аванса, а внесение задатка. ст.167,
      п.3 ст.273 НК РФ;
      ст. 380, ст.381 ГК РФ,
      7.1.3.1. В целях исполнения п.1.2.1. настоящего документа следует учитывать, что в целях исчисления НДС моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
      1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
      2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
      Согласно Положениям НК РФ оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).
      Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
      Таким образом, задаток является не прекращением обязательства, а его обеспечением.
      Соответственно, при получении суммы задатка, у организации не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС.
      Данный вывод подтверждается отдельными Постановлениями арбитражных судов.
      Обращаем Ваше внимание, ФНС РФ придерживается иной позиции, говоря о том, что задаток выполняет одновременно три функции: удостоверяющую факт заключения договора, обеспечительную и платежную. При этом сумма задатка является оплатой, полученной в счет предстоящей реализации.
      Учитывая наличие данной позиции налоговых органов при не исчислении НДС с суммы задатка, у организации имеется риск спора с налоговыми органами.
      7.2 Налог на прибыль
      7.2.1. При заключении договоров, по которым организация является продавцом (исполнителем), определять момент перехода права собственности по мере полной оплаты, отпуска товара в производство и т.п.п.3 ст.271 НК РФ, п.1 ст.39 НК РФ.7.2.1.1. В целях исполнения п.1.3. настоящего документа следует учитывать для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
      Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
      Таким образом, определение момента перехода права собственности по мере полной оплаты товара, отпуска товара в производство, позволяет учитывать доходы от реализации в более поздний период.
      6.2.2. Применение в налоговом учёте амортизационной премии.п.9 ст.258 НК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.01.2009 года (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 158-ФЗ)6.2.2.1. Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст.257 НК РФ.
      Таким образом, применение амортизационной премии в налоговом учёте позволяет включить в состав расходов расходы на капитальные вложения, расходы, понесенные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, в более ранние сроки.
      7.2.3. С 01.01.2009 года применение в налоговом учёте нелинейного метода амортизации.ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 года № 158-ФЗ,
      ст.259, ст. 322 НК РФ,
      п.2 ст. 259.2. НК РФ (нормы НК РФ в редакции ФЗ от 22.07.2008 года № 158-ФЗ (вводится в действие с 01.01.2008 года)
      7.2.3.1. В соответствии с нормами законодательства РФ, действующими с 01.01.2009 года, налогоплательщик вправе изменять установленный ранее метод начисления амортизации с начала очередного налогового периода, закрепив данное изменение в учетной политике для целей налогообложения.
      Применение в налоговом учёте нелинейного метода начисления амортизации позволяет в первые годы начисления амортизации по объекту основного средства учитывать в составе амортизационных отчислений большую сумму расходов.
      7.2.4. Применение в налоговом учете повышающих коэффициентов к норме амортизациист. 259.3 НК РФ (вводится в действие с 01.01.2009 года ФЗ от 22.07.2008 года № 158-ФЗ).7.2.4.1. Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в частности:
      в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.
      В целях исчисления налога на прибыль под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрывопожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
      Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в частности:
      1) в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).
      2) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.
      7.2.5. Формирование в налоговом учете резервов на предстоящие расходы.ст.266, 267, 324, 324.1, 313 НК РФ 7.2.5.1. Налогоплательщик вправе создавать резервы:
      - по сомнительным долгам;
      - по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;
      - на ремонт основных средств;
      - на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
      Резерв по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
      1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
      2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
      3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
      При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.
      Следует учитывать, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
      Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
      При принятии решения о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию налогоплательщик в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
      В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), списание расходов на гарантийный ремонт осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы расходов на ремонт, произведенных налогоплательщиком, разница между ними подлежит включению в состав прочих расходов.
      Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
      Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, принимается восстановительная стоимость.
      Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.
      В случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
      Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников и резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
      Расходы на формирование указанных резервов относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.
      Таким образом, формирование резервов в налоговом учете позволяет равномерно включать предстоящие расходы в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
      Создание резерва возможно только с начала налогового периода при условии, что создание резерва предусмотрено Учетной политикой предприятия.
      Изменение учетной политики в целях налогового учета возможно, в частности, в случае изменения применяемых методов учета.
      Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода.
      7.2.6. Разграничение в налоговом учете расходов на ремонт и реконструкцию основных средств путем получения заключения от соответствующих специалистов.ст. 260, п.2 ст. 257, ст. 374 НК РФ; п.3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 г. № 15/1, ПБУ 6/017.2.6.1. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
      К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
      Признание определенных видов работ работами по ремонту позволит включать расходы по ним в налоговую базу по налогу на прибыль единовременно, а не по мере начисления амортизации в случае включения этих расходов в первоначальную стоимость амортизируемого имущества.
      Признание данных расходов текущими в бухгалтерском учёте позволит уменьшить налоговую базу по налогу на имущество.
      7.3. Единый социальный налог
      7.3.1.Аутсорсингст. 236 НК РФ 7.3.1.1. Для организаций объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
      При заключении договора аутсорсинга организация не осуществляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Следовательно, в данном случае, организация не уплачивает единый социальный налог.
