Поиск
 
 
 

Протокол

заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
Сообщества финансистов России

14 декабря 2007 г.
г. Москва

Присутствовали: 29 человек (список участников прилагается).

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Открытие заседания

Вступительное слово председателя секции «Финансисты муниципальных образований», первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар, директора департамента финансов А.Н. Домбровского.

А.Н.Домбровский поблагодарил членов Сообщества, принимающих участие в заседании, за солидарность и плодотворную работу в секции в течение года, активную поддержку новых проектов и долгосрочных планов, выразил надежду на развитие дальнейшего успешного сотрудничества.

Приветственное слово председателя Совета НП «Сообщество финансистов России», заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Н.С.Максимовой.

В выступлении было подчеркнуто, что благодаря совместной работе Комитета с финансовыми органами муниципальных образований были внесены многие изменения и поправки в Бюджетный кодекс РФ. Однако Комитету не удалось найти понимания в федеральных органах по вопросу перераспределения доходов налоговых поступлений в пользу муниципальных образований. С учетом существующих на текущий момент нерешенных проблем планируется работа Комитета на 2008г. К основным направлениям деятельности Комитета отнесены: определение доходной базы по отдельным видам налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), перераспределение доходов от налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований, администрирование доходов.

При Президенте РФ планируется организовать Совет по местному самоуправлению (в Госдуме РФ такой совет уже создан), таким образом, решению проблем муниципальных образований будет уделено внимание на самом высоком уровне.

Н.С.Максимова поблагодарила членов секции за активную работу, пожелала всем участникам удачного завершения нелегкого финансового года, успешного формирования местных бюджетов, решения совместными усилиями проблемных вопросов, стоящих перед муниципальными образованиями.

В адрес Н.С.Максимовой поступил вопрос председателя комитета финансов администрации Боровичского муниципального района Новгородской области Р.И.Ловчиковой:

Вопрос
Ответ
Р.И.Ловчикова, председатель комитета финансов администрации Боровичского муниципального района Новгородской области Н.С.Максимова, председатель Совета Сообщества финансистов России, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ
НДФЛ – основной источник налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований. Информацией о данных поступлениях располагают только налоговые органы. Планируется ли на законодательном уровне введение отчетности по НДФЛ, которую бы предприятия предоставляли финансовым органам муниципальных образований? Данное предложение необходимо внести в план работы секции на 2008г., провести сбор предложений. На их основе этот вопрос будет вынесен на обсуждение в Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы РФ.

Решили:

Включить в план работы секции на 2008 год вопрос о возможности получения финансовыми органами муниципальных образований отчетной информации о доходах, поступающих от НДФЛ в бюджеты муниципальных образований и суммах задолженностей в разрезе конкретных налогоплательщиков, предварительно провести сбор предложений по данному вопросу.

2. Проблемы реализации Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» от 26.04.2007г. №63-ФЗ

Докладчик: Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ

Отмечены результаты совместной работы по принятию 12 поправок в БК РФ, отраженных в Федеральном законе «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» от 26.04.2007г. №63-ФЗ (далее ФЗ №63). Однако имеется и масса проблемных аспектов, подлежащих решению в дальнейшем.

В выступлении затронуты злободневные вопросы, поступившие из финансовых органов муниципальных образований в Сообщество финансистов России и Комитет по вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ, касающиеся реализации положений ФЗ №63.

1) Так, из финансового органа г.Красноярска получено предложение о передаче полномочия по установлению местных налогов от поселений на уровень муниципальных районов (в частности, земельного налога, налога на имущество физических лиц). Проведя правовой анализ, Л.И.Пронина четко подчеркнула, что данное предложение неэффективно и неправомерно, оно не должно быть реализовано. Проблемы, возникающие при использовании представительными органами поселений своих налоговых полномочий по местным налогам, следует решать правовыми средствами, имеющимися в распоряжении местных органов власти.

