Поиск
 
 
 

«Взаимодействие органов Федерального казначейства Рязанской области с финансовыми органами муниципальных образований при кассовом обслуживании исполнения местных бюджетов»

Ю.Б. Карпов, руководитель Управления Федерального казначейства по Рязанской области

Уважаемые коллеги!


В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703, органы Федерального казначейства с 01.01.2006 осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанная функция является исключительным полномочием федерального уровня власти в лице Федерального казначейства. При этом под кассовым обслуживанием подразумевается проведение и учет операций кассовых поступлений и кассовых выплат по единому счету бюджета, открытому органу Федерального казначейства в учреждении Банка России.

Относительно учета доходов указанная статья Бюджетного Кодекса для нас не внесла ничего принципиально нового, так как и в предыдущие годы в Рязанской области органами Федерального казначейства все доходы (включая все региональные и местные) зачислялись на распределительный счет Управления №40101 и в последующем перечислялись в доходы областного и местных бюджетов.

Основные изменения произошли в порядке учета в доходах бюджетов средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также в расширении состава администраторов, обусловленных реализацией положений закона 131-ФЗ «О местном самоуправлении» и особенностями применения бюджетной классификации.

В 2006 году учет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальными бюджетными учреждениями на основании Решений о бюджете соответствующих муниципальных образований осуществляется по трем схемам:

первая схема: поступление внебюджетных средств и их использование осуществляется на счете бюджетного учреждения, открытого в кредитной организации на балансовом счете 40703 (при этой схеме органы Федерального казначейства в учете не участвуют) используется 1 муниципалитетом;

вторая схема: поступление внебюджетных средств отражается на счете бюджетного учреждения, открытого в кредитной организации на балансовом счете 40703. После уплаты налогов, указанные средства перечисляются с этого счета на счет 40101, открытый УФК по Рязанской области, для последующего перечисления в доходы местных бюджетов. Перечисленные со счета 40101 на счет 40204 по учету средств бюджета соответствующего муниципального образования средства отражаются в доходах местного бюджета на лицевом счете соответствующего получателя средств (оказавшего платные услуги). Для организации обособленного учета указанных средств муниципальные образования в Решениях о бюджете на соответствующий год предусмотрели их отражение на лицевых счетах муниципальных бюджетных учреждений по виду расходов «901».

По такой схеме осуществляется в настоящее время учет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальными бюджетными учреждениями в 27 муниципальных образованиях.

Третья схема применяется для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями муниципального образования – городской округ г. Рязань. Нашему УФК открыт счет в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области на балансовом счете 40703. На этом счете в УФК открыт и ведется лицевой счет по учету внебюджетных средств финансовому органу муниципального образования (он называется Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани - ФКУ администрации г. Рязани). Этот вариант был обусловлен тем, что ФКУ администрации г. Рязани с 2002 года осуществляло учет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями муниципального образования – городской округ г. Рязань на лицевых счетах, открытых бюджетным учреждениям в финансовом органе. Учитывая накопленный опыт по ведению внебюджетных лицевых счетов бюджетных учреждений года УФК по Рязанской области совместно с ФКУ администрации г. Рязани с 01 мая 2006 начали проведение тестовых операций по осуществлению учета внебюджетных средств, полученных бюджетными учреждениями муниципального образования – городской округ г. Рязань в соответствии с требованиями Инструкции о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденной Приказом Федерального казначейства от 30.12.2005 №19н. Практический переход к учету внебюджетных средств в УФК состоялся 01 июня 2006 года после заключения Соглашения о кассовом обслуживании таких операции, содержащего в том числе и Регламент о порядке и условиях обмена информацией между нашими Управлениями.

Помимо традиционных администраторов (финансовых отделов муниципальных образований, комитетов по управлению муниципальным имуществом муниципальных образований), в 2006 г. органы местного самоуправления на основании решений законодательных органов (районных Дум, Советов депутатов) значительно расширили перечень администраторов, включив в него муниципальные учреждения, осуществляющие администрирование поступлений в бюджет по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (больницы, отделы социальной защиты населения, управления образования, администрации сельских поселений). Таким образом, если в 2005 г. на территории Рязанской области было администраторов региональных поступлений – 11, администраторов местных поступлений - 65, то в 2006 г. администраторов региональных поступлений - 31, администраторов местных поступлений - 225.

