Главе г.Гая Оренбургской области
Вопрос: Что понимается под товарами, работами и услугами, приобретаемыми для собственных нужд муниципальных заказчиков.
В Комитете Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления рассмотрено Ваше обращение. По существу поставленных в данном обращении вопросов сообщаем следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005г.№94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из вышеприведенного определения, полномочия по расходованию выделенных из местного бюджета денежных средств на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения собственной деятельности муниципального заказчика не подпадают под определение «муниципальные нужды». При этом на основании части 9 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления (муниципальных заказчиков) осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Расходы на содержание органов местного самоуправления (муниципальных заказчиков) не включаются в состав расходных обязательств муниципальных образований по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Следовательно, финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления (муниципальных заказчиков) в части расходов на приобретение товаров, работ и услуг для собственных нужд указанных органов осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Напряду с органами местного самоуправления муниципальными заказчиками являются уполномоченные указанными органами получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 94-ФЗ).
В соответствии со статьей 70 Кодекса бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства, в частности, на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам. При этом на основании статьи 71 Кодекса все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время – 200000 руб.) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Вместе с тем, оплата товаров, работ и услуг на сумму менее 2000 минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время – 200000 руб.) осуществляется в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов (статья 70 Кодекса). Полагаем, что именно эту часть товаров, работ и услуг, приобретаемых бюджетными учреждениями, следует считать товарами, работами и услугами, приобретаемыми для собственных нужд бюджетных учреждений.
По данному вопросу следует применять постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006г.№24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
В случае исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (в сфере образования, здравоохранения и т.д.) являющиеся муниципальными заказчиками соответствующие бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупку товаров, работ и услуг на основе муниципальных контрактов за счет субвенций, поступающих в местные бюджеты из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения указанных отдельных государственных полномочий, а также за счет средств местных бюджетов, предназначенных для решения вопросов местного значения, в порядке, установленном статьей 71 Кодекса (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 94-ФЗ, статья 71 и часть 1 статьи 86 Кодекса, статья 19 Федерального закона).
С уважением,
Председатель Комитета
В.С.Мокрый Дата размещения 20.02.2008
|