Поиск
 
 
 

«Результаты реформирования бюджетной классификации РФ и бюджетного учёта»

В.Г. Тереник, начальник отдела учета и отчетности департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар

Бюджетная классификация РФ с начала 90-х годов видоизменялась несколько раз.

До 1995 г. по своему виду бюджетная классификация РФ имела ту же структуру, что и в советское время - все направления дохо-дов и расходов формировались по разделам (три знака) и парагра-фам (два знака). Это достоинство классификации - единообразие структуры доходов и расходов - в поздних классификациях утрачивается. При этом в концепции построения бюджетной классификации не применялось понятие источников финансирования дефицита бюджета.

В конце 1994 г. стала применяться бюджетная классификация, которая сохранила свои основные черты до 2004 г. В ней поступления и выбытия из бюджета подразделялись на доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета. При этом код классификации расходов к концу 2004 г. имел 19 знаков (глава -3 знака, раздел и подраздел - 4 знака, целевая статья 3 знака, вид расходов - 3 знака, экономическая статья - 6 знаков), код классификации доходов- 7 знаков, код классификации источников внутреннего финансирования - 5 знаков, а код классификации источников внешнего финансирования – 4 знака. На протяжении деся-тилетнего периода существования такой модели бюджетной классификации в нее вносились многочисленные уточнения, связанные, в первую очередь, с увеличением количества знаков применяемых кодов, со всё большим расширением перечня направлений расходов (по разделам, целевым статьям и видам расходов) и переносом из состава расходов и доходов ряда статей в состав источни-ков финансирования дефицита бюджета. Решая макроэкономические задачи определения бюджетного дефицита (профицита), эта бюджетная классификации имела нечеткое описание экономической структуры доходов, расходов и источников финансирования и вызывала сложности ее автоматизированного применения из-за различной разрядности кодов.

Приказ Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» заложил основы современной структуры бюджетной классификации РФ. В соответствии с задачами, сформулированными в Постановлении Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», новая бюджетная классификация направлена:

а) на переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;
б) на приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);
в) на согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов.

Ключевыми содержательными изменениями в бюджетной классификации стали:

- практическое применение принципа подведомственности бюджетного процесса, при котором у каждой операции со средствами бюджета (будь это доходы, расходы или источники финансирования дефицита бюджета) появился свой администратор бюджетных средств;
- единая 20-значная структура доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета;
- единый подход к построению экономической структуры доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета исходя из применения (в качестве последних трех знаков для кода доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета) единой классификации операций сектора государственного управления;
- применение программной части в составе всех видов классификаций по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

При этом в функциональной классификации расходов бюджетов РФ предусмотрено 11 разделов по сравнению с 27 разделами ранее действовавшей функциональной классификации. Структура подразделов функциональной классификации расходов построена по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расхо-дов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Но жизнь идёт, и 21.12.2005 года Министерством финансов России подписан приказ №152 «Об утверждении Указаний о порядке применения Бюджетной классификации РФ», который введён в действие с 01.01.2006 года. В данном приказе нашли своё отражение Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части классификации доходов и источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, а также изменения в Бюджетном кодексе в части регулирования межбюджетных отношений. И как обычно дополнены новые целевые статьи расходов по федеральным программам и виды расходов функциональной классификации расходов.

В 2006 году Министерством финансов России введены в действие уже 3 приказа о внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации (от 01.03.2006 года №34н, от 30.03.2006 года №50н, от 20.07.2006 года №96н).

Администраторами поступлений в бюджет (согласно указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ) являются органы и учреждения, которые в соответствии с законодательством в отношении платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют следующие семь основных функций:

1. начисление;
2. учёт;
3. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты;
4. взыскание;
5. принятие решений о возврате (зачёте) излишне уплаченных (взысканных) платежей;
6. анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника;
7. представление проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Во исполнение данных функций в муниципальном образовании город Краснодар издано Постановление главы муниципального образования город Краснодар «О закреплении кодов бюджетной классификации за отраслевыми функциональными органами администрации муниципального образования город Краснодар и муниципальными учреждениями». Кодов администратора только два:

902- администрация муниципального образования город Краснодар;

905-департамент финансов.