Кроме того, при учете и распределении региональных и местных поступлений возникали проблемы по применению кодов бюджетной классификации.

С начала 2006 г. нормативными документами не был однозначно определен порядок применения кодов элементов (12 – 13 разряды) в коде бюджетной классификации доходов. Первоначально в Решениях законодательных органов коды бюджетной классификации с кодом элемента 03 применялись для местных бюджетов, так как в Рязанской области не приняты самостоятельные бюджеты городских округов и сельских поселений. Позже от Минфина России были получены разъяснения разрешающие использовать коды элементов 03, 04, 05, 10 независимо от принятия органами местного самоуправления самостоятельных бюджетов городских и сельских поселений, и органы местного самоуправления приняли решение применять коды элементов 04, 05, 10, отменив ранее применяемый код элемента 03. В связи с этим потребовалось проведение многочисленных трудоемких перекодировок кодов бюджетной классификации.

Подготовка же к кассовому обслуживанию по расходной части местных бюджетов началась задолго до 2006 года. УФК еще в 2004 году предлагало всем муниципалитетам начать подготовительную работу к реализации статьи 215.1 Бюджетного кодекса (о содержании которой уже было известно), и все они отказались, посчитав это тогда преждевременным (и нашли поддержку своей позиции в областном финоргане). Заблаговременная подготовка осложнялась тем, что структура территориальных финансовых органов в Рязанской области до 01.01.2006 года была организована с нарушением положений Бюджетного кодекса, поскольку местные финансовые отделы были созданы не в составе администраций муниципальных образований, а подчинялись областному финансово – казначейскому управлению – другому уровню власти. Это обстоятельство не способствовало принятию в 2004 – 2005 годах самостоятельных решений органами местного самоуправления в части исполнения местных бюджетов и взаимодействия с органами Федерального казначейства. Кроме того, это повлияло на состояние технической оснащенности финансовых органов (областной бюджет не заинтересован оснащать структуры, которые будут переданы на муниципальный уровень, а муниципалитеты не выделяли достаточно средств на техническое оснащение областной структуры). К тому же отсутствие технических и программных средств не способствовало профессиональному развитию работников финансовых органов. И лишь с 1 января 2006 года финансовые отделы отнесены к структуре местных администраций.

Подготовка к кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов органами Федерального казначейства Рязанской области проводилась по специальному плану, в соответствии с которым к 15 августа 2005 года были согласованы планы-графики совместных мероприятий между УФК – с одной стороны и ФКУ Рязанской области и всеми главами муниципальных образований – с другой с указанием ответственных лиц за выполнение мероприятий.

Проводилась разъяснительная работа на совместных совещаниях с финорганами. Было проведено 2 крупных совещания:

- 2-3 июня 2005 года на базе нашего УФК состоялось межрегиональное совещание на тему "Новые нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие порядок исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ территориальными органами федерального казначейства". В совещании участвовали руководители и специалисты территориальных управлений Федерального казначейства, а также финансовых органов администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Центрального федерального округа, финорганов всех муниципальных образований Рязанской области;

- в августе 2005 года на базе Финансово-казначейского Управления Рязанской области было проведено совещание с участием руководителей финансовых органов всех муниципальных образований. На этом совещании я выступил с оценкой состояния текущей подготовительной работы к кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов органами Федерального казначейства в 2006 году, ответил на вопросы финансистов о порядке работы с распорядителями и получателями средств местных бюджетов в 2006 году.

УФК постоянно направляло финорганам и главам муниципальных образований нормативные документы или их проекты, полученные из Федерального казначейства.

В выступлениях и при личных встречах с главами муниципальных образований я призывал муниципалитеты подготовиться к переводу бюджетов на кассовое обслуживание в казначейство, настраиваться только на электронный документооборот между казначейскими и финансовыми органами.

