Поиск
 
 
 

Ямало-Ненецкий АО

Председателю Совета Сообщества
финансистов России, Депутату
Государственной Думы
Российской Федерации

Н.С. Максимовой


Уважаемая Надежда Сергеевна!


Департамент финансов Ямало-Ненецкого округа, рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – проект закона), сообщает следующее.
1. В пункте 3 статьи 1 проекта закона (в новой редакции статьи 6) в абзаце:
«распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;» предлагаем исключить слова «распорядителями и (или)», из-за внутренней несогласованности. Не понятен статус распорядителя, имеющего право распределять средства по таким же распорядителям. Не введено понятие данного промежуточного распорядителя между главным распорядителем и обычным распорядителем.
2. В пункте 3 статьи 1 проекта закона (в новой редакции статьи 6) предлагаем исключить следующий абзац:
«получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета;».
Кроме этого, везде по тексту Бюджетного кодекса Российской Федерации заменить понятие «получатель бюджетных средств» на понятие «бюджетное учреждение».
В предлагаемом проекте закона под получателем средств бюджета понимается либо орган власти, либо орган управления внебюджетным фондом, либо бюджетное учреждение. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса органы власти создаются в форме учреждений. Кроме этого, нормами статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо закреплено, что органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями. Следовательно, надстроечное понятие «получатель бюджетных средств» объединяющее по сути одну и ту же форму юридического лица, является лишним.
3. В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 1 проекта закона консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Аналогичная позиция содержится и в определении консолидированного бюджета Российской Федерации, изложенного в новой редакции статьи 13 Бюджетного кодекса РФ (абзац 16 пункта 8 статьи 1 проекта закона). Федеральный бюджет и свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
С учетом изложенного, предлагаем в абзаце 22 пункта 8 статьи 1 проекта закона после слов «между этими бюджетами» дополнить словами «и за исключением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов».
4. В пункте 23 статьи 1 проекта закона (в новой редакции пункта 3 статьи 41) в первом и втором абзацах предлагаем исключить слова «после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах,».
Бюджетные учреждения, получающие доходы от использования имущества или от оказания платных услуг, действуют как коммерческие организации в условиях регулируемого государством рынка, в обязанности которых входит и уплата налогов и сборов. Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений, в соответствии с новой редакцией статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Финансовое обеспечение таких расходов учреждения как уплата налогов и сборов, также должно осуществляться на основе бюджетной сметы. Следовательно, предлагаемая процедура уплаты бюджетными учреждениями налогов и сборов с еще не зачисленных в доход бюджета неналоговых доходов от использования имущества и платных услуг будет противоречить понятию «бюджетное учреждение».
5. Абзацами 4, 5, 6, 7, 8, 9 пункта 76 статьи 1 проекта закона определен закрытый перечень видов долговых обязательств субъекта Российской Федерации и в соответствии с абзацем 10 указанного пункта статьи 1 проекта закона долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных видах.
В тоже время, согласно абзацу 16 пункта 76 статьи 1 проекта закона в объем государственного долга субъекта Российской Федерации включается объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Аналогичные замечания имеются к положениям, установленным абзацами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 16 пункта 78 статьи 1 проекта закона.
6. В соответствии с абзацем 21 пункта 76 статьи 1 проекта закона, в объем государственного долга субъекта Российской Федерации включается: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации, выраженным в валюте Российской Федерации. В целях исключения расширенного толкования нормы закона предлагаем конкретизировать, что необходимо относить к объему обязательств по государственным гарантиям.
7. Согласно абзацу 31 пункта 80 статьи 1 проекта закона, субъекты Российской Федерации вправе предоставлять гарантии в иностранной валюте исключительно Российской Федерации и только в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). В иных случаях предоставление субъектами Российской Федерации гарантий в иностранной валюте не допускается.
Абзацем 30 пункта 80 статьи 1 проекта закона определено, что предоставление Российской Федерации гарантий в иностранной валюте субъектами Российской Федерации не приводит к образованию внешнего долга субъекта Российской Федерации.
Однако, в соответствии с абзацем 27 пункта 76 статьи 1 проекта закона, объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации в иностранной валюте, включается в объем государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации.
Кроме этого, абзацами 47 и 48 пункта 70 статьи 1 проекта закона определено, что объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, включается в состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, предлагаем привести указанные выше положения проекта закона в соответствие со статьей 104 новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.
