Поиск
 
 
 

Протокол

заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
Сообщества финансистов России


08 октября 2007 г.
г. Анапа

Присутствовали: 35 человек (список участников прилагается).

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Открытие заседания

Приветственное слово первого заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа А.Г.Козловского

От имени руководства города участников заседания приветствовал А.Г.Козловский, отметивший, что заседание секции в городе-курорте Анапа проводится уже в третий раз, и подобные мероприятия почетны для города. Он ознакомил собравшихся с достижениями и актуальными проблемами города-курорта, перспективами развития, привел сведения об исполнении бюджета за истекший год, росте его доходной части и подчеркнул социальную направляющую бюджета.

Вступительное слово председателя секции «Финансисты муниципальных образований», первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар, директора департамента финансов А.Н. Домбровского

Выступление председателя секции было посвящено результатам делового визита делегации секции «Финансисты муниципальных образований» в город Лейпциг и участию в 154-м заседании Комитета финансов Немецкого Союза городов. На нем обсуждались актуальные проблемы бюджетно-финансовой деятельности муниципалитетов Германии, совершенствования межбюджетных отношений, направления реформы муниципальной правовой системы Германии, вопросы налогообложения немецких муниципальных образований, а также предприятий малого бизнеса, налоговые отчисления которых формируют львиную долю доходной части бюджетов муниципалитетов и другие.

По мнению А.Н.Домбровского, у обеих стран очень много схожих проблем, которые следует обсуждать совместно, так как многие вопросы, которые в России еще только возникают, в Германии уже так или иначе решены. Нам необходимо перенять положительный опыт, постаравшись не повторять чужих ошибок.

Руководством секции планируется и в дальнейшем широко развивать сотрудничество с зарубежными коллегами.

2. О совершенствовании бюджетного и налогового законодательства в условиях реализации реформы местного самоуправления»

Докладчик: Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления

В выступлении освещены актуальные проблемы совершенствования бюджетного и налогового законодательства, формирования межбюджетных отношений в ходе реализации реформы местного самоуправления.

Докладчик отметила, что разграничение полномочий между уровнями публичной власти и их четкое оформление через расходные обязательства – основное условие закрепления налоговых доходов за различными уровнями бюджетной системы. К сожалению, в настоящее время происходят постоянные изменения полномочий и вопросов местного значения, которые закрепляются за различными типами муниципальных образований.

Последний федеральный закон о совершенствовании и разграничении полномочий опять внес значительные коррективы в ряд федеральных законов, касающиеся изменения социальных функций и решения так называемых факультативных вопросов местного значения, которые теперь должны финансироваться за счет доходов местных бюджетов. В частности, это крайне затратная для органов местного самоуправления статья – осуществление капитального ремонта жилых домов, состоявших на учете до 1 марта 2005 г.

Серьезные поправки, касающиеся закрытых административно-территориальных образований и формирования муниципального заказа в районах Крайнего Севера, внесены и в Федеральный закон № 131-ФЗ. Хотя в общем эти изменения оцениваются положительно, эффективное исполнение полномочий органами местного самоуправления и внедрение системы среднесрочного бюджетного планирования и БОР невозможны без стабильного разграничения полномочий и функций между уровнями публичной власти.

3. Реформирование государственного и муниципального управления: преимущества и «подводные камни»

Докладчик: Г.М.Кулаченко, генеральный директор компании «Бюджетные технологии» (г.Тюмень)

В выступлении обозначены основные направления масштабных преобразований системы государственного и муниципального управления: административная реформа, реформа бюджетного процесса и реформа бюджетного сектора. Подробно освещены предпосылки, основания, основные задачи и проблемы реализации административной реформы.

Особое внимание в докладе уделено стратегии развития бюджетной системы, предусматривающей реализацию принятых концепций (с 1999 года по настоящий период разработано четыре концепции). Учитывая практический опыт претворения концепций в муниципальных образованиях, Г.М.Кулаченко перечислила основные проблемы реформирования бюджетной системы, среди которых названы проблемы формирования реестра расходных обязательств, сложности внедрения среднесрочного финансового планирования, проблемы в процессе администрирования доходов.

Во второй части выступления рассмотрены вопросы организации финансового менеджмента, реформирования бюджетной сети.

Доклад Г.М.Кулаченко вызвал большой интерес в зале.

4. Об организации пассажирских перевозок в муниципальных образованиях и финансировании предприятий, обеспечивающих перевозку пассажиров, на примере городов Тулы, Калининграда

Докладчики: Е.А.Митина, начальник финансового управления администрации города Тулы

Т.Н.Никитченко, начальник отдела доходов бюджета комитета по финансам и контролю мэрии города Калининграда

Е.А.Митина отразила в выступлении особенности организации транспортного обслуживания населения в данном муниципальном образовании.

Она остановилась на главном проблемном аспекте для муниципального образования – государственном регулировании цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа, расходами муниципального образования, связанными с этим регулированием. Данный вопрос в городе не урегулирован в связи с отсутствием четких формулировок в существующем законодательстве.

Т.Н.Никитченко предоставила участникам заседания сводный аналитический материал «О финансировании пассажирского транспорта и льготном проезде граждан в городах Российской Федерации в 2007г.», подготовленный по результатам запроса, проведенного секцией среди членов Сообщества.

В ходе выступления Т.Н.Никитченко осветила процесс организации работы по перевозке пассажиров муниципальными и коммерческими предприятиями города, подчеркнув убыточность муниципальных предприятий. Она вкратце рассказала о компенсационных выплатах для льготных категорий граждан, реализации целевой программы «Повышение безопасности населения на дорогах г. Калининграда» и осуществлении контроля за работой городского общественного транспорта.