      При этом неуплата единого социального налога, в данном случае, может привести к возникновению разногласий с налоговыми органами.
      7.4. Налог на имущество
      7.4.1. При заключении договора лизинга (когда организация является лизингополучателем) предусмотреть, что предмет лизинга учитывается на балансе у лизингодателя.п.1 ст. 347 НК РФ, ст. 31 ФЗ от 29.10.1998 года № 164-ФЗ «О лизинге», Приказ Минфина РФ от 17.02.1997 года № 157.4.1.1. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств.
      Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.
      В ситуации, когда полученное в лизинг имущество учитывается на балансе у лизингодателя, лизингополучатель не уплачивает налог на имущество с данного основного средства.
      7.4.2. В учетной политике по бухгалтерскому учету предусмотреть, что объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, включаются в состав основных средств после государственной регистрации права собственности.п.52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств № 91н, ст. 171, ст. 172, ст. 257, ст. 258, ст. 259 НК РФ, ФЗ № 22.07.2005 №119-ФЗ, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 года № 106н (вводится в действие с 01.01.2009 года)7.4.2.1.Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств.
      Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
      Таким образом, в целях бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определить один из вариантов принятия к учету в состав основных средств объектов недвижимости, закрепив данный порядок в учетной политике.
      Закрепление в учетной политике по бухгалтерскому учету того, что объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, включаются в состав основных средств после государственной регистрации права собственности, позволит не уплачивать налог на имущество до момента государственной регистрации объектов недвижимости.
      Изменение учетной политики организации в целях бухгалтерского учета может производиться, в случаях:
      изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
      разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
      существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
      Такой порядок не повлияет на начисление амортизации в целях исчисления налога на прибыль, так как, в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик вправе начислять амортизацию при условии документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию права собственности в случае ввода объекта в эксплуатацию.
      Также закрепленный в учетной политике для целей бухгалтерского учета вышеуказанный порядок не повлияет на момент вычета НДС, так как момент принятия к вычету сумм НДС не зависит от того, в какой момент объект недвижимого имущество будет включен в состав объектов основных средств в бухгалтерском учете.
      7.5. Транспортный налог
      7.5.1. Использование в производстве транспортных средств, полученных по договору лизинга при условии, что транспортные средства не регистрируются на лизингополучателя.ст.20 ФЗ от 29.10.1998 года № 164-ФЗ «О лизинге», ст. 357 НК РФ7.5.1.1. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.
      Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
      Таким образом, заключение договора лизинга транспортного средства без его регистрации на лизингополучателя, позволяет последнему не уплачивать транспортный налог по полученным в пользование транспортны средствам.
      7.6. Изменение срока уплаты налога
      7.6.1. Получение отсрочки (рассрочки) платежаст. 44, 61, 62, 63, 64, 75, 122 НК РФ; Приказ ФНС РФ № САЭ-3-19/654@ «Об утверждении Порядка рассмотрения федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов»7.6.1.1. Отсрочка представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий 1 год, с единовременной уплатой суммы задолженности.
      Рассрочка - изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий 1 год, с поэтапной уплатой суммы задолженности.
      Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более 1 года, но не превышающий 3 года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.
      Таким образом, если организация желает получить отсрочку (рассрочку) платежа по налогам на срок более 1 года (но не превышающий 3 года) такой организации следует обратиться в Правительство РФ.
      Решение принимается в течение 1 месяца со дня получения заявления.
      Одновременно с подачей всех необходимых документов, налогоплательщику следует обратиться к уполномоченному лицу с ходатайством о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты налога.
      В случае, если уполномоченным лицом вынесено решение о предоставлении организации на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты суммы задолженности , по нашему мнению, за неуплату сумм налога на организацию не может быть наложен штраф (за неуплату суммы налога) и пени, так как изменение обязанности по уплате налогов означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились либо сроки уплаты налога, либо его размеры.
      При предоставлении отсрочки или рассрочки в случае причинения лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы на сумму задолженности проценты не начисляются.
      По нашему мнению, финансово-экономический кризис можно признать обстоятельством непреодолимой силы, в результат которого лицу (налогоплательщику) был причинен ущерб.
      В такой ситуации, в целях предоставления организации отсрочки (рассрочки) без начисления процентов, организации при подаче соответствующих документов уполномоченному лицу следует предоставить доказательства, подтверждающие причинение такого ущерба.
      7.6.2. Получение инвестиционного налогового кредита (ИНК)ст. 59, 64 БК РФ.
      ст. 61, 62, 63, 66, 67 НК РФ
      7.6.2.1. ИНК представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
      ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
      Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет.
      Решение принимается в течение 1 месяца со дня получения заявления.
      ИНК предоставляется:
      1) по таким основаниям как:
      - проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами
      на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;
      2) по таким основаниям как:
      - осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
      - выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
      на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
      Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее Ѕ и превышающей ѕ ставки рефинансирования ЦБ РФ.