8. В соответствии с абзацем 10 пункта 84 статьи 1 проекта закона, законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) утверждается верхний предел регионального (муниципального) долга по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом, представляющий собой расчетную величину объема долга на конец очередного финансового года, не превышающую установленных пунктами 2 и 3 статьи 107 Бюджетного кодекса предельных значений соответствующего долга.
Абзацем 11 пункта 84 статьи 1 проекта закона определено, что верхний предел регионального (муниципального) долга по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом, утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием в том числе верхнего предела объема обязательств по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации, гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Однако, в соответствии с абзацем 13 пункта 160 статьи 1 проекта закона, законом (решением) о бюджете устанавливается верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
Учитывая изложенное, предлагаем в абзацах 10 и 11 пункта 84 статьи 1 проекта закона слово «отчетным» заменить словом «очередным».
9. В пунктах 105, 113 и 120 статьи 1 проекта закона (в новой редакции статей 132.1, 139.1, 142.4) необходимо конкретизировать возможные формы иных межбюджетных трансфертов, так как положения других статьей главы 16 «Межбюджетные трансферты» исключают возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций».
10. В пункте 109 статьи 1 проекта закона положения подпункта 2 пункта 3 новой редакции статьи 136 вступают в противоречие с положениями абзаца 2 части 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку предельные размеры оплаты труда муниципальных служащих в одном случае устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ, в другом - органом законодательной власти (то есть законом субъекта).
11. В пункте 109 статьи 1 проекта закона (в пункте 4 новой редакции статьи 136) необходимо указать, кто подписывает соглашение о повышении эффективности бюджетных расходов от лица муниципального образования (глава представительного, финансового органа либо органа местного самоуправления).
12. В пункте 128 статьи 1 проекта закона (в новой редакции статьи 154) предлагаем исключить следующий абзац:
«Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.»
В соответствии с пунктом 3 статьи 154 в новой редакции Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, Федеральное казначейство предоставляет финансовым органам отчет о кассовом исполнении бюджета, который является единственным источником информации о кассовом исполнении бюджета. Процедура предоставления федеральным органам финансовыми органами информации о кассовом исполнении бюджета, полученной также из федеральных органов, является бессмысленной и затягивающей процесс предоставления информации. Кроме того, финансовые органы будут поставлены в зависимость от своевременности предоставления Федеральным казначейством информации о кассовом исполнении бюджета для последующей её передачи в неизменном виде в Министерство финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство может напрямую предоставить соответствующую информацию в Министерство финансов Российской Федерации.
13. Положения подпункта «г» пункта 131 статьи 1 проекта закона несогласованны с положениями пункта 214 статьи 1 проекта закона (абзац 3 пункта 2 статьи 264.4) в части формирования органа муниципального финансового контроля (на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования).
14. В пункте 138 статьи 1 проекта закона в абзаце 10 новой редакции статьи 165 предлагаем исключить слова «либо субъекта бюджетного планирования», так как данное понятие больше нигде по тексту Бюджетного кодекса РФ не встречается и не конкретизируется, в противном случае необходимо дать определение понятию «субъект бюджетного планирования».
15. Абзацем 35 пункта 160 статьи 1 проекта закона установлено, что одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный орган представляется проект закона (решения) об утверждении отчета об исполнении бюджета в отчетном финансовом году.
Согласно абзацу 51 пункта 214 статьи 1 проекта закона годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти не позднее 1 июня текущего года.
В соответствии с абзацем 3 пункта 161 статьи 1 проекта закона исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти проект закона о бюджете субъекта РФ не позднее 15 октября текущего года. Следовательно, к указанной дате закон субъекта РФ об утверждении отчета об исполнении бюджета в отчетном году будет уже принят законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта РФ.
16. Согласно абзацу 4 пункта 161 статьи 1 проекта закона одновременно с проектом бюджета в законодательный (представительный) орган представляются документы и материалы в соответствии со статьей 182 Бюджетного кодекса. Вместе с тем, пунктом 158 статьи 1 проекта закона статья 182 Бюджетного кодекса признана утратившей силу.
В соответствии с пунктом 160 статьи 1 проекта закона перечень документов, предоставляемый одновременно с проектом бюджета определен в статье 1842 «Документы и материалы, предоставляемые одновременно с проектом бюджета» Бюджетного кодекса РФ.
С учетом изложенного, предлагаем в абзаце 4 пункта 161 статьи 1 проекта закона цифру «182» заменить цифрой «1842».
17. В пункте 192 проекта закона (в новой редакции статьи 219 пункт 3) предлагаем дополнить абзацем следующего содержания:
«Принятые бюджетные обязательства в нарушение настоящего пункта являются ничтожными.». Данная норма необходима в целях предупреждения роста необоснованной кредиторской задолженности в результате принятия бюджетными учреждениями обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.

И.о. директора департамента
финансов

О. В. Скориков