5. О Фонде содействия реформированию ЖКХ

Докладчик: Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления

Создание Фонда является серьезным прорывом в деле финансирования капитального ремонта и вселения граждан в первую очередь в муниципальный жилищный фонд. Те 250 млрд руб., которые будут выделены в период с 2008 до 2012 г., – значительная сумма. Из нее более половины пойдет на капитальный ремонт, остальная часть – на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Однако для муниципальных образований выполнение условий, необходимых для получения субсидий из Фонда, является большой проблемой, поскольку выделять субсидии предполагается не самым нуждающимся, а тем субъектам РФ и муниципальным образованиям, которые реально осуществляют реформу ЖКХ.

Л. И. Пронина остановилась на двух наиболее трудных для исполнения органами местного самоуправления условиях получения субсидий. Во-первых, доля частного капитала в предприятиях ЖКХ должна составлять 25% (до 2009 г.), 50% (2009–2010 гг.) и 75% (2011–2012 гг.), то есть постоянно расти. Во-вторых, требуется составление земельных кадастровых планов по участкам, выделяемым под многоквартирные дома.

В докладе было уделено внимание и проблемам, которые не решены. В частности, муниципальным образованиям не предоставлено право непосредственной подачи заявок в Фонд – они могут это сделать только через субъект РФ. Но и субъект РФ вправе получить субсидию, только если не менее двух МО (где проживает не менее 20% населения субъекта) на его территории выполнили условия, содержащиеся в законе.

6. Особенности учета операций по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в свете статьи 42 Бюджетного кодекса РФ

Докладчик: В.Г.Тереник, начальник отдела учета и отчетности администрации муниципального образования город Краснодар

Во вступительной части доклада В.Г.Тереник подчеркнула, что обозначенный выше вопрос является актуальным как для субъектов РФ, так и для муниципальных образований.

Она изложила хронологию событий в муниципальном образовании город Краснодар, определивших выбор действующего на сегодняшний день механизма учета доходов учреждений от предпринимательской деятельности.

Новая инструкция «О порядке ведения учета администраторами доходов и получателями средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на лицевых счетах, открытых в департаменте финансов администрации муниципального образования город Краснодар» разработана и принята в соответствии со ст.42 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующей порядок отражения в доходах местного бюджета доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Разработчиками ООО «Информационные системы «Криста» готовится проект технического задания для внедрения объекта «Подсистемы учета средств от предпринимательской деятельности получателей средств бюджета» в департаменте финансов администрации муниципального образования город Краснодар.

7. О необходимости совершенствования законодательства в целях повышения доходной базы бюджета муниципального образования

Докладчик: Т.В.Петрухина, заместитель директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар

Центральным аспектом выступления Т.В.Петрухиной стали актуальные проблемы, затрагивающие сферу межбюджетных отношений, которая за прошедший период неоднократно реформировалась.

В этом направлении достигнуты позитивные результаты: на федеральном и региональных уровнях установлены стабильные доходные источники бюджетов муниципальных образований, что способствовало обеспечению сбалансированности местных бюджетов, возможности долгосрочного и достоверного планирования доходов и расходов бюджета. Однако остаются нерешенными многие проблемы в области бюджетного, налогового, гражданского законодательства, законодательства о местном самоуправлении и в области финансово-бюджетного контроля, перечисленные докладчиком в ходе дальнейшего выступления.

8. Рынок долгосрочного долга: проблемы и их решения (Обзор законодательства о закупках и законодательства о рынке ценных бумаг)

Докладчик: Н.Ю.Грачева, начальник отдела государственных финансов инвестиционного департамента АКБ «Промсвязьбанк», г.Москва

Н.Ю.Грачевой были подготовлены и предоставлены участникам заседания материалы по обозначенной тематике для рассмотрения и обсуждения в индивидуальном порядке.

9. Реализация требований изменения законодательства средствами ПК «Сапфир» в регионах РФ

Докладчик: Р.Г.Серазиденов, генеральный директор НОУ «ЦИФТ» (г.Екатеринбург)

В выступлении освещены функциональные задачи ПК «Сапфир», пути реализации требований изменения законодательства средствами системы, возможности по формированию реестра расходных обязательств, среднесрочного финансового плана и прогноза социально-экономического развития, вопросы синхронизации финансирования и финансирования в разрезе государственных (муниципальных) услуг и другое.

10. Разное

В адрес руководства секции поступило предложение из комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула, содержащее вопросы для рассмотрения в ходе данного заседания. А.Н.Домбровский предложил специалистам, присутствовавшим в зале, поделиться накопленным опытом и обсудить вопросы в области земельного, бюджетного и налогового законодательства, представляющие практический интерес для финансовых органов муниципальных образований.

В ходе дискуссии обсуждались вопросы регулирования бюджетного процесса в свете новой редакции Бюджетного кодекса РФ, размещения муниципального заказа, осуществления муниципального земельного контроля, порядка составления и ведения кассового плана, финансирования негосударственных образовательных учреждений и работ по капитальному ремонту жилищного фонда и другие.

На основании обозначенных в ходе дискуссии актуальных проблем, было принято решение о сборе предложений финансовых органов муниципальных образований с целью внесения изменений в положения Бюджетного кодекса РФ и направления их в Комитеты Государственной Думы РФ.

11. Подведение итогов

Подводя итоги данного заседания, А.Н.Домбровский заострил внимание участников на решении, принятом на одном из заседаний секции в 2006г., о сборе материалов об истории муниципальных финансов с целью для издания сборника и рекомендовал руководителям финансовых органов активизировать работу по сбору данной информации.

А.Н.Домбровский поблагодарил участников за активную работу, поручил оргкомитету секции обобщить материалы докладов и выступлений, разместить их на официальном сайте секции, довести до сведения всех членов секции.