Основополагающими моментами в подготовительный период являлись определение состава муниципальных образований с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выбор варианта кассового обслуживания исполнения местного бюджета каждым муниципалитетом, согласование с УФК Регламента о порядке и условиях обмена информацией между органами Федерального казначейства Рязанской области и финансовыми органами муниципальных образований при кассовом обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований (далее – Регламент), Соглашения об осуществлении территориальным органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании исполнения бюджета территориальным органом Федерального казначейства (далее – Соглашение), Договора об обмене электронными документами, представление в УФК необходимой информации для оценки объемов дополнительной работы обеспечения готовности к ее выполнению.

Правительство Рязанской области уведомило нас о том, что на 2006 год будет принято 29 местных бюджетов (двадцати пяти муниципальных районов и четырех городских округов). Вновь созданные 285 сельских и городских поселений самостоятельные бюджеты на 2006 год не утверждали.

Обоснование выбора варианта кассового обслуживания

Решение о выборе варианта согласовывалось очень не просто. Зачастую вместо подготовки к реализации совместных документов местные администрации тратили силы (и отнимали время) на «борьбу с нормативными документами».

Порядком, установленным Приказом федерального казначейства от 22 марта 2005 г.№1н, выбор варианта кассового обслуживания исполнения областного или местного бюджета относится к компетенции органа власти и местного самоуправления. При этом:

— финансовый орган должен иметь техническую возможность реализовать выбранный вариант;

— в случае если выбранный вариант подразумевает передачу органам Федерального казначейства части функций по организации исполнения бюджета, то орган Федерального казначейства должен иметь техническую возможность реализовать предлагаемый вариант.

Мы отдавали себе отчет в том, что предстоящий перевод местных бюджетов на кассовое обслуживание сопряжен со значительными объемами работ. Первоначально нами был предложен для согласования вариант с открытием счета только финоргану, но было указано, что мы готовы рассмотреть и другие предложения. Главы всех местных администраций обратились с просьбой рассмотреть возможность ведения отделениями Федерального казначейства лицевых счетов распорядителей и получателей.

Управление Федерального казначейства по Рязанской области и его Отделения, проанализировав свои возможности и учитывая обращения глав местных администраций и имеющиеся в муниципалитетах проблемы с техническим обеспечением, посчитали возможным взять на себя часть функций местных администраций по исполнению местного бюджета (а именно – ведение лицевых счетов распорядителей и получателей), только при выполнении двух условий во взаимодействии с местной администрацией и финансовым органом. Первым условием поставлено внедрение между отделением УФК и финотделом электронного документооборота; второе условие заключалось в том, что реестры на финансирование и платежные поручения получателей должны поступать в отделение УФК в электронном виде от финотдела, финотдел должен также получать в электронном виде для последующей передачи распорядителям и получателям необходимые учетные регистры (выписки из лицевых счетов с приложениями и другие).

Приходилось разъяснять, что получение платежных документов отделением УФК от финотдела (а не от бюджетополучателя) вытекает из того, что необходимая процедура по исполнению бюджета - санкционирование расходов - должна будет выполняться местным финотделом, в частности, получатели средств должны представлять платежные поручения в финотдел для проверки и предварительного санкционирования им расхода. Финансовый орган выполняет функции приема и проверки платежных документов распорядителей и получателей, преобразование бумажных документов получателей средств в электронную форму (в случае, если между финорганом и получателем средств не установлен электронный документооборот), заверение платежного документа электронно-цифровой подписью должностного лица финоргана, уполномоченного санкционировать расходы местного бюджета. Логично и рационально с точки зрения электронного документооборота, что после санкционирования финорганом документы передаются в отделение УФК.

Были и острые моменты, когда в октябре 2005 года после казалось бы согласованных условий взаимодействия около 10 глав муниципальных образований стали отказываться от достигнутых договоренностей и настаивать на организации взаимодействия органов Федерального казначейства с каждым бюджетополучателем (а не с финорганом) зная при этом, что лишь единицы из них оснащены компьютерами.