Однако, на сегодняшний день администратором «администрация муниципального образования город Краснодар» в лице департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар и двух муниципальных учреждений МУ «Учреждение по контролю за соблюдением градостроительных норм и размещению рекламы» и МУ «Управление по развитию города Краснодара», за которыми закреплены 37 платежей, выполняют только функции – анализа прогнозирования поступлений и представления проекта этих доходов на очередной финансовый год.

Нельзя сказать, что в департаменте муниципальной собственности и городских земель нет данных о сдаваемых в аренду муниципальных площадей и имущества, а также земельных участков в количественном и суммовом выражении. Но поскольку муниципальная собственность, в основном передана в оперативное управление бюджетным учреждениям, которые и заключают договора аренды с согласия собственника, но не видят этих платежей, - начисление и учет - большая проблема.

Начисление платежей будет отражено в годовом балансе и отчёте о финансовых результатах пока только по факту поступления за 2006 год.

Другая проблема по администрированию платежей – невыясненные поступления. Если до введения администраторов платежей невыясненные поступления, возникающие в результате отсутствия в платежном поручении кода дохода, фин.орган самостоятельно уточнял уведомлением код дохода, и к отчетной дате они практически были сведены к нулю, то с введением администраторов доходов эта функция принадлежит им, но к сожалению, еще не все администраторы регионального уровня по поступлениям в муниципальный бюджет подготовили автоматизированные рабочие места и заключили соглашение по информационному взаимодействию с УФК по Краснодарскому краю. По состоянию на 01.04.2006 в отчете по исполнению доходов бюджета муниципального образования город Краснодар невыясненные поступления составляют –11,9 млн.руб., на 01.07.2006 – 3,2 млн.руб., на 01.10.2006 –6,7 млн.руб. Кроме того, администрация муниципального образования город Краснодар в лице администратора не имеет напрямую вышеуказанное соглашение с УФК а работает через департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Реформирование бухгалтерского учета в бюджетной сфере – это не обычные изменения и уточнения, а переход на новую систему ценностей. Меняется именно система, а не частности. Вводятся другие точки отчета и линии координат.

Реформирование бухгалтерского учета является составной частью концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, одобренного Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249. Сутью реформы является переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств.

Основными критериями новой системы бюджетного учета являются:

- интеграция с бюджетной классификацией;
- объединения учета исполнения бюджета и учета в бюджетных учреждениях;
- использование метода начислений.

Прошедший 2005 год был годом собственно перевода всех бюджетных учреждений на новый План счетов бюджетного учёта.

Краснодарский край является одним из прогрессивных регионов России, однако ситуация с переходом на новую Инструкцию по бюджетному учёту оказалась довольно не простой. И связано это было с рядом причин.

Главная проблема, с которой столкнулись бюджетные учреждения города Краснодара при переходе на инструкцию №70н - это необходимость технического переоснащения компьютерной техникой и программным обеспечением, а также недостаточный уровень подготовки пользователей. Объём работ, выполняемых бухгалтерскими службами, значительно увеличился. Существенно возросло количество объектов учёта, появились счета санкционирования расходов, изменен порядок учёта финансовых активов. Очевидно, что вести такой учёт вручную затруднительно. Следует отметить, что некоторые небольшие бюджетные учреждения, ведущие бухгалтерский учет самостоятельно, ранее не использовали автоматизированные информационные системы, этим учреждениям пришлось в кратчайший срок решить серьёзные задачи по техническому оснащению, приобретению бухгалтерских программ, а также по обучению персонала элементарным навыкам работы на компьютере. Как показал опыт внедрения новой инструкции - без автоматизации построить учёт на современном уровне невозможно. В городе Краснодаре всего несколько фирм, занимающихся разработкой и сопровождением программных продуктов по бухгалтерскому учету для бюджетных учреждений. Все централизованные бухгалтерии, ведущие бухгалтерский учет муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта ( их в городе – 20) ранее уже работали с программными продуктами «Комплексный бухгалтерский учет» таких фирм как ООО «Кубнет», ООО «Южный парус» или самостоятельными программными продуктами. В 2005 году департаменту финансов администрации муниципального образования город Краснодар совместно с главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий пришлось решать трудный и болезненный вопрос – с кем работать? Не у «Кубнета», не у «Южного паруса» в начале 2005 года не было готовых программ по переводу на новую инструкцию, а на рынке программных продуктов появились новые фирмы, предлагающие этот продукт. Процедура проведения торгов по приобретению программного продукта заняла бы очень много времени, а его не было. Поэтому было принято решение не менять разработчиков, а совместными усилиями осваивать новую инструкцию. Все работники централизованных бухгалтерий прошли обучение по новому плану счетов, для этого привлекались преподаватели учетно-экономических факультетов ВУЗов нашего города, обязательны были посещения семинаров, проводимых в городе специалистами министерства финансов РФ (Романов С.В. – отдел методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и классификации департамента бюджетной политики Минфина России) и преподавателями Санкт-Петербурга и Москвы. Департаментом финансов был проведен ряд совещаний главных бухгалтеров совместно с разработчиками программного продукта, на которых были скорректированы поэтапные планы работ, разработаны соответствующие мероприятия и сроки их реализации на объектах внедрения программного обеспечения.

