Поиск
 
 
 

Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления по проекту федерального закона № 224115-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

1. Законопроектом предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), предусматривающие совершенствование механизмов предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, определение новых источников пополнения доходов местных бюджетов, приведение отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в соответствие с положениями Бюджетного кодекса.
Изменения, вносимые законопроектом в статью 142.3 Бюджетного кодекса и в часть 4 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ (пункт 3 статьи 2 законопроекта), предусматривают решение вопроса обязательности предоставления субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера из бюджетов поселений отнести к полномочиям муниципальных районов.
В результате расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, в случаях, установленных уставом муниципального района, могут (но не должны как предусмотрено действующим законодательством) осуществляться за счет межбюджетных субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района.
Предлагаемая поправка соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации (статья 29 Бюджетного кодекса), поскольку указанное право распространяется на все муниципальные районы России, представительный орган которых образуется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.
Следствием указанных изменений, как предлагается законопроектом, является необходимость исключения нормы, предусматривающей, что размер указанных межбюджетных субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района по единому для всех соответствующих поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя муниципальных услуг.
Полагаем, что указанная норма подлежит согласованию с принципом равенства бюджетных прав муниципальных образований, установленных статьей 31.1 Бюджетного кодекса. На этом основании подпункт в) пункта 3 статьи 2 законопроекта необходимо изложить в следующей редакции: «в) в пункте 3 слова «по единому для всех соответствующих поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя муниципальных услуг» заменить словами «по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района».».
Внесение изменений в статьи 217 и 232 Бюджетного кодекса (пункты 4 и 5 статьи 2 законопроекта) упрощает порядок зачисления добровольных пожертвований от физических и юридических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
А именно, не только субсидии, субвенции, но и имеющие целевое назначение безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий, субвенций и имеющим целевое назначение безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
Это повышает возможность увеличения доходов местных бюджетов.
Однако следует отметить, что Бюджетным кодексом не предусмотрено последующее целевое использование безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, поскольку в соответствии с установленным статей 31 Бюджетного кодекса принципом самостоятельности бюджетов органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим, полагаем необходимым внесение изменения в статью 31 Бюджетного кодекса следующего содержания: «в абзаце пятом статьи 31 слова «и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» заменить словами «, субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение»».
2. Законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон), направленные, в частности, на приведение положений Закона в соответствие со статьями 3 и 53 части первой Налогового кодекса посредством внесения изменения в пункт 1 статьи 3 Закона в части исключения слова «суммарной».
Действующая редакция пункта 1 статьи 3 Закона предусматривает установление налоговой ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, что не соответствует статье 53 Кодекса, согласно которой налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При этом согласно статье 3 Закона налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость объекта налогообложения.
Предлагаемое изменение направлено, в первую очередь, на необходимость реализации части 1 статьи 3 части первой Налогового кодекса, устанавливающей, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Обусловлено это тем, что если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, применение ставок налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от их суммарной инвентаризационной стоимости, приводит к увеличению суммы уплачиваемого налога по сравнению с суммой налога, которая должна была бы быть уплачена физическими лицами при применении ставок налога в зависимости от инвентаризационной стоимости каждого отдельного объекта налогообложения.
Вместе с тем, в связи с существующей тенденцией роста инвентаризационной стоимости объектов налогообложения по налогам на имущество физических лиц, введение данного предложения может привести к снижению поступлений от данного налога в местные бюджеты. На этом основании полагаем, что указанная норма должна быть дополнена соответствующим превентивным механизмом. Например, посредством введения нормы о возможности установления представительными органами местного самоуправления льгот по данному налогу только в отношении одного (по выбору налогоплательщика) объекта налогообложения. Такой порядок льготирования установлен в отношении земельного налога ( глава 31 части второй Налогового кодекса).
Законопроектом также предлагается внести изменения в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Вносятся изменения в статью 391 Налогового кодекса (пункт 6 статьи 4 законопроекта). Внесение указанного изменения связано с тем, что в настоящее время налоговая база по земельному налогу определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в случае образования земельного участка в течение налогового периода налоговая база в отношении образованного земельного участка будет определяться лишь с 1 января следующего налогового периода. Это приводит к уменьшению поступлений от земельного налога в местные бюджеты. Предлагаемые изменения позволяют устранить этот недостаток.
Следует отметить, что понятие «момент образования земельного участка» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, есть понятие «постановка на учет объекта недвижимости». В связи с этим, считаем, что целесообразна следующая редакция данной нормы: «В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки на учет.».
Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные статьи Налогового кодекса в части замены органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на единый орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 образован единый федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Полагаем, что предлагаемые изменения, направленные на изменение формулировки наименования органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, и органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует уточнить. Возможно использовать следующую формулировку: «орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.»
Кроме того, необходимо внести дополнения в статью 6 законопроекта, касающиеся вступления в силу федерального закона в части изменений налогового законодательства. Все вышеприведенные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению его Государственной Думой в первом чтении.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поддерживает данный законопроект.


Председатель Комитета В.С.Тимченко


Исп.Л.И.Пронина 692 13 88