Поиск
 
 
 

Реформирование бюджетного процесса в Астраханской области

О.В. Козурова, заместитель министра финансов Астраханской области

Бюджетная политика региона, принятая правительством Астраханской области ставит перед исполнительными органами государственной власти задачи повышения эффективности использования бюджетных средств.
В 2006 г. в Астраханской области принята трехлетняя Программа реформирования региональных финансов, которая предполагает создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах и определение их стандартов качества, формирование ведомственных программ расходов, проведение оценки эффективности региональных целевых программ и внедрение среднесрочного финансового планирования.
Сегодня можно говорить об успешном решении большей части поставленных задач.
Постановлением правительства Астраханской области от 2 августа 2007 г. № 319-П «О Порядке формирования среднесрочного финансового плана Астраханской области» предусмотрена регламентация процедуры формирования среднесрочного финансового плана путем уточнения утвержденных параметров за предыдущий период.
В соответствии с постановлением правительства Астраханской области от 2 августа 2007 г. № 330-П «О среднесрочном финансовом плане Астраханской области на 2008–2010 гг.» впервые был утвержден среднесрочный финансовый план. Среднесрочное финансовое планирование проводилось с учетом новых требований Бюджетного кодекса, показатели формировались в разрезе ведомственной структуры областного бюджета. В текущем году областной бюджет впервые сформирован и утвержден на трехлетний период – на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.
В первом полугодии 2008 г. принято постановление министерства финансов «Об утверждении порядка составления обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями областного бюджета при планировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период», в соответствии с которым в состав бюджетной заявки при планировании областного бюджета на 2009-2011 годы включены обоснования бюджетных ассигнований, предусматривающие распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и целевым индикаторам.


Принят закон «Об областных стандартах качества бюджетных услуг», который регулирует отношения, связанные с областными стандартами качества предоставления бюджетных услуг в социальной сфере и в области межбюджетных отношений. Также утвержден порядок оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и их соответствия стандартам качества, контроля за их соблюдением. В настоящее время стандарты качества разработаны в сфере здравоохранения, культуры, социальной политики, образования и межбюджетных отношений. В настоящее время 58% расходов областного бюджета имеют стандарты качества.
Важным этапом перевода финансирования социальной сферы на принципы БОР стало принятие постановления правительства Астраханской области от 18 апреля 2008 г. № 169-П «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ», предусматривающего утверждение исполнительными органами государственной власти целевых показателей, включающих индикаторы качества работы и корректировку объемов финансирования на очередной финансовый год по результатам их достижения. Сегодня ведомственные целевые программы формируются всеми региональными министерствами и отдельными агентствами. Более 50% расходов областного бюджета на 2009–2011 гг. планировались в рамках ведомственных целевых программ.
С целью активизации и стимулирования исполнительных органов государственной власти к проведению данной работы принят порядок проведения конкурса на лучшие показатели качества бюджетного планирования среди главных распорядителей бюджетных средств. За лучшую разработку ведомственных целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъекты бюджетного планирования получат гранты.
На протяжении 2006–2007 гг. в Астраханской области проведена значительная работа по реализации положений Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами, причем основной акцент был сделан на создании условий стимулирования муниципальных образований для наращивания собственной доходной базы.
Начиная с 2005 г. на основании разработанной методики устанавливаются задания по мобилизации доходов для каждого муниципального образования. При оценке уровня максимизации доходов учитывается экономический потенциал муниципального образования и показатели формирования налогооблагаемой базы.
Проводится ежедневный мониторинг сбора налогов на территории Астраханской области по уровням бюджетной системы, ежеквартально анализируется информация о поступлении доходов в бюджеты каждого муниципального образования, в том числе поселенческого уровня, в разрезе налоговых и неналоговых доходов.
По годовым результатам данного мониторинга в соответствии с утвержденным правительством Астраханской области порядком муниципальные образования поощряются за дополнительную мобилизацию доходов. По итогам 2007 г. объем грантов, выданных муниципальным образованиям, успешно выполнившим задание по мобилизации собственных доходов, составил 11 млн руб. Благодаря ряду мероприятий по максимально возможному использованию налогового потенциала в местные бюджеты поступило дополнительно 3,1 млрд руб. доходов.
В настоящее время Астраханская область имеет один из самых высоких показателей уровня собираемости налогов (98,3%), а ежегодные темпы прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет превышают 15%. Для пополнения доходов местных бюджетов и увеличения заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной мобилизации имеющейся на территории налоговой базы из областного бюджета в местные переданы налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единый сельскохозяйственный налог. С 2009 г. в бюджеты поселений дополнительно передается 50% транспортного налога. Увеличен трансфертозамещающий норматив с 10,3% до 13,9%. Однако мероприятия по мобилизации доходов неэффективны, если они не сопровождаются реформированием бюджетной политики, повышением результативности управления бюджетными расходами.
С 2005 г. в соответствии с утвержденной методикой проводится оценка качества управления общественными финансами муниципальных образований. Если в 2005 г. средняя оценка качества управления финансами муниципальных образований составляла 28% от максимально возможной, то по итогам 2007 г. она достигла 85% от наибольшего количества баллов.
В 2008 г. в рамках Программы реформирования региональных финансов принято решение о премировании муниципальных образований, достигших лучших показателей в сфере управления бюджетными средствами. Важным подтверждением повышения качества управления общественными финансами муниципальных образований является победа Астрахани в конкурсе, проводимом Минфином России, на получение субсидии Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Сегодня система межбюджетных трансфертов Астраханской области дополнена рядом новых видов финансовой помощи муниципальным образованиям, которая выделяется с учетом достигнутых результатов:
- гранты губернатора Астраханской области для комплексного развития территорий, которые распределяются между муниципальными образованиями по результатам оценки социально-экономического развития;
- гранты по итогам конкурса «Самый благоустроенный населенный пункт в Астраханской области»;
- премии за лучшие показатели качества управления общественными финансами и гранты по результатам работы по мобилизации доходов.
Важное условие благополучного комплексного развития муниципальных образований – привлечение инвестиций. Для этого необходимо качественно повысить уровень инфраструктурного обеспечения на селе, создать безопасные и прибыльные условия для инвесторов, сформировать благоприятное правовое поле. Правительство Астраханской области ежегодно проводит региональный экономический форум, на котором муниципалитеты учатся привлекать инвесторов, налаживать плодотворные контакты с бизнесом.
В настоящее время всеми муниципальными образованиями осуществляется ведение реестров расходных обязательств местных бюджетов. Из 177 муниципальных образований 50% перешло на трехлетнее бюджетное планирование. В 2009 году планируется внедрение отраслевой системы оплаты труда, с целью ее финансового обеспечения в областном бюджете зарезервировано порядка 1 млрд. рублей.