В октябре 2005 года УФК повторно направило местным администрациям запрос об их согласии с 1 января 2006 года работать по предложенной в Регламенте схеме по всем главным распорядителям и получателям средств местного бюджета. При отказе от предложенной УФК схемы УФК оставляло за собой право считать вопрос с выбором варианта кассового обслуживания неурегулированным и применять предусмотренный приказом Казначейства России от 22.03.2005 №1н вариант с открытием и ведением только лицевого счета финансового отдела с кодом 02, без ведения лицевых счетов распорядителей и получателей. При этом в соответствии с приказом Казначейства России от 22.03.2005 №1н заключение Соглашения не требовалось. В конечном счете были приняты предложения УФК.

В Рязанской области используются 2 варианта кассового обслуживания местных бюджетов. Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета города Рязани по расходам производится УФК по Рязанской области по схеме с ведением одного лицевого счета финансового органа, что соответствует одному из вариантов кассового обслуживания, предусмотренных разделом IV Порядка 1н.

Условием применения данного варианта является организация казначейского исполнения городского бюджета финорганом муниципального образования на основе единства кассы и подведомственности расходов в полном объеме с 2000 года.

Возможность применения такой схемы при кассовом обслуживании бюджета г. Рязани была согласована в 2004 году c руководителем Главного управления Федерального казначейства Минфина России, после чего были разработаны и согласованы с администрацией г. Рязани необходимые распорядительные документы.

Остальные 28 из 29 муниципальных образований Рязанской области (обслуживаются отделениями) согласовали вариант с ведением лицевых счетов распорядителей и получателей средств местного бюджета и доведением объемов финансирования с предварительным санкционированием расходов финансовым органом. Возможность применения указанной схемы была согласована с Федеральным казначейством в июле 2005 года.

Для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов на балансовом счете 40204 нашему Управлению в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области открыты 29 банковских счетов (по одному для каждого бюджета).

Всего в отделениях обслуживаются 588 получателей средств местного бюджета, которым открыто 621 лицевой счет. В УФК по Рязанской области при кассовом обслуживании бюджета городского округа г. Рязань получателям средств местного бюджета открыто 10 лицевых счетов по учету федеральных целевых средств, и один лицевой счет финоргана, на котором отражаются операции 630 муниципальных бюджетных учреждений с бюджетными и внебюджетными средствами.

Технологическая схема кассового обслуживания исполнения местных бюджетов выглядит так. Управление и каждое Отделение УФК принимает от финансовых органов электронные платёжные документы (ЭПД) на списание средств со счетов местных бюджетов и передает их на исполнение в УФК. Доставка ЭПД от Отделения УФК осуществляется через ведомственную транспортную сеть в УФК по Рязанской области. УФК производит передачу ЭПД с помощью Автоматизированного рабочего места электронного обмена Автоматизированной системы банковских расчетов (АРМ ЭО АСБР) в Центр обработки информации (ЦОИ) Главного управления Банка России по Рязанской области. УФК получает через АРМ ЭО АСБР и направляет в отделения и в обслуживаемый Управлением муниципалитет выписки из лицевых счетов местных бюджетов и прилагаемые к ним кредитовые ЭПД, поступившие в адрес местных бюджетов.

Оформление Соглашений и Регламентов

Согласованная схема взаимодействия потребовала некоторых дополнений (по сравнению с типовой формой документа) в Соглашения на 2006 год, и в Регламент. В частности, были дополнительно прописаны:

- положения, касающиеся передачи полномочий от главных распорядителей и получателей средств местных бюджетов финорганам на передачу и получение платежных документов, а также отчетных форм и учетных регистров в электронном виде;

- положение о признании юридической силы платежных документов, подписанных электронно-цифровой подписью уполномоченного лица финансового органа.

Считаем, что такая схема полностью согласуется с Порядком 1н. Так, в пункте 5.2 Порядка 1н записано, что «проведение кассовых операций осуществляется на основании платежных документов, с предварительным санкционированием их финансовым органом… или без него согласно Соглашению». Другой документ – «Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденный приказом Федерального казначейства от 25.08.2005 №12н - в пункте 1.9 устанавливает, что бюджетные правоотношения, возникающие между территориальными органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса по исполнению такого бюджета осуществляются в соответствии с Соглашением об осуществлении отдельных функций по исполнению бюджета. Таким образом, закрепление особенностей применяемой в Рязанской области схемы взаимодействия в Соглашениях и в Регламентах придает такой схеме необходимую легитимность. В регламентах, согласованных со всеми финансовыми органами муниципалитетов, закреплено представление платежных документов в орган Федерального казначейства не напрямую администратором или получателем средств бюджета, а органом, осуществляющим санкционирование (то есть финорганом).