2) Следующий проблемный вопрос, на котором остановилась докладчик, вызвавший горячую дискуссию, коснулся кассового обслуживания исполнения бюджетов казначейской системой (ч.4 ст.9 БК РФ), и в частности, поправки, внесенной в ФЗ №63 о передаче отдельных бюджетных полномочий от финансовых органов местного самоуправления финансовым органам субъектов РФ. Однако согласно ст.132 Конституции РФ не предполагается передача бюджетных полномочий от нижнего уровня власти на верхний.

На взгляд Л.И.Прониной, данный вопрос является очень важным, чрезвычайно актуальным, требует серьезной работы законодательных органов власти по его решению.

3) Вопрос о предоставлении налоговыми органами финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований информации о начисленных и уплаченных суммах налогов и сборов, о суммах задолженности по ним в разрезе конкретных налогоплательщиков.

Однозначно, при учете доходной части бюджетов финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований нуждаются в дополнительной, конкретизированной информации по выше обозначенному вопросу. Он требует проработки на законодательном уровне.

4) Проблема определения расходных обязательств.

В Комитет поступают многочисленные вопросы из муниципальных образований:


    на основании каких нормативов следует рассчитывать расходные обязательства?
    кто должен рассчитывать расходные обязательства?
    возможно ли разработать государственные минимальные социальные стандарты?

Докладчик прокомментировала данную проблему следующим образом: при существующем федеративном бюджетном устройстве государственных минимальных стандартов быть не может, т.к. бюджеты высшего уровня не могут предоставлять финансовые гарантии для бюджетов низшего уровня, у каждого свои полномочия, свои доходные источники и расходные обязательства.

5) Проблема, связанная с оплатой труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих в случае превышения 10%-го ограничения по доле межбюджетных трансфертов в доходах местного бюджета (ст.136 Бюджетного кодекса РФ).

По мнению Л.И.Прониной, предельные нормативы должны устанавливаться субъектом РФ на содержание органа местного самоуправления в целом, в том числе и на заработную плату. Далее орган местного самоуправления должен самостоятельно устанавливать размер оплаты труда указанных лиц.

Содокладчик:

А.А.Данц, заместитель мэра города Ярославля - директор департамента финансов

Выступление посвящено особенностям работы, начатой департаментом финансов города по реализации положений ФЗ №63.

С осени текущего года разрабатывались муниципальные нормативно-правовые акты (примерно 70 штук), был составлен план мероприятий по их утверждению.Утвержден бюджет муниципального образования на 2008г., принято новое положение о бюджетном процессе, в котором учтены последние требования Бюджетного кодекса РФ.

На текущий момент существует проблема разработки городских целевых программ. Согласно Бюджетному кодексу с 2009 г. главы городов получают право самостоятельно принимать долгосрочные городские целевые программы при условии, что депутаты утвердят их финансирование.

Городской финансовый орган отказался от централизованной бухгалтерии, осуществляя напрямую взаимодействие со всеми бюджетополучателями, оставив главным распорядителям только вопросы планирования и методическую работу. С 2008г. департамент финансов возложит на главных распорядителей все финансовые вопросы, сохранив за собой только предварительный контроль.

В дискуссии по данному вопросу приняли участие Л.В.Смольникова (г.Томск), Р.И.Заремба (г.Калининград), А.Н.Домбровский (г.Краснодар) и другие.

В частности, Л.В.Смольникова подчеркнула, что ряд норм ФЗ №63 затрудняют исполнение на практике бюджетного законодательства, в том числе применительно к составлению и исполнению местных бюджетов:

- в соответствии с основными понятиями, изложенными в статьях 6 и 158 БК РФ фактически отсутствуют различия в признаках между главным распорядителем и распорядителем бюджетных средств, поскольку и те и другие вправе иметь подведомственных распорядителей бюджетных средств.

- из ст. 6, п.2 ст. 21 и ст. 184.1 БК РФ следует, что решением о местном бюджете должно быть установлено распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов только главным распорядителям бюджетных средств. Однако данное требование на практике выполнить невозможно, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему органов местного самоуправления и муниципальных органов в обязательном порядке должны входить представительный орган местного самоуправления и избирательная комиссия муниципального образования, которые в силу специфики своей деятельности не могут иметь подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств и сами не могут быть подведомственны другим органам местного самоуправления.