Не менее серьезной из возникших проблем оказалась психологическая. Предыдущая инструкция давала конкретные ответы на все возникающие вопросы и содержала в себе требования почти всех нормативных документов по организации бухгалтерского учета. Методология же Инструкции №70н принципиально отличается от неё, Министерство финансов РФ разработало бюджетную классификацию, план счетов и инструкцию по его применению, тем самым оно определило лишь общие подходы к ведению бюджетного учёта. Бухгалтерам необходимо было изменить привычный взгляд на учёт (бухгалтерский учёт приблизился к финансированию, новый план счетов идёт рука об руку с бюджетной классификацией), привыкнуть к 26-значному плану счетов, адаптировать новые правила учёта под отраслевую специфику. С приходом новой инструкции бухгалтеру пришлось самостоятельно формировать библиотеку нормативных документов, которые требуются для работы.

Проблемы, возникающие в ходе изучения новой инструкции и составления отчетных форм, обусловили необходимость проведения ежеквартальных совещаний с главными бухгалтерами.

Надо отметить, что отчет за 9 месяцев 2005 года для главных распорядителей муниципального образования город Краснодар оказался трудным, но, тем не менее, он был составлен и принят. Были в нем и ошибки, были и большие споры по некоторым случаям отнесения на тот или иной балансовый счет или по контрольным соотношениям в документе. Зато, сделав работу над ошибками, годовой отчет за 2005 год был составлен уже осознанно, с меньшим количеством ошибок и в срок.

При переходе на новую версию инструкции по бюджетному учёту (инструкция №25н от 10.02.2006 года) большинство сложностей также было связано с программными продуктами, как это было и при переходе на Инструкцию №70н. Разработчики программ не успевают приводить быстро устаревающие версии программ в соответствие с изменениями в законодательстве, особенно когда они касаются бюджетной классификации. В течение года у разработчиков программ возникают сложности при внесении каких либо поправок, т.к. все коды администраторов увязаны с принятыми бюджетополучателями бюджетными обязательствами. Разработчикам требуется время, чтобы внести изменения в справочник программы, что в свою очередь затрудняет автоматическое получение изменений всей учётной информации. Нередко некоторые финансовые операции компьютерные программы не принимают, и пользователям приходится самостоятельно создавать проводки, которых нет в плане счетов (что предусмотрено инструкцией №25н).

Следует отметить, что большое значение в правильности ведения учёта имеет грамотное применение бюджетной классификации: чтобы израсходованные средства были полностью отражены в учёте, их необходимо верно направить по назначению.

Внедрение новых технологий в бюджетном учёте нашло свое отражение в бюджетной отчётности, подход к составлению которой принципиально изменился. Вся бюджетная отчётность составляется на основании данных Главной книги, поэтому без качественно организованного учёта в разрезе кодов бюджетной классификации невозможно составление качественной бюджетной отчётности. Новая система бюджетного учёта и отчётности позволяет отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году, а также даёт возможность объективно оценивать активы и обязательства.

И в заключение хочется сказать о том важном направлении, в котором мы постоянно работаем, - это подготовка, переобучение специалистов в области бюджетного учёта, потому что прекрасно понимаем, что в любом случае реформу делают люди. В целях повышения профессионального мастерства и качества работы специалистов в области бюджетного учёта в городе Краснодаре постоянно проводится обучение бухгалтеров бюджетных учреждений.

Кроме того, в ходе реализации Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации, для повышения престижа бухгалтерской профессии и соответствия требованиям международных стандартов в городе Краснодаре, начиная с 2006 года, проводится конкурс на звание «Лучший бухгалтер Муниципального образования».