Электронный документооборот.

Для обеспечения полномасштабного внедрения системы электронного документооборота (СЭД) с финансовыми органами во всех отделениях УФК по Рязанской области были установлены серверы СЭД, выделены дополнительные телефонные номера для организации подключения финотделов к СЭД, проведено обучение и аттестация специалистов отделений силами специалистов регионального подразделения компании «ОТР 2000». Со всеми финотделами муниципальных образований отделениями были заключены договора обмена электронными документами. На основании этих договоров и представленных сведений о специалистах, которым предоставлены полномочия по проведению операции в СЭД, была произведена генерация ключей пользователей автоматизированного рабочего места (АРМ) СЭД, имеющих право электронной цифровой подписи. В соответствии с планом-графиком внедрения СЭД силами специалистов регионального подразделения компании «ОТР 2000» в каждом финотделе было установлено прикладное программное обеспечение (ППО) СЭД, произведено обучение пользователей. При проведении указанных работ возникали определенные трудности, связанные с обеспечением финотделов вычислительной техникой, отвечающей установленным для АРМ СЭД требованиям. Однако в течение установленного срока подключения (ноябрь – декабрь 2005 г.) эти вопросы были решены. Также следует отметить, что в условиях сжатых сроков по организации подключения и инструктажу пользователей (1 день на финотдел), при наличии не полной технической и технологической документации по установке и применению СЭД, отсутствия достаточного опыта внедрения СЭД у представителей компании «ОТР-2000», внедрение СЭД проходило непросто. Вместе с тем, несмотря на все трудности, проделав большую совместную работу, УФК и его отделения и финансовые отделы муниципальных образований обеспечили внедрение СЭД в промышленную эксплуатацию.

В рабочем режиме СЭД с финансовыми органами функционирует с начала 2006 г. При этом в СЭД сразу были реализованы основные документы, определенные Порядком 1н, что позволило финотделам, не имеющим собственного прикладного программного обеспечения, формировать и выдавать клиентам документы в виде, установленном указанным Порядком, а также формировать и передавать в отделение Федерального казначейства платежные документы в формате автоматической загрузки в учетную систему отделения. Кроме того, в СЭД реализована функция передачи документов произвольного формата, что расширяет возможности информационного обмена.

В процессе эксплуатации обновлялись версии ППО СЭД (обновление осуществляется удаленно, со стороны сервера СЭД отделения), с целью расширения функциональности этой системы. В частности, добавились возможности ручного отказа в обработке платежных поручений, автоматического экспорта/импорта документов произвольного формата, оповещения о получении нового документа, вывода на печать информации об отказанных платежных поручениях и причинах отказа. Появилась возможность передачи выписок из лицевого счета по внебюджетной деятельности в структурированном формате.

В настоящее время документооборот между отделениями УФК и финансовыми органами муниципальных образований обеспечивается исключительно средствами СЭД. Использование СЭД стало обязательным атрибутом технологии кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, привычным для пользователей. В дальнейшем развитие СЭД будет происходить в направлении реализации изменений в нормативной базе, совершенствования сервисов и повышения надежности функционирования системы.

Реализация положений статьи 215.1 Бюджетного кодекса органами Федерального казначейства Рязанской области.

Сложным и трудоемким оказался процесс создания муниципальными образованиями Реестра распорядителей и получателей средств местного бюджета и представления в отделения комплекта документов, необходимых для открытия лицевых счетов получателей средств местного бюджета. Наше Управление вынуждено было разработать форму реестра с рекомендациями по заполнению каждого его реквизита вплоть до разъяснений - какой код главы ведомственной классификации расходов для каждого бюджетополучателя применять. На органы Федерального казначейства легла большая нагрузка по разъяснению принципов формирования Реестра распорядителей и получателей, составу документов, необходимых для открытия лицевых счетов, порядку оформления платежных документов.