Для устранения данных противоречий предлагается внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ, изложенные в тексте законопроекта, разработанного финансовым органом данного муниципального образования и предоставленного на рассмотрение участникам заседания.

Решили:

Ознакомить всех членов секции с данным законопроектом, направить его в Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы РФ.

3. Об опыте формирования, рассмотрения и утверждения местных бюджетов на 2008г. и среднесрочную перспективу на примере городов Липецка, Ярославля, Волгограда, Ростова-на-Дону

Докладчик: Е.Г.Яковлева, начальник бюджетного управления департамента финансов администрации г.Липецка

Докладчик обрисовала в целом процесс формирования городского бюджета на 2008г. с учетом требований Бюджетного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 26.04.2007г. №63-ФЗ, привела основные показатели бюджета.

Для качественного составления проекта бюджета перед всеми главными распорядителями средств городского бюджета была поставлена задача провести анализ эффективности всех расходов бюджета.

В выступлении перечислены основные проблемы, с которыми столкнулся финансовый орган при формировании расходной части бюджета, а также меры, принятые для их решения.

На рассмотрение участников заседания был предложен пакет принятых нормативно-правовых документов по бюджету города. В стадии разработки находится правовой документ, регулирующий перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения.

На сегодняшний день основной задачей для департамента финансов администрации г. Липецка является разработка Порядков составления и ведения сводной бюджетной росписи, кассового плана, учета бюджетных обязательств, санкционирования оплаты денежных обязательств.

Докладчик: А.А.Данц, заместитель мэра города Ярославля - директор департамента финансов

А.А.Данц остановился вкратце на основных положениях нормативно-правовых актов города о бюджете на 2008г., принятых городским финансовым органом в соответствии с ФЗ №63. Его выступление вызвало живую дискуссию в зале.

Участники заседания обменялись опытом по составлению нормативно-правовых актов о местных бюджетах. В дискуссии приняли участие В.А.Горбунова (г.Пермь), С.О.Золкин (г.Иваново), Р.И.Заремба (г.Калининград), Е.А.Митина (г.Тула), Р.А.Ловчикова (Боровичский муниципальный район Новгородской области).

Материалы о бюджетах, утвержденных в Волгограде и Ростове-на-Дону, были предоставлены участникам заседания.

Решили:

Принять к сведению опыт финансовых органов городов Липецка, Ярославля, Волгограда, Ростова-на-Дону по формированию и утверждению бюджетов, ознакомить всех членов секции с предоставленными материалами.

4. Структура аналитического отчета «Анализ влияния реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений на состояние муниципальных финансов»

Докладчик: В.Э.Григоров, руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» (г.Москва)

Специалистами Фонда «Институт экономики города» (г.Москва) проводится исследование о ходе проведения реформы местного самоуправления в России, по результатам которого будет составлен аналитический отчет для использования в практической деятельности органами местного самоуправления.

Докладчик обрисовал структуру аналитического отчета и обозначил следующие основные направления исследования: концепция реформы местного самоуправления, международный опыт организации местного самоуправления, изменение структуры местного уровня власти в РФ и его обеспеченность ресурсами, оказание бюджетных услуг муниципальными образованиями в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммунальной инфраструктуры и другие.

В.Э.Григоров обратился к участникам заседания с просьбой предоставить информационные сведения, касающиеся данных бюджетов муниципальных образований, методики бюджетного выравнивания, закрепления собственности.

Решили:

Оказать содействие в сборе данных, необходимых для проведения аналитического исследования Фонда «Институт экономики города» (г.Москва), взаимодействовать с фондом по распространению результатов исследования среди членов Сообщества финансистов России.

5. Реструктуризация бюджетных учреждений с внедрением новых организационно-правовых форм в виде автономной некоммерческой организации в свете положений Федерального Закона «Об автономных учреждениях» от 19.12.2006г. №238-ФЗ. Предложения фонда «Институт экономики города» по реализации проекта в регионах

Докладчики: М.В.Маслова, консультант направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» (г.Москва)

Специалистами Фонда проведен сравнительный анализ особенностей бюджетного и автономного некоммерческого учреждения. В числе преимуществ автономного некоммерческого учреждения докладчик выделила тот факт, что данное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться своими доходами, брать банковские кредиты, при этом муниципалитет не несет за него ответственность. Кроме того, при переводе бюджетного учреждения в форму автономного некоммерческого учреждения его платные услуги не будут включаться в бюджет муниципального образования.

6. Государственные услуги как инструмент эффективности расходования бюджетных средств

Докладчик: А.Ю.Тульская, руководитель методологического отдела НОУ «ЦИФТ»

С учетом практического опыта на базе программного комплекса “САПФИР” разработан программно-методический комплекс, который обеспечивает формирование и корректировку реестра муниципальных услуг, проведение мониторинга и анализа количества и качества оказания услуг. Комплекс позволяет легко осуществить сбор и хранение статистических и финансово-экономических данных, формирование нормативных документов. На его базе можно построить гибкую (изменяемую во времени) и многовариантную (позволяющую иметь одновременно несколько версий) информационно-методическую модель реестра услуг, уникальную для каждого муниципалитета.

Подобный учет позволяет принимать обоснованные решения по разработке альтернативных методов обеспечения потребности населения в какой-либо услуге и оперативно учитывать необходимые затраты в бюджете муниципального образования. Результатом является повышение эффективности расходования бюджетных средств, оптимизация и снижение трудоемкости процесса бюджетирования.

7. Разное

- Новые рубрики в журнале «Бюджет» (образование, здравоохранение, решение правовых вопросов)

Докладчик: С.А.Стрельникова, зам. главного редактора журнала «Бюджет»

Поблагодарив участников заседания за поздравления к 5-летию журнала, С.А.Стрельникова остановилась на основных направлениях деятельности журнала в 2008г., осуществляемых и разрабатываемых проектах.

Так, в рубрике «Местное самоуправление» освещаются вопросы установления оптимальной налогооблагаемой базы муниципальных образований и субъектов РФ для полного финансирования переданных им полномочий, проблемы разграничения полномочий и имущества между субъектом РФ и органом местного самоуправления.

Уделяется особое внимание проведению бюджетной реформы, реформы местного самоуправления, государственным закупкам, реформе ЖКХ, национальным проектам и т.д. Редакция обращается и к опыту законодательной деятельности в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Особо было отмечено, что журналом «Бюджет» совместно с Сообществом финансистов России объявлен Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», в котором приглашены принять участие все члены Сообщества.

Решили:

Оказать поддержку в проведении конкурса, ознакомить членов Сообщества с условиями участия в конкурсе.

- Тенденции в развитии рынка субфедеральных и муниципальных облигаций

Докладчик: Н.Ю.Грачева, руководитель бизнес-направления «Государственные финансы» инвестиционного департамента ОАО "Промсвязьбанк" (г.Москва)

Материалы презентации были предоставлены участникам заседания в раздаточном материале для рассмотрения и обсуждения.

8. Подведение итогов

Подводя итоги заседания, А.Н.Домбровский поблагодарил участников за активную работу, поручил оргкомитету секции обобщить материалы докладов и выступлений, разместить их на официальном сайте секции, довести до сведения всех членов секции.

По результатам дискуссий, проведенных на заседании, А.Н.Домбровский предложил вынести на обсуждение в рамках заседания секции, запланированного на февраль 2008г., следующие актуальные вопросы:

- практика применения положений Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с точки зрения проведения конкурсных процедур, исполнения муниципального заказа;

- увеличение доходной базы бюджета за счет повышения собираемости налога на доходы физических лиц, в том числе методами борьбы с серыми схемами выплаты заработной платы, а также проблемы социальной защиты населения;

- капитальный ремонт жилищного фонда.