Для обеспечения должной степени готовности органов Федерального казначейства к кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов УФК и его отделения все новогодние каникулы с 03 января и вплоть до 10 го января (первого рабочего дня нового финансового года) проводило тестирование программного комплекса «Центр-КС», предназначенного для учета операций по кассовому обслуживания исполнения бюджетов. При этом Управление фактически ежедневно доводило до своих отделений методические указания по работе с программным комплексом и обеспечения его корректной настройки.

УФК неоднократно, с начала полномасштабного кассового обслуживания бюджетов в соответствии с Порядком 1н, обращало внимание на выявленные ошибки и недоработки разработчиков программного обеспечения «Центр-КС», так как именно недоработки используемого программного комплекса, приводящие к необходимости ручного расчета показателей и внесения их в отчеты (в частности, не корректное формирование «Ведомости по кассовым выплатам из бюджета», «Ведомости движения свободного остатка»), являлись основной причиной несоблюдения регламента обработки или передачи документов. О проблемах программного обеспечения нами оперативно сообщалось и по «горячей линии» в компанию «ОТР-2000» и письменно в Федеральное казначейство.

Одновременно, по обращению Федерального казначейства, УФК по Рязанской области участвовало в оперативном тестировании самых последних версий программного комплекса «Центр-КС». Все недоработки и замечания по программному комплексу, выявляемые на этапе тестирования, незамедлительно направлялись разработчикам для их устранения. Такое тестирование способствовало скорейшему внедрению в промышленную эксплуатацию доработанных версий программного продукта.

Эпизодические нарушения установленного Регламентом времени передачи документов (в электронном виде или на бумажном носителе) возникали и со стороны финотделов муниципальных образований, которые также внедряли новые для них программные продукты.

При этом хочу отметить, что несмотря на некорректное формирование части установленных учетных регистров финансовые органы муниципальных образований с пониманием отнеслись к общим нашим проблемам, а УФК и его отделения обеспечили бесперебойное проведение всех операций как по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, так и в рамках кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований Рязанской области. С целью своевременного проведения платежей с нашей стороны был обеспечен прием платежных документов от финансовых органов за пределами сроков, установленных соответствующими Регламентами.

Следует отметить, что УФК по Рязанской области всегда стремилось уделять внимание каждой проблеме, возникающей при взаимодействии финансовых органов с органами Федерального казначейства. После выявления какой-либо проблемы взаимодействия финоргана с отделением, УФК проводило анализ ситуации, оказывало методическую помощь в пределах своей компетенции, проводило при необходимости консультации с финансовым органом субъекта Российской Федерации. Для предвосхищения аналогичных проблем с другими муниципалитетами УФК направляло соответствующие рекомендации и разъяснения в Отделения с поручением довести необходимую информацию до финансовых органов своих муниципальных образований.

В течение 2006 года - уже в процессе реализации Порядка № 1н, Федеральное казначейство по обращениям финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимало решения по расширению перечня составляемых и направляемых органом Федерального казначейства в адрес финансового органа учётных регистров. Так, в феврале текущего года в целях обеспечения ведения финансовым органом бюджетного учета всех операций со средствами бюджета в соответствии с Приказом № 70н утверждена форма Справки к Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета; в марте предусмотрено направление органом Федерального казначейства по кассовым операциям – копии сформированного органом Федерального казначейства Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, по форме 0511009, а по не банковским операциям – копию справки по форме 0504833; в сентябре - предусмотрено направление финансовому органу Справки об операциях по исполнению бюджета.

Все упомянутые дополнительные регистры после соответствующей доработки используемого органами Федерального казначейства программного комплекса «Центр-КС» направляются финансовым органам муниципальных образований.

В целях выполнения установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации процедур по обращениям взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения-должника, УФК по Рязанской области выступило с инициативой внесения дополнения в заключенные Соглашения.

Предусмотрено обеспечение финансовым органом представления должниками в Отделения УФК документов, указанных в Уведомлении о поступлении исполнительного документа (письма с установленной информацией и платежного поручения, для полной или частичной оплаты требований, содержащихся в исполнительном документе) исключительно с визой финансового органа муниципального образования, подтверждающей санкционирование такого платежа.

Кроме того, Финорганы в рамках внесенных в заключенные Соглашения дополнений обеспечивают представление в Отделение УФК платежных документов должников (с отметкой финоргана о санкционировании) на бумажном носителе не позднее дня совершения платежа (направления платежа в электронном виде по каналу СЭД). Эта информация позволяет осуществлять оперативный контроль за исполнением должником требований исполнительного документа в установленные бюджетным законодательством сроки в условиях электронного документооборота между отделением УФК и финорганом и во избежание приостановления операций в ситуациях, когда требования исполнительного листа удовлетворены (платежи осуществлены), но органы Федерального казначейства не уведомлены об этом.

В настоящее время ситуацию с технологическим процессом обмена и обработки документов можно характеризовать как стабильную. Все критические недоработки программных средств устранены, установленные Порядком 1н учетные регистры формируются корректно. Основное внимание разработчиков программных продуктов сейчас уделяется повышению удобства работы с программными средствами и скорости обработки информации.

Теперь больше возможностей решать и анализировать так называемые «финансовые» вопросы:

Среди них можно выделить следующие.

1. Пока не достигнуто понимание со стороны некоторых финансовых органов о «сути» кассового обслуживания исполнения местных бюджетов органами Федерального казначейства. Зачастую финансовые органы «по старой памяти» пытаются вести «параллельный» учет операций со средствами местных бюджетов в своих регистрах. В результате, внося изменения в «свои» регистры, они не предоставляют соответствующие документы в Отделения УФК для обеспечения идентичности учетных данных в органах Федерального казначейства и финорганах. Такие расхождения выявляются уже позднее, на этапе свода консолидированной отчетности по субъекту Российской Федерации. Нами постоянно проводится разъяснительная работа о том, что ведение учета является полномочиями органов Федерального казначейства и финансовый орган не должен строить параллельный учет, а для внесения изменений в учет финансовый орган должен лишь обеспечить своевременное представление установленных документов в орган Федерального казначейства.

2. Вызывает определенную озабоченность и качество принятых некоторыми муниципальными образованиями нормативных актов в целях освоения средств федерального бюджета, выделенных местному бюджету в виде субсидий или субвенций.

Некоторые главы муниципальных образований принимают Решения по распределению поступивших субсидий (субвенций) без определения уполномоченного органа, в то время как в соответствующем Постановлении Правительства области как правило присутствует требование по определению муниципальными образованиями уполномоченных органов, с лицевых счетов которых будут использоваться передаваемые субсидии.

3. Еще одна проблема связана с применением кода цели субсидии и субвенций, контроль за которыми возложен на органы Федерального казначейства. Как известно, каждому виду субсидий и субвенций, выделяемых из Федерального бюджета в соответствии со статьей 49 Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2006 год» присвоен уникальный код цели согласно Отчету об использовании субсидий (субвенций), представленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и местным бюджетам. Для обеспечения достоверного учета и отчетности код цели должен быть указан во всех платежных документах, предусматривающих использование средств субсидий и субвенций. Однако некоторые финансовые органы муниципальных образований на основании Распоряжений глав администраций применяют свою дополнительную классификацию части субсидий, контроль за которыми возложен на органы Федерального казначейства, что осложняет процесс учета и контроля этих средств.

Подводя итоги сказанному хочу отметить, что организация казначейского исполнения областного и местных бюджетов – это совместная работа органов федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При разработке и согласовании с исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления схемы взаимодействия при кассовом обслуживании бюджетов территории была предоставлена возможность органам власти и местного самоуправления максимально проявить их полномочия в части обеспечения и организации исполнения своих бюджетов.

Несмотря на возникшие в ходе подготовки к переводу на кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов проблемы «локально-политического», организационного и программно-технического характера, органы Федерального казначейства и финансовые органы Рязанской области не допустили сбоев в функционировании бюджетной системы Рязанской области в 2006 году и обеспечили соблюдение бюджетного законодательства. Наша совместная задача теперь заключается в закреплении достигнутых успехов, в сглаживании всех оставшихся шероховатостей и совершенствовании действующей технологии кассового обслуживания исполнения бюджетов.